НОД по познавательному развитию детей с ТНР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме «Школьная страна знаний».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Полякова Елена Анатольевна

Обобщение и систематизация представлений детей по изученной лексической теме «Школа».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polyakova_elena_anatolevnanod_shkolnaya_strana.docx68.13 КБ

Предварительный просмотр:

Организация непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию  детей с ТНР в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме «Школьная страна знаний».

Составила: Полякова Елена Анатольевна, воспитатель высшей квалификационной категории.

Цель: обобщение и систематизация представлений детей по изученной лексической теме «Школа». 

Приоритетная образовательная область: познавательное развитие

Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»:

- обобщить и систематизировать знания детей о школе.

- формировать и развивать умение устанавливать соответствие между количеством геометрических фигур и цифрой; закреплять последовательное называние дней недели, обозначая их цифрами;

- закреплять умение ориентироваться на прямоугольной плоскости (Экран телевизора), определять и называть её стороны и углы (ФЭМП);

- воспитывать бережное отношение и познавательный интерес к школе.

Задачи образовательных областей в интеграции.

ОО «Речевое развитие»:

- развивать связную речь, умение использовать систему методов и приёмов мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений (технология ТРИЗ);

- активизировать словарь по темам: «Школа», «Детский сад».

ОО «Социально-коммуникативное развитие»:

-  продолжать формировать представления о временной перспективе личности, об изменении позиции человека с возрастом (ребёнок посещает детский сад, школьник учится);

- развивать самостоятельность и саморегуляцию собственных действий; развивать эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать дружеские взаимоотношения.

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

- продолжать развивать творческое воображение, фантазию при рисовании картинки до определённого образа;

- формировать познавательный интерес и логическое мышление.

ОО «Физическое развитие»:

- продолжать формировать у детей потребность в двигательной и мышечной активности;

- развивать координацию движений с речью, общих движений и мелких движений рук.

Предполагаемый результат:

- обобщены и систематизированы знания детей о школе;

- сформировано умение устанавливать соответствие между количеством геометрических фигур и цифрой; закреплять последовательное называние дней недели, обозначая их цифрами;

- способны творчески мыслить и фантазировать при рисовании картинки до определённого образа;

- способны использовать систему методов и приёмов мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений;

- испытывают познавательный интерес к школе.

Целевые ориентиры: дошкольники обладают развитым воображением; проявляют инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам; способны использовать систему методов и приёмов мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений; у детей развита  мелкая и крупная моторика; проявляют ответственность за начатое дело.

Предпосылки универсальных учебных действий: дошкольники способны применять усвоенные знания для решения новых проблемных задач, поставленных взрослым. Дети овладели умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции; видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию педагога,  планировать свое действие в соответствии с конкретной задачей, удерживать внимание, слушая объяснение и показ взрослого; появилась положительная динамика в использовании системы методов и приёмов мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений, в развитии творческого воображения и мелкой моторики рук.

Предварительная работа: составление рассказов с помощью мнемотаблиц на тему: «Что такое школа?»; чтение рассказов, стихотворений, пословиц и поговорок о родине, о школе и выборочное заучивание их наизусть: В. Степанов, «Родные просторы», В.Гусев «Небо синее в России…», З. Александрова «В школу», И. Михайлова «Как обидно» и другие.

Словарная работа: обогащение пассивного и активного словаря воспитанников по темам: «Моя родина – Россия», «Школа»; знакомство с пословицами и поговорками о родине, о школе, объяснение их смыслового значения.

Словесные игры «Скажи наоборот», «Детский сад и школа», «Хорошо – плохо» (технология ТРИЗ), «Узнай наш флаг (герб, гимн)», «Школьные принадлежности».

Современные педагогические технологии: технология ТРИЗ (составление рассказа «Что такое школа?» по мнемотаблице; словесные игры: «Скажи наоборот», «Детский сад и школа», «Хорошо – плохо»).

Материалы и оборудование для педагога: политическая карта мира, магнитная доска, схематический рисунок здания школы из геометрических фигур, телевизор, ноутбук, слайдовая презентация «Школьная страна знаний».

