Конспект НОД по развитию речи для детей старшей группы с ЗПР на тему «Одежда»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Данное занятие предназначено для детей старшего возраста с задержкой психического развития.

Цель: Совершенствовать и расширять словарь детей по теме «Одежда».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_odezhda.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение №77 г. Липецка

Конспект НОД по развитию речи для детей

старшей группы с ЗПР

на тему «Одежда»

Подготовила: учитель-дефектолог

                                                    Дорошина Е.Г.

г. Липецк 2020

Коррекционно-образовательные задачи:

- Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит.

- Закреплять в речи существительное с обобщающим понятием одежда, уточнять и расширять словарь по теме.

- Формировать навык образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.

- упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

-упражнять в образовании относительных прилагательных.

-упражнять в согласовании числительных с существительными

Коррекционно-развивающие задачи

- Развивать фонематический слух, связную речь, мышление, общую моторику, зрительное внимание, темп и ритм речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

- Формировать навык сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

1. Организационный момент.

Упр. «Неделька»

Дети встают  в круг.

Педагог бросает мяч ребёнку и называет  любой день недели.

Например:

−Среда. Назови следующий день недели. (Или назови предыдущий день недели.)

Ребёнок называет день недели и бросает мяч обратно педагогу. Педагог  называет следующий  день недели и т. д.

Можно предложить назвать все дни недели по порядку. Дети бросают мяч друг другу.

2.Введение в тему.

Послушайте и отгадайте загадку:

Везде ты видишь вещи эти, ведь в них удобно и тепло,

И много их на белом свете, но их запомнить – мудрено.

Эти вещи надо знать, в них хорошо играть и спать.

Гулять и летом и в мороз, и даже в холод спрятать нос.

Они о многом могут рассказать:

Кто их надел, куда пошёл, зачем их надо примерять?

Для ног, для рук, для головы, они важны и хороши.

Красивы – просто загляденье, о чём моё стихотворенье?

- Правильно, это загадка о самых разных вещах, которые можно назвать одним словом - одежда.

Мы сегодня будем говорить об одежде.

- Нужна ли одежда человеку и для чего она нужна? - Нужна. Для защиты нашего тела от холода, дождя, солнечного ожога.

- Какая бывает одежда?- Одежда может быть лёгкой, тёплой. Обычно про сарафаны, шорты, футболки говорят, что это летняя одежда, про шубы, куртки, тёплые пальто – зимняя одежда.

- Какую одежду носят, когда тепло, а какую, когда холодно?

3.-«Правильно ли мы одеваемся»

Педагог называет   действия,   которые   мы совершаем   при   одевании,   в   измененной   последовательности.

Дети находят ошибку в высказывании.

Например:

Педагог: Мы наденем пальто, а затем кофту.

Ребёнок: Нет. Мы наденем кофту, а затем пальто.

В гости приходит Незнайка.

-Здравствуйте ребята, я шел к вам в гости и очень сильно замерз.

Это потому что ты одет не по сезону. Давайте ребята расскажем Незнайке, как правильно подбирать одежду в разное время года.

4.Упражнение «Времена года»

(усвоение глагола – надеть).

Я надену осенью куртку, брюки и т. д.

Я надену зимой ….

Я надену весной ….

Я надену летом ….

-Ребята, мы помогли нашему Незнайке подобрать одежду, но давайте с вами нашу одежду назовем ласково. Посмотрите на картинки.

5.Упр. «Назови ласково»

Шапка-шапочка

Шарф-шарфик

Носки-носочки

Кофта-кофточка

Юбка-юбочка

Шорты-шортики

Брюки-брючки

Платье- платьице

Куртка-курточка

6.- «Пальчиковая гимнастика»

Ребята, а наш Незнайка пришёл к нам без перчаток, а сейчас какое время года?

Правильно, зима. Давайте вместе с Незнайкой наденем перчатки.

Я перчатку надеваю

Я перчатку надеваю,                  Дети поглаживают по очереди одной

Я в нее не попадаю.                   рукой другую, как будто надевают перчатку.

