Упражнения для развития выразительности чтения наизусть.
картотека по развитию речи

Евса Татьяна Александровна

Упражнения для развития выразительности чтения наизусть для старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_razvitiya_vyrazitelnosti_rechi.docx17.27 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение «Прыжок»

 Это упражнение способствует развитию гибкости голоса. Учитель просит ребят представить себе, что они смотрят по телевизору соревнования по прыжкам в высоту. Прыжок спортсмена всегда повторяют в замедленном виде, поэтому движения прыгуна более плавные. Нужно попытаться нарисовать голосом линию прыжка. Голос должен свободно и легко подниматься и опускаться.

Упражнение «Поход»

Это упражнение направлено на умение распределять высоту голоса. Учитель говорит школьникам о том, что при чтении не следует быстро повышать голос: необходимо, чтобы голоса хватило на все строки. Читая каждую строку, нужно представить себе, что вы «шагаете голосом» прямо к солнцу, передать голосом движение вверх:

По тропинке узкой горной

Вместе с песенкой задорной мы с тобой идем в поход,

За горой нас солнце ждет,

Наш подъем все выше, круче,

Вот шагаем мы по тучам,

За последним перевалом

Нам навстречу солнце встало.

Упражнение «Пещера»

Упражнение способствует развитию гибкости голоса, умению повышать и понижать голос. Учащиеся удобно садятся, закрывают глаза и представляют себя в пещере. Любой звук (слово) гулко отдается под сводами пещеры Нужно попробовать воспроизвести «звуки», «слова» в пещере, уходя все дальше и дальше.

 Упражнение «Ответы»

Скоро наступит жаркое лето.

Учитель предлагает детям дважды прочитать это предложение так, чтобы оно при первом чтении отвечало на вопрос «Когда наступит жаркое лето?», а при втором чтении – на вопрос «Какое лето скоро наступит?». Оба предложения анализируются и выразительно читаются повторно.

Упражнение «Ударение»

Педагог последовательно и выразительно читает два-три предложения. Дети внимательно слушают и по окончании чтения каждого предложения указывают, на каком слове сделано логическое ударение.

Серебряный туман пал на город.

Я накажу тебя.

Ручьи слез покатились по лицу.

Упражнение «Пословицы»

Детям предлагаются пословицы, тематика которых подбирается в соответствии с изучаемым художественным произведением. Они должны выразительно прочитать пословицы, соблюдая указанные логические ударения и объяснить смысл пословиц.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

Жить – Родине служить.

Тот герой, кто за Родину горой.

Честный труд – наше богатство.

Больше дела – меньше слов.

Упустишь минуту – потеряешь часы.

Упражнение «Ударение»

Педагог просит детей произнести предложения, поочередно делая логические ударения то на одном, то на другом слове, и объяснить, какой новый смысловой оттенок получается в каждом случае.

Мама купила куклу. 

Мама купила куклу.

Мама купила куклу.

Упражнение «Ответы»

Детям предложено некое предложение: «Сегодня ребята читали сказки Пушкина». Педагог предлагает произнести предложение так, чтобы можно было уловить четыре различных смысловых оттенка, зависящие от перемещения логического ударения в нем. Для этой цели он задает следующие вопросы:

Когда читали дети сказки Пушкина?

Кто читал сегодня сказки Пушкина?

Что делали сегодня дети?

Что читали дети сегодня?

Чьи сказки читали дети сегодня?

Упражнение «Читаем сами»

Педагог предлагает уже знакомый отрывок из изучаемого произведения.

Учащиеся должны самостоятельно расставить логические ударения и приготовиться к выразительному чтению с соблюдением этих ударений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт по теме: «Развитие исполнительских умений детей младшего школьного возраста в процессе обучения выразительному чтению наизусть».

laquo;Развитие исполнительских умений детей младшего школьного возраста в процессе обучения выразительному чтению наизусть». Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение ...

Конспект занятия по речевому развитию (выразительное чтение) в младшей группе «Русско – народная сказка «Кот, петух и лиса»

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение)Тема занятия: «Больше верь своим очам, нежели чужим речам!»Цель: Способствовать формированию у дошкольников пре...

Интегрированное занятие по речевому развитию (выразительное чтение) с подгруппой детей средней группы

Технологическая карта НОД, которая поможет познакомить детей со сказкой В.Даля "Война грибов с ягодами"...

"Упражнения для развития выразительности чтения и речи дошкольников и младших школьников"

Приѐмы обучения выразительному чтениюВыразительное чтение – это такое качество чтения, при котором с помощью различных средств интонации наиболее полно передаѐтся эмоциональное и смысловое содер...

Методы и приемы развития выразительного чтения

Методы и приемы развития выразительности чтения....