Конспект непрерывной образовательной деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Волченкова Наталья Викторовна

Конспект НОД Социально - коммуникативное развитие для детей среднего дошкольного возраста тема: "Наша дружная семья".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_skr_nasha_druzhnaya_semya.docx34.41 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение детский сад № 9

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности

Социально-коммуникативное развитие

для детей среднего дошкольного возраста

 Тема: «Наша дружная семья»

                                                                                                      Воспитатель: Волченкова Н.В.

Используемые технологии:

  • Технология деятельностного подхода;
  • Здоровьесберегающие педагогические технологии;
  • Технологии личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;
  • Игровые технологии;
  • Информационно-коммуникативные технологии.

Санкт-Петербург

2019

                                                        «Наша дружная семья»

Цель:создание условий для формирования эмоционально-положительного отношения к близким людям.

Задачи:

  1. Образовательные задачи:формирования элементарных представлений о членах семьи как о людях разного пола и возраста, объединенных родственным началом. Способствовать обогащению первоначальных представлений о функциях людей разного пола и возраста в семье. Создать условия для формирования представлений о способах проявления заботы по отношению к членам семьи.

  1. Воспитательные задачи:создать условия для возникновениячувства сопричастности к общим делам своей семьи; способствовать возникновению у детей чувства гордости, любви, уважения и заботы о членах семьи; обеспечить поддержку индивидуальности и инициативы через недирективную помощь детям.

  1. Развивающие задачи:способствовать установлению правил взаимодействия детей через создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми. Содействовать развитию общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками. Способствовать возникновению у детей желания рассказать о детско-родительских отношениях в семье, поделиться своими мыслями и чувствами.Создать условия для развития диалогической речи и умения развернуто отвечать на вопросы.

Предварительная работа: рассматривание фотографий из альбомов «Моя семья»; беседа «Я и моя семья»; составление рассказов о членах своей семьи; беседа с использованием наглядного материала «Мои домашние обязанности»; чтение стихотворений А. Барто «Его семья» и «Младший брат», Т.Агибаловой «В семейном кругу», Я.Акима «Моя родня», О.Бундура «Семья», «Про любовь» «Маму с папой берегу», Е.А.Благининой «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца», «Аленушка», Л. Квитко «Бабушкины руки», Р.Гамзатова «Мой дедушка», Е.Серовой «Папа дома»; чтение произведения М.Дружининой «Девочка наоборот»; прослушивание и разучивание песен: «Песня о бабушке» (муз. и слова  Е. Шаламоновой), «Мамочка у каждого самая прекрасная» (сл. А.И. Пилецкой, муз. Д.А.Трубачев и В.Н.Трубачева), «Лучше папы друга нет» (сл. М. Пляцковского, муз. М.Савельева); разучивание пословиц и поговорок о семье; разучивание индивидуальных стихотворений о маме; рисование «Я и моя семья»; сюжетно-ролевая игра «Семейные хлопоты».

Материалы к совместной непрерывно-образовательной деятельности: кукла би-ба-бо Машенька; настольно-печатная игра «Семейные обязанности»;карточки с изображением мальчика, девочки, того, как они выполняют домашние дела; альбомы с семейными фотографиями «Моя семья»; мультимедийное оборудование: компьютерная презентация «Семейные обязанности»,компьютерная презентация с четырьмя слайдами (1 - семья Машенька (Машенька, ее мама, папа, бабушка, дедушка), 2 - одна Машенька, 3 – Машенька с мамой, 4 – ее папа).

Организация детей: совместная деятельность педагога с детьми.

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Роль педагога заинтересовать и сопровождать детей по ходу занятия, вопросы поисково-исследовательские

Действия детей, их предложения по ходу занятия (предположительно), самостоятельные поиски решения проблемных ситуаций…

Воспитатель обращает внимание на куклу Машеньку, которая держит в руках красивую коробку.

Ребята! Посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости. Это Машенька. Давайте поздороваемся. Здравствуй, Машенька!

ответы детей

 (Здравствуй, Машенька! Доброе утро!)

Машенька: Здравствуйте, ребята! (Здесь и далее от лица Машеньки говорит воспитатель.)

Воспитатель: Машенька , что это у тебя в руках?

Машенька: Мне подарили новую игру, которая называется «Семейные обязанности», но я не знаю, как правильно разложить картинки.

Воспитатель: Машенька , какую замечательную игру тебе подарили! Она поможет тебе хорошо запомнить мужские и женские обязанности в семье.

Машенька: А что такое семья?

Воспитатель: Машенька, наши ребята сначала расскажут тебе все, что они знают о семье, а потом мы тебя обязательно научим играть в эту игру. Посмотри на эти альбомы. Здесь находятся семейные фотографии детей нашей группы.

