Развитие речи. ОД "Использование символов в работе над звуками"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Олейник Наталья Ивановна

Использование графических символов облегчает усвоение сложного материала по фонетике. Кроме этого, они развивают у дошкольников память, воображение, служат дополнительной опорой при постановке, автоматизации и дифференциации звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ  Детский сад общеобразовательного вида «Одуванчик».

с. Каменноозерное. Оренбургский район.

Развитие речи

«Использование символов в работе над звуками»

Подготовила: Олейник Наталья Ивановна

.

Использование графических символов облегчает усвоение сложного материала по фонетике. Кроме этого, они развивают у дошкольников память, воображение, служат дополнительной опорой при постановке, автоматизации и дифференциации звуков.

Цель:

Подготовить детей к обучению чтению и письму.

Задачи:

  1. Подключение зрительного анализатора в работе с детьми над звуковым анализом и синтезом слогов и слов.
  2. Развивать фонематический слух, память.
  3. В этом направлении использовать методику Е.Карельской - логопеда ДОУ №42, пос. Свердловский, Московской области.
  4. Учить сравнивать (дифференцировать) звуки.

Старшая группа.

Для обозначения гласных используется следующая гамма цветов: Красный кружок обозначает звук [ А ]; желтый - [ У ]; оранжевый - [ О ]; белый - [ И ]; серый - [ Ы ]; коричневый - [ Э ].

1.                  Игра, «Какой гласный начинает слово?»

У каждого ребенка на столе набор кружков для обозначения гласных. Воспитатель называет слово, начинающееся на какой-то гласный. Дети показывают кружок, его обозначающий (например, аист - красный кружок; утка - желтый и т.д.).

2.                  Игра, «Какой гласный прячется в середине слова?»

Проводится аналогично первой, но на примере однослоговых слов с гласными звуками в середине, например: дом, сын, мак, лук, сэр и т.д.

3.                   Игра, «Какой гласный убежал в конце слова?»

Проводится аналогично первым двум. Используются слова типа: окно, стена, какаду, шары, пни, каратэ.

4.                  Игра, «Шифровальщики» (два варианта). 1-й вариант.

Воспитатель последовательно произносит несколько гласных звуков (от 3 до 6). Дети выкладывают этот звуковой ряд с помощью цветных кружков-символов у себя на столах. Воспитатель проверяет: все ли справились с работой?

Затем детям дается задание: подобрать слова на эти звуки (каждый ребенок должен подыскать свой вариант набора слов). Например, воспитатель диктовал звуки: [А-У-И-О-Э], дети выложили у себя на столах кружочки: красный, желтый, белый, оранжевый, и коричневый и подобрали слова: а) аист, утка, иней, Оля, эму; б) астры, уж, индюк, окно, Эдик и т.д.

Такое же задание можно дать для подбора слов, в которых гласные звуки стоят в середине (однослоговые) или в конце.

 2-й вариант.

Воспитатель произносит слова, например: астра, Осип, Эмма, утка, ирис, и т.д., дети выкладывают на столах ряд кружков-символов гласных, с которых эти слова начинаются. Затем идет проверка: кто-то из детей называет цвета кружков (красный, оранжевый, коричневый, желтый, белый). Такой же ряд кружков воспитатель выставляет на доске или наборном полотне. Затем дети выходят к доске и, ориентируясь на символы, стараются припомнить слова, которые ими «зашифрованы». Если какое-то слово забылось, можно подобрать другое, но начинающееся на этот же гласный.

Подобным же образом «зашифровываются», а затем «расшифровываются» слова с гласными звуками в середине (однослоговые) и в конце.

Как видим, в процессе этих игр развиваются не только фонематический слух, но и память детей.

Когда дети будут хорошо выделять и различать гласные, переходим к согласным. Для их обозначения берем уже не цветовые, а картинные символы.

Таким образом, еще не зная букв, дети «читают» слоги и слова, а абстрактное понятие «звук» приобретает для них конкретное значение. Примечание: У воспитателя должны быть большие картинки-символы звуков (для демонстрации), а у детей - маленькие.

