КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мащенко Анна Николаевна

КОНСПЕКТ

 

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области

«Речевое развитие»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dikie_zhivotnye.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области

«Речевое развитие»

Тема: «Дикие животные  леса и их детеныши»

интеграция образовательных областей

«Коммуникация», «Познание»,  «Социализация»

для детей подготовительной группы

Подготовила:

воспитатель Мащенко А.Н.

г. Калининград

2019 г.

Цель: расширять и углублять знания детей о жизни диких животных, отвечать полным предложением.

Задачи:

Образовательные:

• расширять и активизировать словарь по теме "Дикие животные наших лесов и их детеныши";

• закреплять знания о диких животных и их детенышах, знакомить с их жилищами;

• учить детей отвечать на вопросы полными предложениями, правильно строя фразы.

Развивающие:

• упражнять в образовании названий детёнышей животных и их матерей;

•формировать практические навыки правильного образования имен существительных с помощью суффиксов -онок-, -енок-, -ат,-ят;

•формировать практические навыки правильного употребления притяжательных прилагательных; предлогов: в, за, из-за;

• развивать мышление, слуховое и зрительное восприятие, общую   моторику.

Воспитательные:

• воспитание бережного отношения к природе;

• формирование навыков доброжелательности и сотрудничества.

Оборудование: компьютер, презентация «Обитатели леса», загадки, дидактические игры: « Кто как голос подает», "Где, чья мама? ",  «Чей, чья, чьи?», «Чей домик?». Дидактические игры «Угадай, назови», «Назови, кто это?», конспект непосредственно образовательной деятельности, корзина с орехами.  

Предварительная работа: Просмотр альбома «Живая природа», беседы о диких животных и их детенышах. Разучивание подвижной игры «На водопой», пальчиковой гимнастики  В. Пальчинскайте «Есть у каждого свой дом». Чтение сказки Л.Толстого «Белка и волк», рассказа Е. Чарушина «Лисята», И. Соколова-Микитова «Медвежья семья».

Ход  занятия.

  Организационный момент.  (Создание эмоционального положительного фона).

- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями.  

-  Раз, два, три, четыре, пять – приглашаю вас играть!

Дети встают в круг.

- Собрались все дети вкруг: я твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся. 

Артикуляционная гимнастика:

Ротик наш проснулся (широко открыть рот).

Улыбнулся (упражнение « Улыбка»), потянулся  (упражнение «Трубочка»).

Язычок вышел на крылечко (упражнение « Блинчик»).

Посмотрел направо, посмотрел налево (упражнение «Часики»).

Поскакал на прогулку (упражнение «Лошадка»).

Увидел грибок (упражнение «Грибок»).

Сдул листок  трр- трр..

1. Д\и «Угадай, назови». (Сообщение темы занятия. Актуализация номинативного словаря по теме: «Дикие животные и их детеныши». Развитие мышления).

- Пройдемте к столу. На нем лежат картинки,  но они прикрыты. (Каждому раздаю  предметные  картинки с изображением диких животных: лиса, медведь, заяц, белка, волк, еж, лось, бобер) Но чтобы узнать, что там изображено, надо подуть на них, а там вы найдете ответ, о чем сегодня  мы будем говорить.

- Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на  картинки.    Упражнение повторить 3 раза.

- Старайтесь говорить громко, выразительно, отвечать полным предложением.    ( Дети говорят, кого они увидели на картинке).

- Какие это животные? ( Дикие, лесные животные).

 - А почему их называют дикими? (Они живут в лесу. Люди за ними не ухаживают,  их не кормят).

 - Молодцы.

  1. Д/и «Назови, кто это?»  ( Развитие зрительного восприятия.)

- Сейчас перейдем за другой стол. Что это здесь случилось?

- Посмотрите внимательно на картинки. Все звери здесь перепутались. Назовите всех животных.

  Дети внимательно смотрят наложенные друг на друга изображения диких животных ( по типу Поппельрейтера) и отвечают.

(Волк, лиса, еж, медведь, лось, заяц, белка, бобер)

- Молодцы. И здесь тоже дикие животные.

- Предлагаю вам отправиться к ним в гости. Хотите? Путешествие будет не совсем обычное. Мы отправляемся    в сказочный  лес,  чтобы узнать, как же живут лесные звери?

 Но сначала приглашаю вас посмотреть видео письмо, которое пришло к нам.

Презентация «Обитатели Леса».  

-  Звери подшутили и спрятались в загадках. Ну что же, попробуем их отгадать. 

3.Загадки. (Развитие памяти, мышления, зрительного внимания, речевого слуха)

             Хвост пушистый, мех золотистый,

             В лесу живет, а в деревне кур крадет.         (Лиса)

            Летом ходит без дороги

            Возле сосен и берез,

            А зимою спит в берлоге,

            От мороза прячет нос.                                      (Медведь)

             Комочек пуха, длинное ухо,

             Прыгает ловко, ест морковку.              (Заяц)

            Трав копытами касаясь,

            Ходит по лесу красавец.

            Он рога несет легко.

            Хоть раскинул широко.           (Лось)

             Сердитый недотрога, живет в лесной глуши,

             Иголок очень много, а нитки ни одной.      (Еж)

Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?  (белка)

Внешность собаки в сером фраке,

В лесу под кустами щелкает зубами?  (волк)

 - Молодцы.

4.Д/и « Кто как голос подает»  (Расширение словаря глаголов по теме «Дикие животные»).              

 - Ну, и шутники лесные жители. А мы и ваши голоса угадаем. Да, ребята, попробуем? Ответы детей.

Волк – воет, медведь- рычит, лиса – тявкает, бобер - сопит, еж - фыркает, белка - цокает, лось - стонет (делаем глубокий стон), заяц - стучит зубами или барабанит  лапами.