Машенька внимательно рассматривает альбомы с семейными фотографиями.

Машенька: Ребята, почему на этих фотографиях все улыбаются и сидят близко друг к другу?

ответы детей

(наверное, потому что в семье все любят друг друга. Потому что заботятся друг о друге. Всем хорошо вместе.)

Машенька: Я тоже принесла с собой фотографии.

(Слайд презентации с изображением Машеньки.)

Это моя фотография. Я здесь улыбаюсь.

(Слайд презентации с изображением Машеньки с мамой.)

Машенька: На этой фотографии мы с мамой улыбаемся и сидим близко друг к другу.

(Слайд презентации с изображением её папы.)

Это – мой папа.

(Слайд презентации с изображением всей её семьи.)

А на этой фотографии мы все вместе:  я, мама, папа, дедушка, бабушка. Ребята, я не знаю, какую из моих фотографий можно считать семейной: здесь везде улыбающиеся лица и все сидят близко друг к другу.

ответы детей

(На которой есть бабушка и дедушка. Там, где сфотографирована вся семья. Ту фотографию, которая была последней.)

Воспитатель: Ребята, почему вы выбрали именно эту фотографию? Можно ли сказать, что это семья? Почему это семья?

ответы детей

(Потому что есть папа, мама, дочь, бабушка, дедушка. Потому что все любят друг друга. Это семья. Все заботятся друг о друге.)

Воспитатель: Машенька, расскажи нашим детям о своих родственниках.

Машенька: Ребята, а кто такие родственники?

ответы детей

(В семье есть много родственников. Папа, мама, сестры, братья – это родственники. Еще дяди и тети, бабушки и дедушки.)

Машенька: И они живут вместе?

ответы детей

(Тети, дяди, бабушки, дедушки могут жить в других домах, городах. Могут жить на других улицах.)

Машенька: В моей семье все родственники разного возраста: я – ребенок, папа и мама – взрослые, бабушка и дедушка – пожилые люди.

Воспитатель: Ребята, расскажите о том, кто живет в вашей семье.

ответы детей

 (В моей семье живут: я, мама, папа, бабушка и брат. А у меня – я, мама Катя, бабушка Лена, дедушка Костя. А у меня – я, Лиза сестра, Надя сестра, Никита брат, Яна мама и Сережа папа…)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все рассказали Машеньке о том, кто живет в вашей семье.

А теперь немного поиграем. Игра называется «Веселая семья». Повторяйте за мной.

Пальчиковая игра «Веселая семья»:

   Кто приехал?

  Мы, мы, мы!

  Мама, мама, это ты?

  Да, да, да!

  Папа, папа, это ты?

  Да, да, да!

  Братец, братец, это ты?

  Да, да, да!

  Ах, сестричка, это ты?

  Да, да, да!

  Все мы вместе, да, да, да!

Пальцы обеих рук сложены вместе.

 Быстро хлопают кончики больших  

 пальцев.

 Кончики больших пальцев прижаты, а

 кончики остальных одновременно

 хлопают.

 Хлопают кончики больших пальцев.

 Хлопают кончики указательных.

 Хлопают кончики больших пальцев.

 Хлопают кончики средних пальцев.

 Хлопают кончики больших пальцев.

 Хлопают кончики безымянных.

 Хлопают кончики больших пальцев.

 Хлопают кончики мизинцев.

Хлопать в ладоши.

Машенька: Ребята, вы не могли бы мне рассказать о том, кто чем занимается в вашей семье?

ответы детей

 (Моя мама - бухгалтер. А моя продавец. Мой папа шофер. Мой папа зубной врач. Моя бабушка повар. А моя бабушка на пенсии – она печет нам вкусные пироги. Мой брат студент. А моя сестра переводчик. Мой дедушка уже не работает.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Как вы верно сказали, каждый в семье занимается своим делом: дети ходят в детский сад, учатся в школе, а взрослые – работают, пожилые люди – отдыхают, занимаются домашними делами. Машенька, наши дети знают пословицы и поговорки о семье, послушай их.

дети (по желанию) рассказывают пословицы и поговорки

В недружной семье добра не бывает.

Коли в семье лад – не нужен и клад.

Вся семья вместе – так и душа на месте

Машенька: Спасибо, ребята, за интересные рассказы, пословицы и поговорки. Теперь я знаю, что такое семья! А сейчас, научите меня, пожалуйста, играть в игру «Семейные обязанности». Научите?

ответы детей

(Научим. Конечно научим. Давайте скорее играть.)

Проводится игра «Семейные обязанности. Воспитатель помогает при затруднении.

Воспитатель: В семье все заботятся друг о друге, каждый выполняет свои обязанности. Кто в доме следит за порядком, чистотой и красотой?

