Составление рассказа "Семейный ужин" по серии сюжетных картин
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Фролова Светлана Владимировна

Тема: Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин

Цель:  обучать связному последовательному рассказу по серии сюжетных картин.

Задачи:

1. Формировать умение объединять действия на отдельных картинках в единую ситуацию.

2. Развивать грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию, упражнять в установлении причинно-следственной связи изображенных событий.

3. Воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам семьи.

Оборудование: серия сюжетных картин «Семейный ужин», рассказ.

Ход занятия:

1.  Организационный момент.

Логопед предлагает детям поиграть в игру "Узнай по описанию".

  • Добрая, красивая, терпеливая, веселая, скромная, ласковая, нежная, умная, требовательная (кто?)... мама.
  • Добрый, строгий, умный, сильный, отзывчивый... папа.
  • старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая... бабушка.
  • Старый, умный, строгий, добрый, седой, мудрый ... дедушка.
  • Веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая... сестра.
  • Сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, умный, подвижный... брат.

2. Объявление темы.

 Назовите этих людей одним словом: папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка. (Семья.)

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картинкам о дружной семье.

3. Беседа по серии картин.

Выставляется 3 предметные картинки.

  • как вы думаете, какое время суток изображено на картинках? (Вечер.)
  • Почему вы так думаете?
  • Откуда вернулись домой Саша и Маша? (Дети вернулись из школы.)
  • А откуда пришли мама и папа? (Родители пришли с работы.)
  • Семья садится кушать вечером. Как называется прием пищи в это время? (Ужин.)
  • Что стала делать мама? Зачем?
  • Какую работу выполняет Саша?
  • Что можно приготовить из картофеля?
  • А чем занята Маша?
  • Что она будет делать?
  • Кого вы не увидели в кухне за работой?
  • А почему здесь картинка с изображением пылесоса? (Потому, что нужно сделать уборку в квартире.)
  • Когда всё было готово, что сделала семья? (Семья села ужинать.)
  • Как можно закончить наш рассказ? (Все были рады, что они вечером собрались вместе за семейным ужином.)
  • Как вы думаете, чем были заняты дети и родители после ужина?
  • Как можно назвать наш будущий рассказ?

4. Совместное составление рассказа по серии картин.

Один из детей выходит и совместно с логопедом составляет рассказ из ответов, полученных на вопросы.

Рассказ «Семейный ужин».

Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Маша пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.

Саша почистил картошку для картофельного пюре. Маша помыла огурцы и помидоры для салата. Мама стала заваривать чай. А папа в это время пылесосил в комнате, чтобы было чисто.

Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

5. Рассказы детей. Дети составляют пересказ самостоятельно.

6. Физкультурная минутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Если на улице дождик идёт,

Взмахи руками перед собой.

Если метелица злая метёт,

Взмахи руками перед собой из стороны в сторону.

В доме под крышей укроемся мы,

"Крыша" над головой.

Дождик и снег нам тогда не страшны!

На месте топают ногами.

 

7. Итог занятия: Как называется рассказ, который составляли по серии картинок? Как должны относиться члены семьи друг к другу? (С заботой, с любовью и уважением.)

Как можно назвать семью, о которой говорилось в рассказе? (Дружная, крепкая.)

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Составление рассказа «Семейный ужин» по серии сюжетных картин

Цель:  обучать связному последовательному рассказу по серии сюжетных картин.

Задачи:

1. Формировать умение объединять действия на отдельных картинках в единую ситуацию.

2. Развивать грамматически правильную фразовую речь в процессе обучения рассказыванию, упражнять в установлении причинно-следственной связи изображенных событий.

3. Воспитывать у детей любовь, уважение и желание прийти на помощь членам семьи.

Оборудование: серия сюжетных картин «Семейный ужин», рассказ.

Ход занятия:

1.  Организационный момент.

Логопед предлагает детям поиграть в игру "Узнай по описанию".