Материалы и оборудование для детей: ширма с плакатами о школе (глобус, ученик, ученица, учитель, азбука); открытки «молодец», «Приглашение в первый класс»; набор цифр от 1 до 10, ½ альбомного листа на каждого ребёнка, простые карандаши.

Ход НОД:

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Содержание НОД

(ход образовательной деятельности)

Образовательная область

Образовательные

задачи

Виды детской деятельности

Педагогичес

кие методы, приёмы

 работы

Виды организации образователь

ной

деятельности

Организационный  момент.

Слайд №2.

Восп-ль: - Ребята, посмотрите в окошко, какая сегодня погода, настроение у вас не испортилось из-за ненастной погоды?

Нет? Тогда давайте пожелаем друг другу доброго утра!

Приветствие «Доброе утро»

Солнышко ясное встало

- Доброе утро! –

Сказало.

- Доброе утро! –

Кричу я прохожим,

Но если проснёшься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья,

Всё равно.

Придумано мудро: - Доброе утро!

(В. Коркин )

Речевое развитие

Физичес

кое

развитие

Способствовать организации детского внимания, созданию мотивации, интереса к занятию.

Дети проходят, становятся в круг и берутся за руки.

Дети слушают и говорят слова стихотворения с педагогом, выполняют движения соответственно тексту.

Дети стоят в кругу.

«Здоровьесберегающие» технологии

Словесный

Игровой

Наглядный

Двигательно-речевая разминка

Содержание НОД

(ход образовательной деятельности)

Образова-тельная область

Образователь

ные задачи

Виды детской деятельности

Педагогичес

кие методы, приёмы

 работы

Виды организации образователь

ной деятельности

(За дверью шорох, шум, вбегает в группу Незнайка и кружится вокруг себя).

- Ой, ой, ой!? (гость удивлённо и испуганно осматривает группу).

Слайд №3.

Незнайка. Здравствуйте, ребята. Я – Незнайка и мне очень нужна ваша помощь. Из-за своей лени я не хотел учиться и однажды своим незнанием и глупостью я обидел волшебника, и тогда он разозлился на меня и крикнул: «Наберёшься знаний, тогда и вернёшься обратно в Цветочный город», вот так я и оказался у вас. Скажите, где я? Это школа?

Слайд №4.

Восп-ль. Незнайка, прежде чем идти в школу, ребята должны ещё многому научиться в детском саду. И наши дети это понимают.

Поможем нашему гостю получить знания? Только ты, Незнайка не ленись и всему у нас учись! И сейчас мы познакомим тебя со школой.

Познава

тельное

развитие

Социально-

коммуника

тивное

Речевое

развитие

Способствовать организации детского внимания, созданию мотивации, интереса к занятию.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Дети здороваются с героем, слушают его и педагога.

Ответы детей.

Словесный

Наглядный

Игровой

Словесный

Беседа

 

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

(ход образовательной деятельности)

Образова-тельная область

Образователь

ные

задачи

Виды детской деятельности

Педагогичес

кие методы, приёмы

 работы

Виды организации образователь

ной деятельности

Ребята, повернитесь повернитесь друг за другом, представьте, что у вас в руках портфели, на спинках школьные рюкзаки, и мы отправляемся вместе с Незнайкой в школьную страну за знаниями.

Слайд №5. Запись песни «Чему учат в школе». Открывается ширма со школьными плакатами.

Восп-ль. Вот мы и в школе. Присаживайтесь.

- Аня, вы ходите в детский сад. Как вас называют? А как называют детей, которые ходят в школу?

Давайте представим, что вы уже школьники и сейчас у вас и у Незнайки будет первый урок.

Слайд №6. «Звонок». Звенит звонок на первый урок.

Слайд №7. «Урок русского языка».

Слайд №8. Картинка «Школа».

Сейчас вы ребята будете составлять, и рассказывать Незнайке рассказ о школе.

Физичес-кое развитие

Развивать пантомимические навыки и творческое воображение.

