Конспект занятия по развитию речевого творчества: "Маленькие поэты" (старшая группа)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект с приложением по развитию речевого творчества для детей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речевого творчества  для детей старшей группы:

« Маленькие поэты»

Цель: Развитие речевого творчества детей.

Задачи:

  1. Воспитывать интерес детей к поэзии.
  2. Закрепить умения детей находить изображения (слова-рифмы),

 заканчивать стихотворные строчки, подбирая верные слова не только по рифме, но и по смыслу.

  1. Развивать у детей речевые творческие способности (сочинение простейших стихов).
  2. Воспитывать желание помогать другу.

Материал: Энциклопедия художников,  три картины, карточки-рифмы, сундучок, «живая мнемотаблица» по стихотворению Маршака «Апрель», презентация физминутка «Весна», смайлики радостные и грустные.

Предварительная работа: Наблюдение за природой весной; чтение стихов; знакомство с творчеством поэтов; речевые игры;  организованная образовательная речевая деятельность.

  Ход занятия:

Дети стоят на коврике.

Воспитатель:  Посмотрите ребята у меня в руках книга о знаменитых художниках и их картинах. Здесь собраны самые красивые картины. Мой   друг, художник – Тюбик,  тоже мечтает выпустить свою книгу, в которой будут нарисованные им картины. Однажды он взял свои картины и отнес их в издательство, но ему сказали, что к картинам нужны стихи, а он не поэт, а художник. Очень жалко,  если его мечта не осуществится.                                 Чем мы можем помочь Тюбику? …………(Сочинить стихи)

А как мы сообщим, что мы сочинили? ……….(Запишем на диктофон)

Да, сложную задачу задал нам Тюбик.

(Воспитатель обращает внимание детей на первую картину на мольберте.)

Рассмотрите первую картину,   вы помните какие-нибудь стихи про весну, может быть, если мы подберем уже знакомый стишок к картине, то нам придумывать будет меньше?

( дети называют название знакомого стихотворения).

(Федор Иванович Тютчев «Зима не  даром злится»)

Воспитатель: Ребята, чтоб на диктофоне записалось много голосов, предлагаю рассказать стихотворение «По цепочке», передавая диктофон.

(Дети рассказывают стихотворение.)

Ребята, какими образными словами поэт назвал весну и зиму.

Дети: Зима - ведьма злая, Весна – прекрасное дитя.

Воспитатель:         Молодцы, к одной картине подобрали стихотворение, но от нее прямо холодом повеяло, проходите на стульчики рассмотрим другую картину.

Подумайте, есть ли у вас на примете  знакомое стихотворение для этой картины ?

Воспитатель: Давайте я вам помогу. Посмотрите на экран.

(«Живая мнемотаблица» по стихотворению Маршака «Апрель»)

(Дети вставляют слова и рассказывают стихотворение).

Воспитатель: Вот и вторую картину озвучили, осталась последняя, теперь мы точно поработаем поэтами и придумаем сами стихотворение.

Появляется художник Тюбик: ребята стойте,  я хочу научиться,  сам сочинять, научите?

А что  нужно уметь, чтобы сочинять хорошие стихи?

Дети:  Подбирать рифмы. .

Тюбик: А что такое рифмы?

Дети: слова, которые одинаково заканчиваются.

Воспитатель: Правильно.

Давайте поиграем. Чтобы ты,  Тюбик, хорошо понял, что такое рифма, поиграй с ребятами в увлекательную игру. Я положу в «сундучок»  слова, которые оканчиваются на «ок» – платок, и далее (замок, сапожок, башмачок, утюжок, бачок, песок, мешок, цветок, листок, стишок, колосок, горшок, порошок, сырок, жучок, каток, комок, дымок, дубок, урок, носок) и т.д.

Тюбик: можно, я тоже скажу слово?

 « Снеговичок», только на полянке он уже растаял.

Воспитатель: Ничего удивительного, ведь наступила весна.