Сосчитайте-ка, ребятки,             Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Сколько пальцев у перчатки. 

Начинаем вслух считать:        

«Раз, два, три, четыре, пять».     Загибают пальчики на обеих руках,

начиная с больших.

-Молодцы, а теперь давайте с вами побудем волшебниками. Был один, а станет много. Я называю предмет и бросаю вам мяч, а вы ловите и говорите, как они будут называться, если их много.

7. -Упр. «Один - много»

Шуба – шубы

Шарф – шарфы

Юбка – юбки

Пиджак – пиджаки

Кофта – кофты

Платье – платья

Куртка – куртки

Рубашка – рубашки

8.«Четвертый лишний»

Ребята, наш Незнайка решил нас проверить. Он сомневатся, что мы с вами можем найти лишний предмет.

Послушайте внимательно, что здесь лишнее

-Шапка, косынка, волосы, кепка

Платье, юбка, брюки, сарафан

Шорты, шубы, футболка, сарафан 

 -Молодцы, мы с вами справились!

9.- Игра «Что из чего?»

Ребята, одежду шьют на специальных фабриках. Туда привозят ткани, из которых швеи шьют по выкройкам. Одежду шьют из разных тканей: из меха, драпа, льна, хлопка. Готовую одежду везут в магазины, и там мы с вами её покупаем.

Взрослый говорит обратить внимание на картинки, где изображена девочка и мама:
- У мамы и у Тани много одежды. Она сшита из разных тканей. Давайте расскажем, из чего и какие бывают предметы одежды.
- Платье из шёлка 
(какое?) – шёлковое.
- Кофта из шерсти 
(какая?) – шерстяная.
- Сапоги из кожи 
(какие?) – кожаные.
- Сапоги из резины 
(какие?) – резиновые.
- Пальто из драпа 
(какое?) – драповое.
- Брюки из вельвета 
(какие?) – вельветовые

10.Физкульминутка: 

Давайте, изобразим портного.

(Дети выполняют движения в соответствие с текстом)

Вот портной наш шить устал,

Он со стула быстро встал,

Расправил плечи, потянулся,

Потом он низенько нагнулся.

Затем на цыпочки поднялся,

Поприседал, потом размялся.

К работе можно приступать,

Теперь нам долго не устать.

11.-Упр. «Посчитай»

Ребята, а давайте теперь посмотрим, сколько же изображено у нас одежды и попробуем посчитать.

Одна рубашка, две …, три…, четыре …, пять …;

одно платье, два …,  три …,  четыре …, пять …;

один шарф,  два …,  три …,  четыре …,  пять ….

12.-Упр. «Сравни и найди отличия».

- Ребята, а давайте попробуем сравнить одежду у Тани и ёё мамы,что общего и чем отличаются.

-Пальто и плащ

-Платье и сарафан

13. « Магазин «Одежда»

Мы с вами молодцы, много заданий выполнили. И  вот смотрите, что изображено на картинке? Мы попали с вами в магазин.

- В магазине много разной одежды. Купить ее может тот, кто ее сможет подробно описать. Например: Я хочу купить розовое шерстяное платье. У этого платья длинные рукава с манжетами, розовый кружевной воротник. У этого платья есть два кармана. Это платье очень красивое и теплое. 

14. Итог занятия.

Вспомнить о чём говорили. Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с ТНР. Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Конспект по развитию речив подготовительной группе с ТНР.Тема: «Рассматривание картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по лексической теме «Мебель».

Познакомить детей с историей появления мебели, люди каких профессий участвуют в изготовлении мебели......

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Название и описание одежды»

-Учить детей давать описание зимней одежды.-Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о её назначении; закрепить понятие «одежда»;- Учить пользоваться в речи сложно...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе №5 по теме: Звуковая культура речи: звук "р"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе №5 по теме: Звуковая культура речи: звук "р"...

Конспект занятия по развитие речи во второй группе раннего возраста. Тема: Звуковая культура речи. Звук [ш].

Продолжать упражнять детей в четкой артикуляции звука [ш] (изолированного, в звукосочетаниях). Формирование умения отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными инто...