Способствовать организации детского внимания, созданию мотивации, интереса к занятию.

Обобщить и систематизировать знания детей о своей стране, школе.

Дети в кругу поворачиваются друг за другом и идут по кругу, показывая пантомиму «Ученики идут в школу»

Дети с героем проходят по кругу, присаживаются на стульчики, отвечают на вопросы.

(Дошкольники), (Школьники).

Дети слушают, смотрят на слайд.

Словесный

«Здоровьесберегающая» технология

Игровой

Практический

Словесный

Наглядно-

словесный

Игра -пантомима

«В школу»

Беседа

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

(ход образовательной деятельности)

Образова-тельная область

Образователь

ные

задачи

Виды детской деятельности

Педагогичес

кие методы, приёмы

 работы

Виды организации образователь

ной деятельности

Помогать вам составлять рассказ будут картинки-схемы. Мы с вами уже составляли такой рассказ, и я вам его напомню.

Слайд №9. Мнемоквадрат к первому предложению.

  1. Первого сентября в нашей стране праздник – «День Знаний». Все школьники идут учиться в школу.

Слайд №10. Мнемоквадрат ко второму предложению.

  1. Дети, которым исполнилось 7 лет, идут первый раз в первый класс.

Слайд №11. Мнемоквадрат к третьему предложению.

  1. В школе есть классы, где учатся школьники, библиотека, спортивный зал, столовая.

Речевое

развитие

Развивать связную речь, умение использовать систему методов и приёмов мнемотехники при составлении;

Дети слушают педагога и смотрят на слайды

Наглядный

Словесный

Технология ТРИЗ (метод мнемотехника)

Игровой

Словесный

Практический

 

Показ использования приёмов мнемотехники при составлении рассказа.

Приложение (видеоотрывок

Рассказывание детьми по мнемотаблицам рассказа «Что такое школа»).

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

(ход образовательной деятельности)

Образова-тельная область

Образователь

ные задачи

Виды детской деятельности

Педагогичес

кие методы, приёмы

 работы

Виды организации образователь

ной деятельности

Слайд №12. Мнемоквадрат к чевёртому предложению.

  1. В школе детей учат учителя.

Слайд №13. Мнемоквадрат к пятому предложению.

  1. Школьники получают знания на уроках математики, русского языка, чтения, рисования, физкультуры.

Слайд №14. Мнемоквадрат к шестому предложению.

  1. Между уроками есть переменки, а на большой перемене школьники обедают.

Слайд №15. Мнемоквадрат к седьмому предложению.

  1. Все дети должны ходить в школу и получать знания.

Слайд №16. Мнемотаблица к рассказу «Что такое школа?»

Воспитатель вызывает несколько детей для рассказывания

Речевое

развитие

Развивать связную речь, умение использовать систему методов и приёмов мнемотехники при составлении

Дети составляют рассказ «Что такое школа?» по мнемотаблице.

Наглядный

Словесный

Технология ТРИЗ (метод мнемотехника)

Показ использования приёмов мнемотехники при составлении рассказа

Практическая

деятельность

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

(ход образовательной деятельности)

Образова-тельная область

Образователь

ные задачи

Виды детской деятельности

Педагогичес

кие методы, приёмы

 работы

Виды организации образователь

ной деятельности

Слайд №17. Словесная игра «Наоборот»

Восп-ль. Я буду называть слова, которые относятся к детскому саду, а вы, ребята должны отвечать словами, которые относятся к школе. (Детский сад – школа, занятия – уроки, воспитатель – учитель, стол – парта и т. д.).

Слайд №18. Картинка «Школа на замке».

Ребята, а что произошло бы, если бы вдруг в нашей стране все школы закрылись?

Слайд №19. Переменка. (Запись школьного звонка).

Пальчиковая игра «Налим»

Жил да был один налим,          Два ерша дружили с ним.          Прилетали к ним три утки по четыре раза в сутки,          и учили их считать:          Раз, два, три, четыре, пять.          

Познава

тельное

развитие

Речевое

развитие

Социально-

коммуника

тивное

развитие

Развивать связную речь.

