Конспект
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Котенёва Александра Евгеньевна

В гости к Умке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_v_gosti_k_umke_.docx34.38 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

                                                      НОД «В гости к Умке»

Подготовительная группа

                                                                                                   

                                                                                                  Воспитатель:

Ефремова А.Е.

Цель: развитие познавательной и речевой активности в игровой и коммуникативной деятельности на программном содержании «Животные Севера»

Задачи:

ОО

Задачи

Планируемый результат

«Познавательное развитие»

Продолжить формирование целостного представления о животных Севера (признаки, среда обитания, взаимодействие с человеком);

Формировать опыт применения приобретенных представлений в новой игровой ситуации;

Ввести понятие «предлог» как маленькое слово, помогающее соединять слова в предложении; познакомить с названиями детенышей.

Проявляют интерес к теме «Животные Севера»;

Умеют находить общие признаки («северные животные»);

Умеют самостоятельно вычленить признаки животных из текста загадки;

Правильно выделяют признаки животных в новой игровой ситуации (театрализованная игра «Теремок на новый лад»);

Дети знакомятся с новым словом «предлог», названиями детенышей (тюлень-белёк, песец – щенок).

«Речевое развитие»

Развитие речевого слуха;

Расширять словарный запас на основе формирования новых преставлений о мире (животные Севера);

Активизировать и расширять словарь признаков;

Формирование активного и пассивного словаря;

Развивать у детей грамматический строй речи: упражнять детей в правильном употреблении предлогов;

Развивать связную речь: составлять предложения по картинке.

Умеют вычленять первый звук в лове, комбинировать, соединять звуки, составляя слово «Умка»;

Правильно слышат и произносят звуки в слове («Умка»);

Правильно называют животных Севера (тюлень, песец), детенышей (тюленёнок, моржонок и др.)

Используют в игре слова-признаки (например, «толстолапый», «длиннорогой» и др.)

Дети свободно используют в речи слова: глобус, север, льдина, медведь, олень, морж, лапа, рога, копыта. С помощью взрослых используют слова: песец, белёк, ласты, клыки, полярное сияние, предлог.

Умеют с помощью взрослого составить предложение с предлогом (по картинке);

Умеют образовывать новые формы слов (оленёнок, моржонок и др.), сложные слова.

Умеют с помощью взрослого составить предложение по картинке.

«Социально-коммуникативное развитие»

Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;

Воспитание внимательного, заботливого отношения к другому, к природе.

С помощью взрослого умеют взаимодействовать со сверстниками в новой театрализованной игре;

Проявляют готовность помочь другому (Умка).

«Художественно – эстетическое развитие»

Развитие эмоциональной отзывчивости посредством восприятия фото т видео зарисовок природы Севера, просмотра видеосюжета с моржами;

Поощрять исполнительское творчество;

Формирование опыта ритмических движений.

Дети проживают, умеют адекватно выражать эмоции радости, удивления, восторга;

Умеют принять роль в театрализованной игре;

Дети умеют ритмично выразительно двигаться под музыку (охотно это делают).

«Физическое развитие»

Развитие крупной моторики, координации движения и речи (игра с мячом «Придумай слово»). Мелкой моторики (игра «Помоги детенышам»), двигательной активности.

Умеют ловить и бросать мяч, последовательно сочетать движение со словом; графически (карандашом) соединять изображения предметов линиями.

Предварительная работа: Чтение энциклопедии «От полюса до экватора», «Мы познаем мир». Беседа на тему «Дикие животные севера», художественное творчество рисование «Дикие животные севера», просмотр советского мультфильма «Умка», ТРИЗ игра «Теремок».

Материалы и оборудование: слайдовая презентация по теме, ноутбук, проектор, письмо, глобус, карточки с изображениями взрослых животных и их детенышей, фломастеры, картинки с изображениями взрослых животных, картинки с изображением частей тела животных, сюжетные картинки с животными.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент:

Дети играют.