Работая над дифференциацией согласных, включать в занятия разнообразные игры, в которых используются картинки-символы звуков.

1. Игра, «Чья песенка в слове?»

Свою песенку узнать надо в слове

И сказать: «Свистит!», «Звенит!» (дифференциация [С]- /3})

«Шипит!» «Жужжит!» ([Ш]- [Ж])

«Свистит!» «Шипит!» ([С]- [Ш])

«Звенит!» «Жужжит!» ([3]- РК])

«Свистит!» «Звенит!» «Шипит!» «Жужжит!» ([С]- [3] -[Ш]- (Ж])

И картинку показать,

Чтобы видеть, чтобы знать:

Кто свистит, а кто звенит, ([С] - [3])

Кто шипит, а кто жужжит, ([Ш]- [Ж])

Кто свистит, а кто шипит, ([С] - [Ш])

Кто звенит, а кто жужжит,

Кто свистит, а кто звенит,

Кто шипит, а кто жужжит. ([С] - [3] -[Ш]- [Ж])

Какой же в слове звук стоит?

Описание игры

В зависимости от темы занятия педагог выбирает соответствующие строки, например, при дифференциации [С]- [3]:

Свою песенку узнать надо в слове,                                                                                                                                                                                                                                                       Чтобы видеть, чтобы знать,

И сказать: «Свистит!», «Звенит!»                                                                                                                                                                                                              Кто свистит, а кто звенит,

И картинку показать,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Чей же в слове звук стоит?

Читает их детям. Затем участникам игры раздаются картинки, изображающие одного из перечисленных ниже животных или насекомых:

Суслики — комары (дифференциация [С] - [3]).

Змеи - жуки (дифференциация [Ш] - [Ж]).

Суслики - змеи (дифференциация [С] - [Ш]).

Комары - жуки (дифференциация [3] – [Ж]).

Суслики - комары - змеи - жуки (дифференциация [С] - [3]- [Ш] - [Ж] ). Картинок должно быть достаточно, чтобы на фронтальном занятии каждый ребенок принял участие в игре.

У педагога - наборы картинок (в зависимости от темы занятия), в названии которых есть дифференцируемые звуки: [С] - [3] , или [Ш] - [Ж], или [С] - [Щ], или [3] - [Ж], или [С] - [3] - [Ш] - [Ж].

Например, тема занятия «Дифференциация звуков [С] - [3]». Педагог показывает картинку «Сумка». Дети, которым достались «портреты» сусликов, поднимают их и говорят: «Свистит». Если кто-то из «сусликов» не поднял вовремя картинку, он получает фишку красного цвета. Затем демонстрируется следующая картинка, например, «Забор». Дети, у которых «портреты» комаров, поднимают их вверх и говорят: «Звенит». Не услышавшие «своего» звука «комары» получают красные фишки. Так демонстрируются от 5 до 15 картинок (в зависимости от возраста детей и степени их подготовленности). В конце игры педагог видит, у кого много красных фишек. Это помогает ему определить, кто «плохо» слышит звуки, не может выделять их в слове, а значит, с кем необходимо заниматься индивидуально.

Эту игру лучше проводить в виде соревнования команд, например команды суслики - комарики, змейки - жучки и т.д.

2. Игра, «Найди песенку».

Чья-то песенка свистит...

А, быть может, и звенит ...

А порою и жужжит...

А теперь вот и шипит ...

 Только где она свистит?

 Только где она звенит?

Только где она шипит?

Только где она жужжит?

 Надо слушать, надо знать,

Надо слово отгадать!

Описание игры

Игра используется в старшей группе при дифференциации звуков [С] - [3] - [Ш] - [Ж]. Используются картинки: суслик, змея, комар, жук, которые находятся у педагога. Он произносит четыре слова со звуками [С] - [3] - [Ш] - [Ж], например: суп, зубы, шуба, жаба и показывает одну из перечисленных выше картинок, например «жука». Дети должны выбрать из названных слово, в котором есть обозначенный этой картинкой звук ([Ж]). Первый, кто услышал песенку жука в слове «жаба» и назвал это слово, получает фишку. Затем произносится тот же ряд слов, но поднимается картинка «комар». Дети ищут слово с песенкой комара и т.д.