Обогащать и активизировать словарь

Развивать коммуникативные способности.

Учить находить ответы на проблемные вопросы.

Дети становятся в круг.

Дети передают друг другу портфель, называя слова, противоположные по лексическому значению.

Дети отвечают на проблемный вопрос, доказывая предположение.

Дети выполняют: плавные движения сложенными ладошками, имитирующие движения плавников.  Ладони раздвинуты; движения ладонями порознь.  

Словесный

Игровой

Словесный

Технология ТРИЗ

Продуктивная

деятельность

Игра «Детский сад – школа»

Игра «А что было бы….?»

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

(ход образовательной деятельности)

Образова-тельная область

Образователь

ные задачи

Виды детской деятельности

Педагогичес

кие методы, приёмы

 работы

Виды организации образователь

ной деятельности

Слайд №20. Урок математики.

Словесная игра «Назовите предыдущие и последующее число».

- Назовите предыдущее (последующее) число числа 5, 7, 4, 9, 6 и т. д.

Слайд №21. Картинка «Школа из геометрических фигур».

Игра «Покажи цифру»

Дети, посмотрите на рисунок. Что это? Да, это – здание школы. Какие геометрические фигуры использовал художник для изображения школы? Покажите карточку с цифрой, обозначающую количество прямоугольников (квадратов, овалов, треугольников) в рисунке.

Познава

тельное

развитие

Познава

тельное

развитие

Обеспечить активный отдых детскому организму,

снять усталость и напряжение у детей.

Упражнять в назывании последующего и предыдущего чисел.

Формировать и развивать умение устанавливать соответствие между количеством геометрических фигур и цифрой

Руки сложены накрест, взмахи ладонями.  Сжимать и разжимать кулачки.

Загибать пальчики, начиная с большого.

Дети стоят в кругу, ловят мяч и отвечают на вопрос педагога.  

Дети отвечают и показывают карточки с цифрами, обозначающими количество разных геометрических фигур в рисунке школы.

Словесный

Игровой

Словесный

Игровой

Словесный

Наглядный

Игровой

Практический

Продуктивная

деятельность

Игра «Назови число…»

Игра «Покажите цифру…».

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

(ход образовательной деятельности)

Образова-тельная область

Образователь

ные задачи

Виды детской деятельности

Педагогичес

кие методы, приёмы

 работы

Виды организации образователь

ной деятельности

Слайд №22. Картинка «Колокольчик». (Запись школьного звонка).

Ребята, вы слышите звонок? Наш урок закончился, и сейчас переменка.

Слайд №23. Картинка «Дни недели».

Ребята, на переменке мы с вами поиграем в игру «Составь неделю»

Слайд №24. Картинка «Колокольчик». (Запись школьного звонка).

Переменка у нас закончилась и следующий третий урок – чтения.

Физическ. развитие

Познава

тельное

развитие

Закреплять последовательное называние дней недели, обозначая их цифрами;

Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по её окончании берут на стульчиках карточки с цифрами (14 детей от 1 до 7 (2 набора карточек), а 3 человека цифры 8, 9, 10., и строятся в две шеренги по ориентирам образуя две недели. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.

Дети убирают карточки с цифрами на поднос и садятся на стульчики.

Практический

Игровой

Репродуктив

ный

Подвижная игра «Составь неделю»

Продуктивная

деятельность

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

(ход образовательной деятельности)

Образова-тельная область

Образователь

ные задачи

Виды детской деятельности

Педагогичес

кие методы, приёмы

 работы

Виды организации образователь

ной деятельности

Слайд №25. Картинка «Раскрытая книга».

Восп-ль: - Ребята, на уроке чтения вы будете читать стихотворения или называть пословицы, отгадав их сначала на картинках.

Слайд №26. (На экране появляется мнемотаблица к стихотворению З. Александровой «В школу»).

Слайд №27. Мнемотаблица к стихотворению В.Степанова «Родные просторы».

Слайд №28. Мнемотаблица к стихотворению Т.Шорыгиной «Снегири».