Слайд 1.

Звучит сигнал СМС. Воспитатель обращает внимание на сигнал. Предлагает детям найти откуда он раздается. Подходят к экрану.

Слайд 2.

На экране появляется письмо. Звучит голос.

Так это не простое письмо, оно звуковое. (Слушают текст письма)

«Здравствуйте, ребята, я живу на севере. Здесь очень холодно, но красиво. Кругом белым бело. Все блестит и искриться на солнышке. Я очень хочу подружиться с вами. Слышал, вы живете очень дружно и весело, знаете много игр. Приглашаю вас в гости и прошу, научите меня новым играм.  А для вас, я сейчас придумал свою игру. В вашей группе появился первый признак зимы. Там вы найдете моё имя. Оно зашифровано»

- Ребята, а где же этот признак, зимы. Что же это может быть?

Дети находят сугроб, внутри сугроба конверт с заданием.

- Посмотрите, здесь написаны правила игры

Инструкция: «Если вы возьмете по первому звуку в каждом слове, то узнаете мое имя. До встречи».

- Что изображено на картинке? Какой первый звук?

Дети собирают имя. Получилось Умка.

- Ребята, так кто же прислал нам письмо.

- А как вы сделали это?

II. Основная часть.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята вы хотите отправиться в гости к медвежонку Умке?

Дети: Да.….

Воспитатель: Где он живет?

Дети: на севере.

Воспитатель: А где на севере?

Это далеко или близко?

Где мы можем увидеть север?  

А у нас в группе есть что-то, где мы можем увидеть Север?            

(Дети подходят к глобусу)

А глобус -это что?

Дети: Глобус – это уменьшенная модель нашей планеты.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где здесь север?

Почему он белый?

(дети показывают на глобусе)

Воспитатель: Умка живет на севере. Там очень холодно и мы можем замерзнуть. Что же делать? Давайте наденем тёплые шапки, шубы, варежки, шарфы, валенки. (Дети имитируют движения). Ребята предлагаю взять с собой фотоаппарат и сделать фотографии на память. Вот теперь мы готовы.

А как мы попадем на Север? На машине долго, самолет туда редко летает.

(ответы детей)

Воспитатель: У нас есть глобус, он нам и поможет. Сейчас он нас отправит на Север и потом подаст сигнал, когда настанет пора возвращаться. Раскружим глобус и скажем волшебные слова

« Глобус этот не простой!

Он волшебный, вот какой!

Покрути его чуть – чуть

Отправляйся в дальний путь!»

Слайд 3,4,5 (смена поясов)

(вращаясь, подходим к проектору)

Слайд 6. На экране появляются северный полюс - видео презентация

Слайд 7, 8, 9, 10 – Красота Севера

Слайд 11

Воспитатель: А вот и Север. Как же здесь красиво! Нас встречает Умка. Здравствуй Умка.

Умка: Здравствуйте, ребята. Вас так много, и я не один, тоже с друзьями пришел. Отгадайте, кто мои друзья.

"Отгадай загадку"

Слайд 12.

Я без моря - никуда,

В море - вся моя еда.

Сам живу на берегу,

Круг полярный стерегу.

Лапы - что-то вроде ласт.

Я как морж, но не клыкаст.

(Тюлень)

Воспитатель: А как ты отгадал (а), что это тюлень?

Дети: Лапы - ласты. Любитель рыбы. Похож на моржа только без клыков.

Слайд 13.

Что за хищник в Заполярье,

С шелковистым ценным мехом,

Летом плавает отлично,

А зимою осторожный,

И ведёт ночную жизнь,

В грудах снега норы строя,

Лабиринтами кружит.

Он, похожий на Лисицу,

Лает издали на птицу…

И охотник, и хитрец,

Кто скажите мне? ... (Песец)

Воспитатель: Как ты догадался (лась), что загадка про песца?

Дети: шелковистый ценный мех; похож на лисицу.

Слайд 14.