  • Добрая, красивая, терпеливая, веселая, скромная, ласковая, нежная, умная, требовательная (кто?)... мама.
  • Добрый, строгий, умный, сильный, отзывчивый... папа.
  • старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая... бабушка.
  • Старый, умный, строгий, добрый, седой, мудрый ... дедушка.
  • Веселая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая... сестра.
  • Сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, умный, подвижный... брат.

2. Объявление темы.

 Назовите этих людей одним словом: папа, мама, брат, сестра, бабушка, дедушка. (Семья.)

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картинкам о дружной семье.

3. Беседа по серии картин.

Выставляется 3 предметные картинки.

  • как вы думаете, какое время суток изображено на картинках? (Вечер.)
  • Почему вы так думаете?
  • Откуда вернулись домой Саша и Маша? (Дети вернулись из школы.)
  • А откуда пришли мама и папа? (Родители пришли с работы.)
  • Семья садится кушать вечером. Как называется прием пищи в это время? (Ужин.)
  • Что стала делать мама? Зачем?
  • Какую работу выполняет Саша?
  • Что можно приготовить из картофеля?
  • А чем занята Маша?
  • Что она будет делать?
  • Кого вы не увидели в кухне за работой?
  • А почему здесь картинка с изображением пылесоса? (Потому, что нужно сделать уборку в квартире.)
  • Когда всё было готово, что сделала семья? (Семья села ужинать.)
  • Как можно закончить наш рассказ? (Все были рады, что они вечером собрались вместе за семейным ужином.)
  • Как вы думаете, чем были заняты дети и родители после ужина?
  • Как можно назвать наш будущий рассказ?

4. Совместное составление рассказа по серии картин.

Один из детей выходит и совместно с логопедом составляет рассказ из ответов, полученных на вопросы.

Рассказ «Семейный ужин».

Вечером вся семья собралась дома. Папа и мама вернулись с работы. Саша и Маша пришли из школы. Они решили вместе приготовить семейный ужин.

Саша почистил картошку для картофельного пюре. Маша помыла огурцы и помидоры для салата. Мама стала заваривать чай. А папа в это время пылесосил в комнате, чтобы было чисто.

Когда ужин был готов, семья села за стол. Все были рады видеть друг друга за семейным ужином.

5. Рассказы детей. Дети составляют пересказ самостоятельно.

6. Физкультурная минутка. Выполнение движений по тексту стихотворения.

Если на улице дождик идёт,

Взмахи руками перед собой.

Если метелица злая метёт,

Взмахи руками перед собой из стороны в сторону.

В доме под крышей укроемся мы,

"Крыша" над головой.

Дождик и снег нам тогда не страшны!

На месте топают ногами.

7. Итог занятия: Как называется рассказ, который составляли по серии картинок? Как должны относиться члены семьи друг к другу? (С заботой, с любовью и уважением.)

Как можно назвать семью, о которой говорилось в рассказе? (Дружная, крепкая.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия - составление сказки по серии сюжетных картин "Волк на рыбалке".

Главная задача это воспитывать любовь к народному творчеству. Продолжать развивать связную речь, учить детей придумывать разные варианты концовки сказки по серии сюжетных картин. Использовали сказочны...

Консультация для педагогов Тема: Обучение детей старшего дошкольного возраста с ТНР составлению рассказов по серии сюжетных картин.

статья знакомит педагогов с обучением детей составлению  рассказов по серии сюжетных картин....

Конспект НОД на тему «Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворцы прилетели».

Сезонное занятие на тему весны с использованием нагляднсти....

"Составление рассказа по серии сюжетных картин (дети с ЗПР)"

    В системе работы по развитию речи детей с ЗПР в дошкольных образовательных учреждениях центральное место отводится формированию связной речи и речевого общения. Именно связная реч...

Конспект занятия по позновательно-речевому развитию «Составление рассказов по серии сюжетных картин «Ай да малыши»

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей с ОНР подготовительной группы компенсирующей направленности.Направление – «Познавательно-речевое развитие».Образовательная область – «По...