Слайд №29. Мнемотаблица к пословице «Рыбам море, птицам – воздух, а человеку – Родина»

Познава

тельное

развитие

Речевое

развитие

Социально-

коммуника

тивное

развитие

Развивать связную речь, умение использовать систему методов и приёмов мнемотехники при заучивании стихотворений и запоминании пословиц

Дети делятся на пары, присаживаются вдвоём, смотрят на мнемотаблицы на экране телевизора, обсуждают их и после подготовки рассказывают стихотворение или пословицу. (Объясняют смысл пословиц).

Дети по мнемотаблицам рассказывают стихотворения: З. Александровой «В школу», В.Степанова «Родные просторы»,

Т.Шорыгиной «Снегири»; пословицы: пословице «Рыбам море, птицам – воздух, а человеку – Родина»,

«Человек без 

Наглядный

Словесный

Игровой

Репродуктив

ный

Технология ТРИЗ.

Игра «Расшифруй стихотворение или пословицу»

Продуктивная

деятельность

Словесный

Наглядный

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

(ход образовательной деятельности)

Образова-тельная область

Образователь

ные задачи

Виды детской деятельности

Педагогичес

кие методы, приёмы

 работы

Виды организации образователь

ной деятельности

Слайд №30. Мнемотаблица к пословице «Человек без Родины, что соловей без песни».

Слайд №31. Мнемотаблица к пословице «В чужой стране и солнце не так светит».

Слайд №32. Мнемотаблица к пословице «Ученье – свет, а не ученье – тьма».

Познава

тельное

развитие

Речевое

развитие

Социально-

коммуника

тивное

развитие

Развивать связную речь, умение использовать систему методов и приёмов мнемотехники при заучивании стихотворений и запоминании пословиц

Родины, что соловей без песни», «Ученье – свет, а не ученье – тьма».

Наглядный

Словесный

Игровой

Репродуктив

ный

Наглядный

Словесный

Игровой

Репродуктив

ный

Приложение (видеоотрывок

Рассказывание детьми стихотворений З.Александровой «В школу»).

В.Степанова «Родные просторы» по мнемотаблицам.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Содержание НОД

(ход образовательной деятельности)

Образова-тельная область

Образователь

ные задачи

Виды детской деятельности

Педагогичес

кие методы, приёмы

 работы

Виды организации образователь

ной деятельности

Слайд №33. Картинка «Колокольчик». (Запись школьного звонка). Переменка.

Ребята, на переменке мы с вами будем играть в игру «Сделай фигуру».

Встаньте в любом месте на ковре и смотрите на экран.

Слайд №34. (Звучит музыка).

Восп-ль: - ребята, смотрите схему упражнения на экране и выполняйте его соответственно этой схеме.

Слайд №35. Картинка «Колокольчик». (Запись школьного звонка). – Ребята, переменка у нас закончилась и следующий четвёртый урок – урок рисования.

Слайд №36. Картинка «Карандаши».

Незнайка: - дети, вы же знаете, что я всегда не доводил начатое дело до конца. Вот здесь мои начатые рисунки, дорисуйте

Физическое развитие

Социально-

коммуника

тивное

развитие

Обеспечить активный отдых детскому организму,

снять усталость и напряжение у детей.

Развивать коммуникативные способности.

Дети выполняют физические упражнения, закрепляют умения принимать правильное исходное положение и фиксировать его; формировать правильную осанку.

Практический

Игровой

Практическая, игровая

деятельность

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание НОД

(ход образовательной деятельности)

Образова-тельная область

Образователь

ные задачи

Виды детской деятельности

Педагогичес

кие методы, приёмы

 работы

Виды организации образователь

ной деятельности

их, иначе я не вернусь обратно в Цветочный город.

Восп-ль: -Незнайка, ребята у нас с вами закончилось четыре урока и нам пора возвращаться из «Школьной страны Знаний» в «Дошкольную страну».

Слайд №37. Картинка «Детский сад». Звучит музыка о детском саде.

Ребята, встаём в круг и за Лерой отправляемся в детский сад.

Художест

венно-эстетичес

кое развитие.