У него большие бивни,

Но не те что у слонов.

Ходит ластами во льдах,

Этот зверь довольно сильный,

В северных живёт морях.

(Морж)

Воспитатель: Как ты узнала, что загадка о морже?

Дети: Клыки, тяжелое тело, сильный.

Слайд 15.

Здесь Ледовитый океан.

Плывёт на льдине капитан.

Он в белой шубе, он лохмат

Как брат лесной, он косолап.

(Белый медведь)

Воспитатель: А как ты отгадал (а), что это белый медведь?

Дети: у него белая шуба; он брат косолапого.

Слайд 16.

В тундре он бродит большими стадами,
Словно короной, красуясь рогами.
Воспитатель: А как догадалась, северный олень?

Дети: живет в тундре, служит транспортом, имеет рога

Слайд 17.

Воспитатель: Ребята, а как можно назвать этих животных одним словом.

Дети: Животные Севера (северные животные, животные холодных стран).

«Назови, одним словом»

(Из за экрана вылетает снежок).

Воспитатель: Ох, Умка, ты и озорник, решил с нами в снежки поиграть? Слайд 18.

(Умка смеется)

Мы с ребятами тоже любим, играть в снежки, ими можно кидаться, а можно играть со снежками, как в мяч, придумывая новые слова. Посмотри, мы с ребятами тебе сейчас покажем (воспитатель стоит в центре круга)

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Умке о животных, какие они. Я вам буду называть признак животного предложением, а вы мне этот же признак одним словом.

(обращается к каждому ребёнку)

-У белого медведя толстые лапы, какой он? (толстолапый)

- у него черный нос, он какой? (черноносый)

-У северного оленя длинные рога, он какой? (длиннорогий)

- у него быстрые ноги? Он какой? (быстроногий)

-У моржа острые зубы, какой он? (острозубый)

- у него длинные усы, он какой? (длинноусый)

-У тюленя толстая кожа, какой он? (толстокожий)

- у него большие глаза, какой он? (большеглазый)

- У песца длинный хвост, какой он? (длиннохвостый)

- У песца короткие лапы, какой он? (коротколапый).

- Умка тебе понравилась игра?

Слайд 19.

Умка: Да, очень понравилась! Сколько новых, интересных слов вы придумали. А задания были очень сложные, какие вы молодцы. Мы с друзьями обязательно будем играть в эту игру.

Воспитатель: в снежок играть у меня руки замерзли, может, попрыгаем и побегаем?

Слайд 20.

Умка: Хотите потанцевать с моим другом белым медведем?

Слайд 21.

Видео «Танцующий белый медведь».

Слайд 22.

(Звучат звуки детенышей)

Воспитатель: Тсс….Что это? Что за звуки? Что случилось? Ребята, спросите у Умки, что это за звуки?

(Дети спрашивают)

Слайд: 23.

Умка: это плачут детеныши. Они потерялись.

Воспитатель: Как? Они не могут найти своих мам? Ребята, а мы можем им помочь? А как можем?

Присядем за столы. Как вы думаете, что надо сделать?

(ответы детей)

Инструкция (соедините линиями взрослого животного и его детеныша)

«Найди ошибку» (работа с карточками) 

Воспитатель: Все справились? Проверим.

Слайд 24.

Медведица нашла…

Тюлениха нашла….

Слайд 25.

Умка: Ура! Все нашлись!

Воспитатель: Ребята, мы не только с вами поиграли, но и  сделали доброе дело. Продолжим играть?

Слайд 26.

(Умка прерывает воспитателя)

Умка: Постойте, постойте. Я вижу у вас фотоаппарат. Я тоже люблю фотографировать и хочу показать вам свои фотографии.

Воспитатель: Мы с удовольствием посмотрим твои фотографии. Дети подходят к доске, она закрыта материалом, открываем….. посмотрите какие интересные фотографии.