- Молодцы!

-  Но не всё в лесу так славно -

Кто-то плачет очень странно:

Мы поможем тем бедняжкам,

Что рыдают у овражка?  (Ответы детей)

  • Кто бы это мог плакать? Давайте поищем их. Но, чтобы их найти надо хорошо видеть.

 5. Гимнастика для глаз.  (Профилактика зрительных расстройств).

Раз -  налево, два – направо,

Три – наверх, четыре – вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть лес.

Глазом  каждым поочередно помигайте,

И немного поморгайте.

А теперь глаза зажмурьте.

 И откройте широко.  

- Пройдем  все вместе в сказочный лес.(на ковер)

 6. Д/и "Где, чья мама? "(Совершенствование грамматического строя речи употребление существительных с суффиксами -ат, -ят.)

Картинки  животных  выложены на фланелеграфе.  Картинки с детенышами лежат на подносе.  Показываю их детям.

-  Посмотрите на несчастных детёнышей. Они забыли, как зовут их мам. Как нам поступить?

- Нужно помочь детёнышам диких животных вспомнить имена их мам.

(Дети берут картинки с изображением детенышей диких животных: лисят, ежат, медвежат, волчат, зайчат, бельчат детям).

  • У лисицы- лисята,— отвечает ребенок, у которого есть подходящая картинка, и ставит рядом с лисой…и т.д.  Игра идет до тех пор, пока все детеныши не найдут своих мам.
  • Ну что же, вы молодцы, помогли детенышам отыскать их мам. А теперь можно идти  на водопой.

7. Подвижная игра: «На водопой». (Координация речи с движением. Развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами -онок, -енок). 

Жарким днем лесной тропой         (Дети спокойно идут по кругу друг за другом.)

Звери шли на водопой.

За мамой-лосихой топал лосенок,  (Идут, громко топая.)

За мамой-лисицей крался лисенок,  (Крадутся на носочках.)

За мамой-ежихой катился ежонок,    (Приседают, медленно двигаются вперед.)

За мамой-медведицей шел медвежонок,  (Идут вперевалку.)

За мамою-белкой скачет бельчонок,      (Скачут вприсядку.)

За мамой-зайчихой – косой зайчонок,      (Скачут на прямых ногах.)

Волчица вела за собою волчонка,              (Идут на четвереньках.)

Все мамы и дети напиться хотят.       (Лицом в круг  делают движения языком -

                                                                «лакают».)

-  Пока животные приводили себя в порядок, перепутали у кого какой хвост, у кого какие уши. Предлагаю вам снова  помочь им. 

  8.  Д/игра  «Чей, чья, чьи?» (Образование притяжательных прилагательных с помощью картинок). Хвосты, уши, шубка.

Чей хвост у лисы? Лисий хвост.

Чей хвост у зайца, волка?

Чья шкура у медведя? Медвежья шкура.     

Чья шуба у зайца, волка, бобра, лисы?

Чьи уши у зайца? Заячьи уши. 

Чьи уши у медведя, волка, лося?

  • Молодцы, правильно назвали.

 9. Д/и «Чей домик?» [Формировать практические навыки правильного употребления притяжательных прилагательных; предлога в.]

- Лесные животные,  не могут найти свои домики. Что делать?

Нужно им помочь найти домики.

- Для этого, нужно поочередно ответить  на мои вопросы.

- Чей дом берлога (волка, белки, медведя)? У медведя берлога. Какая  берлога? Медвежья берлога.

- Чей дом нора (Лисы, белки, медведя)? У лисы нора. Чья нора? Лисья нора.

  • Чей дом дупло (Лисы, белки, волка)? У белки дупло. Чье дупло? Беличье дупло.

Картинки с домиками отнесем на фланелеграф.

- Молодцы, наши животными очень довольны.

Приготовим свои пальчики и сделаем пальчиковую  гимнастику с помощью мнемотаблицы. «Есть у каждого свой дом».

- Раскрасим животных по одному на своем рисунке.

 -  Молодцы!

 Заключительная часть.

-  Вот и пришла пора прощаться с обитателями леса. Как вы думаете, им хорошо жить в лесу?

  Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит, поит. 

- А как люди должны вести себя в лесу?

( В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять).

- Вам понравилось в гостях?

С кем вы встретились в сказочном лесу?

Вы порадовали меня своими ответами. Каждый из вас чем-то отличился:   много знает о животных, интересными были ответы на вопросы у детей…. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательными, поэтому на прощанье подарим друг другу улыбку.

Белочка за ваши старания дарит вам из своих запасов угощение. (в корзинке орешки).

-Давайте скажем дружно: Спасибо и до свидания лесные звери!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие» на тему: «Транспорт»

Уметь слушать, отвечать на вопросы. В процессе рассматривания картин и предметов, активизировать речь детей....

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Речевое развитие» во 2-й группе раннего возраста

Игра с картиной "Весна" используя на занятии технологию ОТСМ ТРИЗ-РТВЦель  –развитие умений в  составлении рассказа по сюжетной картине...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» Тема: Игра на развития слухового восприятия «Чей голосок»

Задачи:-развивать слуховое внимание ,речевой слух, остроту слуха Методические приемы: словесные, игровые. Предварительная работа: разучивание стихов, рассматривание животных, слушание голоса...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области: речевое развитие с использованием современных образовательных здоровье сберегающих технологий и ИКТ технологий

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области: речевое развитие с использованием современных образовательных здоровье сберегающих технологий и ИКТ технологий...

Конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: «Царевна-лягушка»

настоящая публикация представляет собой конспект развития непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе детского сада на тему: ...