Физическое развитие

Продолжать развивать творческое воображение, фантазию при рисовании картинки до определённого образа;

 формировать познавательный интерес и логическое мышление.

Продолжать развивать творческое воображение, фантазию при законченности сюжета «Путешествие»

Дети садятся на стульчики и дорисовывают «рисунки» Незнайки до законченного образа.

Дети становятся в круг, поворачиваются друг за другом и идут по кругу, показывая пантомиму «Дети идут в детский сад»

Практический

Продуктивный

Метод ТРИЗ

Игровой

Практическая

деятельность

Игра «Дорисуй рисунок»

Игра - пантомима «Дети идут в детский сад»

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание НОД

(ход образовательной деятельности)

Образова-тельная область

Образователь

ные задачи

Виды детской деятельности

Педагогичес

кие методы, приёмы

 работы

Виды организации образователь

ной деятельности

Слайд №38. Картинка «Незнайка и дети». Рефлексия.

Слайд №39. «Картинки – подсказки».

Восп – ль: - ребята, вы только что вернулись из путешествия, где вы были?

- Что привело вас в эту страну?

- Сколько уроков у вас было в «школьной стране»?

- Чем вы занимались на уроке русского языка? А на уроке математике?

- Какие умения вы показывали на уроке чтения?

- Даша, школа – это хорошо. Объясни, почему?

- Данил, школа – это плохо. Расскажи, почему?

- Дети, хотите ли вы ещё раз побывать в этой стране? Спасибо вам ребята за знания, которые вы показали в «школьной стране».

Познавательное развитие

Обобщить и систематизиро

вать знания детей о школе.

Дети рассказывают о путешествии в «Школьную страну знаний», о том какие они посетили уроки в школьной стране, чем занимались на уроках и чему научили Незнайку.

Дети отвечают на проблемные вопросы.

Практический

Репродуктив

ный

Игровой

«Методы ТРИЗ»

Рефлексия

Заключительная  часть (рефлексивный этап)

Содержание НОД

(ход образовательной деятельности)

Образова-тельная область

Образователь

ные задачи

Виды детской деятельности

Педагогичес

кие методы, приёмы

 работы

Виды организации образователь

ной деятельности

Слайд №40. Картинка «На следующий год вы пойдёте в школу».

Восп – ль: - вот и закончилось наше путешествие в «Школьную страну знаний». Я желаю нашим ребятам и Незнайке в этом году набраться ещё больших знаний, повзрослеть, поумнеть и уже на следующий год поступить в школу! А ты, Незнайка, сейчас много получил знаний и поэтому обязательно вернёшься домой. До новых встреч!

Познавательное развитие

Дети и Незнайка получают от воспитателя открытки «Молодец» и «Приглашение» в 1 класс на следующий год.

Игровой

Рефлексия

Приложение №1.

Художественное слово

В школу

Листья желтые летят,
День стоит веселый.
Провожает детский сад
Ребятишек в школу.

Отцвели цветы у нас,
Улетают птицы.
- Вы идете в первый раз
В первый класс учиться.

Куклы грустные сидят
На пустой террасе.
Наш веселый детский сад
Вспоминайте в классе…

Зинаида Александрова

Снегири

Стынут ветки на морозе

У сосны и ели.

Что за чудо?

На березе

Яблоки поспели.

Подойду поближе к ней,

И глазам не верится:

Стайка алых снегирей

Облепила деревце.

Татьяна Шорыгина

Родные просторы

Если долго-долго-долго

В самолёте нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

 

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы…

 

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая,

Необъятная страна.

Владимир Степанов

Как обидно

Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой —
Как хорош ты лист цветной!

А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул,
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!

Красный, жёлтый, золотой...
Облетел весь лист цветной.
Как обидно, как обидно!
Листьев нет — лишь ветки видно.

И. Михайлова

Пословицы и поговорки

«Рыбам – море, птицам – воздух, а человеку – Родина»

* * *

«Человек без Родины, что соловей без песни»

* * *

«В чужой стране и солнце не так светит»

 

* * *

«Ученье свет, а не ученье – тьма»