(фото животных + предлоги)

 Но это не просто фотографии, Умка и здесь придумал игру. Вы такую игру знаете? В такую игру, мы с вами еще не играли. Она называется «Составь предложение с предлогом» Посмотрите, над каждой фотографией есть маленькое слово. Это слово-предлог. Предлог это – маленькое слово, которое служит для связи слов в предложениях.

(фото животных + предлоги)

Игра «Составь предложение по картинке»

Инструкция (вам нужно составить предложение по картинке, будем составлять предложения, используя данный предлог)

Посмотрите на первую фотографию; составьте предложение с предлогом ОКОЛО и т.д.

Воспитатель: Ребята, у вас получились замечательные предложения, как сказка.

Слайд 27.

Умка: А что такое сказка?

Воспитатель: Ребята, а ведь со сказкой тоже можно поиграть. В какой сказке есть много животных?

Дети: «Теремок». 

Воспитатель: Давайте попробуем ее обыграть, но сделаем ее на северный лад. Что бы обыграть сказку, что нам нужно?(Где жили звери)

Дети: Построить теремок.

Воспитатель: Из чего мы можем построить теремок?

(Дети предлагают свои варианты и начинают строить.)

Воспитатель: Так теремок у нас есть, а герои? Умка, у тебя случайно нет масок?

Слайд 28.

Умка: Да, есть. Возьмите, пожалуйста.

(воспитатель помогает одеть маски при этом называет каждого героя моржи-сильные клыки, песцы-пушистые хвосты, олени- быстрые ноги, тюлени- лучшие пловцы, медведи-хозяева севера)

Воспитатель: Вот и герои. Пара начинать игру. Я буду рассказчиком, вы делаете те действия, которые я буду проговаривать.

ТРИЗ игра «Теремок».

Чтец: Стоит на льдине теремок, он ни низок, ни высок. Ползут по льдине Моржи, видят, стоит теремок, поселились в нем. Подплывают к льдине Тюлени, стучат. И сказалиТюлени:

-Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?

-Это мы – Моржи. А вы кто?

 -А мы Тюлени.

и рассказали тюлени о себе и стали они жить вчетвером. Бегут по льду северные олени. Постучались.

-Тук-тук. Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?

- Мы-Моржи, мы-Тюлени, а вы кто?

- А мы Олени.

И рассказали олени о себе и стали они жить вшестером.

Крадутся к теремку Песцы.(стучаться)

- Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?

-Это мы-Моржи, это мы –Тюлени, это мы-Олени. А вы кто?

-А мы Песцы.

И рассказали Песцы о себе и стали они жить ввосьмером.

Идут переваливаясь по льдине белые медведи. (стучатся)  

-Кто-кто в теремочке живет, кто-кто в невысоком живет?

-Это мы-Моржи, это мы –Тюлени, это мы-Олени. Это мы- Песцы. А вы кто?

-А мы медведи.

И рассказали медведи про себя, а звери сказали, что у них мало места. Вышли все звери из теремка и предложили медведям построить новый, просторный теремок. И построили животные большой теремок для всех.

Слайд 29.

Умка (хлопает): Спасибо вам ребята за интересную сказку.

Воспитатель: Ребята давайте снимем маски.

Слайд 30.

Звучит сигнал. Умка наше время истекло. Спасибо тебе Умка за гостеприимство. Нам с тобой было очень интересно, но нам пора.  До свидания, умка.

Слайд 31.

Умка: До свидания, ребята. Спасибо за игры. С вами было очень интересно.

Слайд 32.

(на слайде начинается обратный отсчет времени 5,4,3,2,1,0)

Слайд 33,34,35 – смена полюсов.

Воспитатель: Снимаем одежду. Вот мы и дома.

Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии?

Ребята, какая игра вам понравилась больше всего?

А где было трудно?

Ребята, хотите посмотреть, какие фотографии у нас получились?

Слайд 36-44

(дети идут просматривать фотографии)

Слайд 45 Телеграмма

Слайд 46 «Танец моржей»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....