Физминутка «Весна» (презентация)

Тюбик:  как у вас хорошо получается! Тогда помоги мне разобраться в моих картинках.

Воспитатель: - Я думаю,  ребята справятся.

Игра «Парные рифмы»

Дети называют пары и отдают картинки художнику.

(часы-весы лук-жук, шкаф-жираф).

Тюбик: я все понял, слушайте….

Ра-ра-ра начинается ..(гора)

Са- са-са на цветке сидит… (коса)

Воспитатель: Ребята, по моему,  у Тюбика какая то перепутаница получилась. Кроме рифмы,  в стихах должен быть смысл.

Вот слушай………….

Су-су-су было холодно в …(лесу)

Чи –чи-чи у солнца яркие …(лучи)

Жа-жа-жа разбудили мы …(ежа)

Ша-ша-ша,  ох погода …..(хороша)

Ва-ва-ва пробивается…..(трава)

Ре-ре-ре стоит домик на …..(горе)

ФИЗМИНУТКА.(на экране про весну)

Воспитатель: Попробуем придумать рифму со смыслом.

Посмотрите на нашу картину и найдите на ней слова,  которые рифмуются

Дети………(домик-гномик, елка-пчелка, машина-малина).

Воспитатель располагает на доске эти пары.

Воспитатель: Затем придумайте слова признаки, например какой домик, какой гномик.

Дети……………..(Например: веселый гномик, кирпичный домик; Воспитатель: мне понравились ваши слова.

Воспитатель: Затем добавим слова действия. т.е. что он делает.

Дети………(Например: Идет веселый гномик;  стоит кирпичный домик и др.)

Воспитатель: очень подходящие слова, давайте обозначим их картинками. У нас получилось стихотворение,  попробуем его рассказать:

Идет веселый гномик -  стоит кирпичный домик

Воспитатель: По этому примеру придумайте стишок по другим картинкам.

Растет зеленая елка – летит трудолюбивая пчелка

Едет красная машина -  растет вкусная малина.

Воспитатель обращается к Тюбику:

 Ты запомнил, какие стишки ребята придумали.

Тюбик: Да, и запомнил и записал. Молодцы ребята.

Наверно вам было легко и интересно играть в рифму, кто так считает, возьмите у меня смайлик-улыбку. А если вам было трудно серьезный смайлик.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речевого восприятия в старшей группе на тему: «Звуки и буквы О, У».

Конспект занятия по развитию речевого восприятия для детей с задержкой психического развития....

Конспект занятия по развитию речевого творчества: Сочинение сказки на тему: «Времена года. Осень» (Приключение кленового листочка)

Данная разработка направлена на развитие связной речи детей, на закрепление навыков использования в речи глагольной лексики, подбора прилагательных определений.Занятие развивает творческое воображение...

Конспект занятия по развитию речевого творчества в старшей группе: СОЧИНЕНИЕ СКАЗКИ, ИСТОРИИ НА ТЕМУ: «ВРЕМЕНА ГОДА. ВЕСНА» («ПРИКЛЮЧЕНИЕ КАПЕЛЬКИ»)

Данная разработка направлена на развитие связной речи у детей и на закрепление навыков использования в речи глагольной лексики, подбора прилагательных, определений. Занятие учит детей расска...

Программа по развитию речевого творчества "Маленькие сказочники"

Данная программа направлена на развитие  речевого творчества детей через развивающие игры. За основу были взяты идеи Джанни Родари, который полагал, что воображение не есть привилегия избранных, ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Зимующие птицы » Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Составление рассказа по схеме о комнатном растении.»

Закрепить знания детей о зимующих и перелетных птицах, условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих птиц. Упражнять в образовании сложных прилагательных, согласуя их с существительными в мужском ...

Конспект занятия по развитию речевого (фонематического) восприятия в старшей группе для детей с ЗПР. Тема: Звуки [А], [У].

Представленный конспект занятия может быть использован учителями-логопедами в процессе обучения детей дошкольного возраста с ФФН, ОНР, ЗПР....