Конспект НОД по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи

Конспект НОД по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_r.r.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД

 по развитию речи в старшей группе

«Составление рассказа по картине «Ежи».

Цель. Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

Программное содержание:

  • Продолжать учить  детей составлять последовательный рассказ по картине, ориентируясь на план, предложенный воспитателем.
  • Упражнять детей  в образовании однокоренных слов от существительного еж, в подборе  прилагательных, характеризующих животных;
  • Уточнить знания детей о жизни диких животных (ежей) в природе.

Активизация словаря: мухоморы-великаны, принюхивается, колючий клубок

Материал: картина «Ежи» (из серии «Дикие животные», автор П.С. Меньшикова), мольберт, указка.

Предварительная работа: чтение рассказов И. Акимушкин «Жил-был ежик», И. Соколов-Митков «Ежи», беседа о жизни ежей в природе, рассматривание иллюстраций на тему «Дикие животные».

Ход занятия

- Ребята, скажите мне, каких лесных животных вы знаете?

- Много в лесу живет животных. А про кого говорится в этой загадке:

   Лесом катится клубок,
У него колючий бок,
Он охотится ночами
  За жуками и мышами.    

-  Как вы догадались, что это еж?

-  Ежи – очень интересные животные. Живут они  семьями: папа -… (еж или ежик), мама -… (ежиха), дети -... (ежата), можно назвать их ласково… (ежатки), а если один малыш – то… (ежонок).  

- Садитесь на стульчики.

            Среди палых листьев тихо

  Пробирается ежиха,

           А за ней гуськом спешат

 Четверо её ежат….

(На мольберт выставляется картина.  Дети некоторое время рассматривают ее.)

- Кто изображен на картине?                                                        

- Как вы думаете, где они находятся?        

- Как вы догадались, что это лес?

Воспитатель обобщает:  «В осенний день мама ежиха привела свое колючее семейство на лесную полянку, где растут мухоморы-великаны».

- Как вы думаете, зачем мама привела ежат на лесную полянку?

- Значит, какая она мама?

- Посмотрите, что делает ежиха?      

Проводится обобщение высказываний                                 

- А что делают ежата?                                                    

- Как можно сказать о ежатах, которые делят червяка?

- Почему этот ежонок спрятался?

- На что он стал похож?                                                    

- Каким мы можем назвать этого ежонка?  

Обобщение высказываний   

- Как вы думаете, нравится ежам на лесной полянке? Почему?

Физминутка

-Ребята, давайте покажем, как заботится о своей семье папа ёж.

Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.

Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.

Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.

А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.

Шагать на месте.

Продолжать шагать  и «нести мешок за спиной».

Прыжки на месте.

Бег на месте, руки согнуть.

Присесть на корточки.

Прижать голову к коленям, обнять руками колени.

Подняться  в рост.

Шагать на месте.

- Посмотрите еще раз внимательно на  картину. Как бы вы ее назвали?

  • Расскажите о том, кто нарисован на картине;  в какое время года и где происходит действие.
  • Расскажите зачем пришли сюда ежи, расскажите о маме-ежихе,  о ее детенышах – ежатах.
  • Закончить рассказ можно словами о том, как себя чувствуют ежи на лесной полянке.    

    Послушайте, ребята мой рассказ: 

— Стоял тихий летний вечер. Ежиха вывела ежат на небольшую лесную полянку. Там росли мухоморы-великаны, лежали опавшие листья.
Ежата разбежались по полянке. Двое из них нашли червяка, ухватились за него, потащили каждый себе. К ним спешит третий ежонок. Четвертый, убежавший далеко в сторону, повстречался с крупным черным жуком. «Очень страшный!» — подумал ежонок и на всякий случай свернулся в клубок.
Ежиха занята своими делами. Она заметила на дереве улитку и подбирается к ней.
Хорошо ежатам на лесной полянке.

-   Понравился ли вам мой рассказ? Что в моем рассказе  вам запомнилось, показалось интересным?  - Придумайте рассказ по этой картине.

Заслушиваются по очереди 3-4 детских рассказа.

-  Молодцы, хорошо рассказали теперь немного поиграем. Я буду называть животных, а вы поможете мне подобрать к ним слова о том, какие они.

Проводится дидактическая игра  «Подбери слово» на подбор прилагательных к существительным, обозначающих животных.

- Посмотрите еще раз на колючую семью, видите, как им хорошо всем вместе? Помните, что нельзя разлучать животных, ведь у каждого животного есть своя семья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)

Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе по теме: "Скоро Новый год" (Развитие речевого творчества в процессе освоения метода системного анализа)...

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи. Тема. Ознакомление с предложением Форма организации: речевая ситуация

Конспект НОД по речевому развитию для детей старшей группы. Развитие речи.Тема.   Ознакомление с предложениемФорма организации: речевая ситуацияЦель. Формировать умения составлять и распрост...

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»спект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки»

Конспект ООД по речевому развитию составление рассказа из личного опыта «Мои хорошие поступки» Возрастная группа: старшая группа.Образовательная область: «Познавательн...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Возрастная группа 4-5 лет Тема «Дикие животные» Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение представления о диких животных.

Конспект НОД по речевому развитию в средней группеВозрастная группа 4-5 летТема «Дикие животные»Ведущая образовательная область: речевое развитие.Цель: расширение предс...