Конспект
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Автушенко Полина Андреевна

Речевые и неречевые звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_rechevye_i_nerechevye_zvuki.docx18 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

НА ТЕМУ

«РЕЧЕВЫЕ И НЕРЕЧЕВЫЕ ЗВУКИ»

Цель занятия: ознакомление детей с понятием «звук».

Задачи:

  1. Образовательные: формировать знания о понятии «звук», формировать умение различать речевые и неречевые звуки (музыкальные, бытовые шумы), подготовить артикуляционный аппарат к правильному произношению речевых звуков, развивать у детей слуховое внимание и фонематическое восприятие
  2. Развивающие: развивать общую, артикуляционную и пальчиковую моторики (мелкой моторики пальцев рук), развивать координацию движений и пространственную ориентировку, развивать воображение.
  3. Воспитательные: воспитывать умение делать выводы в ходе занятия, воспитывать умение слышать и слушать, воспитывать умение грамотно отвечать на вопросы.

Оборудование: предметные картинки, карточки – схемы, аудиозапись звуков.

Ход занятия:

Организационный момент

Встреча с дидактической игрушкой Пишичитай.

- Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. Длиться оно будет целый год.

- Как называют людей, которые путешествуют?

- Путешественники - люди совершающие путешествия с научными целями, чтобы что-то  узнать. Значит, кем мы с вами станем? Путешественниками.

Основная часть занятия

1. Беседа

- Всё из чего – то состоит. Книга из бумаги. Дом из кирпичей. Салат из овощей. Мы даже знаем, из чего состоит речь. Правда, ребята? Из чего? (Из предложений.)

- А знаете, из чего состоит предложение? (Из слов.)

- А вот из чего состоят слова?

2. Сообщение темы и задач занятия

На этом занятии мы узнаем, что же является строительным материалом для слов.

3. Первичное восприятие и осознание нового материала

Игра «Что это?»

- Отгадайте загадку: Он слетает белой стаей, и сверкает на лету. Он звездой прохладной тает на ладони и во рту. (снег)

- Почему снег тает? Какой он? Как мы узнаём, что он холодный? Что помогает узнавать нам холодное или горячее?

- А теперь закрой глаза и узнай, что у тебя в руках. Как ты узнал, что это? Что помогло узнать?

- Посмотрите, что находится у меня на столе? Как вы узнали? Что вам помогло?

- А теперь узнайте, что звучит? (звуки капающей воды, шелест бумаги, звук ножниц, звук поезда)

- Как всё прослушанное можно назвать одним словом (звуки)

- Такие звуки предметов или явлений называются неречевые. Как вы думаете, неречевые звуки могут издавать только предметы и явления? Могут ли животные, человек издавать неречевые звуки? (плач, топот, хлопки)

- Сейчас вы попробуете подражать звукам, которые издают звери,птицы или предметы. Послушайте стихотворение и дополните его.

Где-то собаки рычали. Р-р-ррр.

В стойле коровы мычали. –М-м-муууу.

В комнате мухи жужжали.–Ж-ж-жж.

Мимо машины бежали. –Др-др-др.

Гудели от ветра все провода. –В-в-в-в.

Капала в кухне из крана вода. –Кап-кап-кап.

Перекликались в ночи поезда. –Чух-чух-чух. Ту-ту-ту

Игра с мячом «Кто как разговаривает»

- Мяч лови, да поскорей назови язык зверей.

Поочередно бросать мяч детям, называя животных. (Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова мычит, тигр рычит, змея шипит, комар пищит, собака лает, волк воет, утка крякает, свинья хрюкает, ворона каркает, кошка мяукает.)

- Скажите, вы издавали неречевые звуки? Все звуки, которые мы с вами произносим – это речевые. С помощью чего мы произносим звуки? (губы, зубы, язык)

Дыхательная гимнастика «Бегемотики».

- Чтобы научиться красиво и правильно произносить звуки, надо научиться правильно дышать.

Сели бегемотики, Дети садятся на стулья.

Положили лапки на животики. Кладут руки на живот.

То животик поднимается, Делают длительный вдох носом.

То животик опускается. Делают выдох ртом.

Артикуляционная гимнастика

Формирование интонационной стороны речи.

Мы подготовили наш речевой аппарат к чёткому произношению звуков. Произносить звуки мы можем не только красиво и правильно, но и с разным настроением – громче и тише, быстро и медленно, радостно и удивлённо. Потренируемся.

[а]–удивлённо;

[о]–возмущённо;

[у]–недовольно;

[и]–радостно;

[ы]–страшно;

[э]–оклик.

Физкультминутка «Ванька –встанька».

Мы ногами топ – топ,

Мы руками хлоп – хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз – сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два – привстали,

Руки к верху все подняли.

Сели – встали, сели – встали,

Ванькой – встанькой словно стали.

- Мы выяснили, что только человек может произносить речевые звуки. Если произносить эти звуки в определённом порядке, то можно услышать слова.

Игра «Узнай слово»

-Я называю слово по звукам, а вы произнесите его полностью. (Задание начинаем выполнять с простых 2-3 звуковых слов, постепенно усложняя до 5-звуковых)

- Условно мы будем обозначать звук квадратиком. Сколько звуков в слове сон? (воспитатель протягивает каждый звук: с-с-с-с о-о-о-о н-н-н-н) Значит, сколько на схеме будет квадратиков? (три) Мы получили звуковую модель слова сон.

- На какие группы делятся все речевые звуки? (гласные и согласные). Чем они отличаются? Каким цветом обозначаем гласные звуки? Согласные?

- Какой будет схема слова СОН?

Работа над составлением звуковых схем слов.

4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ДЕТЬМИ

Игра «Поймай звук».

У каждого на столе лежит картинка. Воспитатель просит детей показать картинки, в названии которых первый звук [м].

Что вы делали для того, чтобы определить первый звук? (произносили слово, тянули первый звук.)

Работа с картинками.

- Что нарисовано на этой картинке? (СТОЛ)

- Что нарисовано на этой картинке? (СТУЛ)

- Под ними звуковые модели. Сколько звуков в каждой модели?

-Чем похожи эти слова? Чем отличаются?

Слова по звучанию похожи. Отличаются одним только звуком, а обозначают разные предметы.

5. ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

1. Беседа.

- Из чего же состоят слова?

- Что вы можете сказать о звуках? (Мы их слышим и произносим)

- Как мы договорились обозначать звук?

Игра «Не ошибись».

Я называю звук, а вы – слова, которые с него начинаются.

-Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (произнести слово)

6. Итог занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....