(показ слайдов с изображением женских обязанностей в семье из презентации «Семейные обязанности»)

дети на одном столе раскладывают картинки с изображением работы, которую выполняют женщины дома, а на другом столе – картинки с изображением мужских обязанностей в семье.

ответы детей (Женщины и девочки.)

Воспитатель: Кто в доме выполняет тяжелую работу (приносит домой тяжелые сумки с продуктами) и ту, с которой трудно справиться (ремонтирует технику, передвигает мебель, строит дом)?

(показ слайдов с изображением мужских обязанностей в семье из презентации «Семейные обязанности»)

ответы детей

(Мужчины и мальчики.)

Воспитатель: Молодцы! Понравилась вам игра?

А чтобы вы лучше запомнили мужские и женские обязанности в семье, предлагаю вам поиграть в еще одну игру.

Проводится игра «Где бывали – мы не скажем, а что видели – покажем».

ответы детей

(Да. Понравилась.)

Выбирается водящий, стоящий в центре круга, - если водящий - мальчик, он изображает мужские обязанности, а если девочка – женские обязанности. Дети, стоящие в кругу, точно копируют показываемое движение и отгадывают, что задумал водящий.

Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, Машеньке о том, какие обязанности в семье есть у вас.

ответы детей

(Помогаю убирать посуду после еды. А я подметаю пол. Выношу мусор с папой. Помогаю бабушке лепить пельмени…)

Воспитатель: Молодцы, помощники! Давайте с вами сейчас покажем, как мы помогаем дома мамам.  

Физкультминутка «Мамам дружно помогаем»:

Мамам дружно помогаем:

Сами в тазике стираем.

И рубашки, и носочки

Для сыночка и для дочки.

Через двор растянем ловко

Для одежды три веревки.

Светит солнышко-ромашка,

Скоро высохнут рубашки.

Становятся в круг и повторяют движения по показу воспитателя:

наклоняются вперед, двигают руками, имитируя полоскание

потягиваются – руки в стороны

потягиваются – руки вверх

Воспитатель проводит дидактическую игру «Как я помогаю дома?»:

Воспитатель: Ребята, посмотрите, перед вами две большие карточки – на одной изображен мальчик, а на другой – девочка. И есть еще много карточек поменьше, на которых изображено то, как мальчики и девочки помогают по дому.

Нужно к карточке изображающей мальчика подобрать маленькие карточки, изображающие то, как мальчики помогают по дому.

А к карточке изображающей девочку подобрать маленькие карточки, изображающие то, как девочки помогают по дому.

Дети играют в игру - подбирают карточки

Воспитатель: Молодцы! Вы все сделали правильно! Вам понравилась игра? А скажите, почему нужно помогать маме и папе, бабушке и дедушке по дому?

ответы детей

(чтобы мама и папа могли отдохнуть; чтобы мама успела со мной поиграть; и погулять; почитать мне книжку)

Воспитатель: Правильно, ребята! Нужно чаще помогать мамам и папам, бабушкам и дедушкам!

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, чем мы сегодня занимались?

ответы детей

(учили Машеньку играть в игру «Семейные обязанности»; говорили о том, как нужно помогать дома; о том, как заботиться о маме с папой)

Воспитатель: А что нового вы сегодня узнали?

ответы детей

(что нужно чаще помогать по дому; что в семье есть мужские и женские обязанности)

Воспитатель: Что на сегодняшнем занятии вам особенно понравилось?

ответы детей

(играть в игру; подбирать карточки)

Воспитатель: Ребята, а давайте все вместе сфотографируемся, ведь мы тоже одна большая, дружная семья! И потом подарим фотографию Машеньке!

Машенька: Ребята, благодарю вас за интересные рассказы о семье, за то, что вы научили меня играть в новую замечательную игру. Мне было с вами очень интересно. До свидания! До новых встреч!

Ответы детей

Да, давайте.

Все вместе фотографируются.

ответы детей

(до свидания, Машенька!)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет) Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием современной образовательной технологии «Игровая деятельность»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по области: «Познавательное развитие» для детей средней группы (4-5 лет)Тема: «Путешествие в звездную страну» с использованием...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе «Волшебница вода» (с использованием приемов экспериментальной деятельности )

Используя приемы экспериментальной деятельности мы сможем: познакомить детей со свойствами воды, дать представление о роли воды в жизни всего живого на планете, формировать умение экономно исполь...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по приоритетной образовательной деятельности "Художественно - эстетическое развитие". Конструирование из бумаги в технике "Оригами" "Рубашка с галстуком для папы".

Конспект непрерывной образвательной деятельности  в подготовительной группе. Констуирование из бумаги в технике "Оригами". Тема: "Рубашка с галстуком для папы"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность» с использованием ИКТ Тема: «Познавательная математика для Незнайки»

Конспект непрерывной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по образовательной области «Познавательная деятельность»с использованием И...