3.                  Игра с мячом «Найди слово».

Надо мячик нам поймать,

Чью-то песенку узнать.

Песня прячется в словах.

Может, песня о жуках?

Если песенка звенит,

Это ясно говорит,

Что припомнить нам пора ~

Ну конечно! — комара!

Песня суслика свистит.

У змеи она шипит.

Ты послушай и узнай,

Эти песни отгадай!

Описание игры

Используются 4 мяча (резиновые или тряпичные), на которых нарисованы, приклеены или пришиты картинки, изображающие суслика, комара, змею и жука. В зависимости от темы занятия педагог берет один, два, три ил все четыре мяча.

Например, тема занятия «Звук [Ш]», цель: дифференциация на слух и в произношении звука [Ш] в сопоставлении с другими звуками, близкими по звучанию и произношению ([С], [Ж], [3]). Педагог бросает мячик с изображением змеи кому-то из детей и произносит ряд слов: суп, шум, жар. Ребенок должен найти среди них слово со звуком [Ш] и, произнося его, возвратить мяч педагогу. Так идет работа с одним звуком (с одним мячом). (При работе сразу над двумя, тремя и четырьмя звуками используются соответственно два, три или четыре мяча. В этом случае удобней, чтобы дети сидели полукругом, а мячи лежали перед педагогом на маленьком столе.)

4.                   Настольная игра «Свистит - звенит - шипит - жужжит»

Описание игры

На 4 листах картона ил плотной бумаги (22x30 см) сверху рисуются или приклеиваются символы звуков [С], [3], [Ш], [Ж]:

- на первом: суслик, комар (дифференциация [С] - [3] ),

- на втором: змея, жук (дифференциация [Ш] - [Ж]),

-  на третьем: суслик, змея (дифференциация [С] - [Ш]),

-  на четвертом: комар, жук (дифференциация [3] - [Ж] ).

Под каждой из картинок-символов делаются кармашки или прорези, куда дети

вставляют картинки, в названии которых есть соответствующий звук.

К каждому большому листу должен быть набор картинок (не менее 10) на

дифференцируемые звуки. Размер картинок — 5x5 см. их можно поместить в

конверте на обратной стороне большого листа.

Игра используется на индивидуальных занятиях и на коррекционных занятиях с воспитателем.

Количество больших листов можно увеличить (по 4-5 на каждую пару дифференцируемых звуков). Тогда игру можно использовать на подгрупповых и фронтальных занятиях по звукопроизношению.

Подготовительная к школе  группа.

В подготовительной группе гласные обозначают только красным цветом. Чтобы сделать логичным переход от нескольких цветовых символов гласных к одному, проводим простой опыт. Берем акварельные краски: красную, оранжевую, желтую, коричневую, серую, белую - и смешиваем их. Получается красный цвет. Еще раз напоминаем детям, что гласные звуки можно петь, они яркие, звонкие, поэтому теперь мы будем обозначать их только красным цветом.

В подготовительной группе необходимо давать характеристику звуков («звонкий согласный», «глухой согласный», «твердый» - «мягкий», «шипящий» и т.д.). Чтобы облегчить детям их усвоение, на занятиях используются графические символы.

Опираясь на ряд графических символов, дети определяют, о каком звуке пойдет речь на занятии. Например, педагог выставляет на наборном полотне такие картинки.

Этот ряд символов обозначает звук [С].

По таким опорным схемам дети рассказывают о любом согласном звуке. Например, если надо дать характеристику звука [Ш], они устанавливают на доску символы и говорят: «Этот звук согласный, шипящий, всегда твердый, глухой; когда мы его произносим, губы вытягиваются вперед, язык по форме напоминает чашечку и поднят вверх, изо рта - струйка теплого воздуха».

Применяя данные символы, дети учатся сравнивать (дифференцировать) звуки, они наглядно видят, что один звук отличается от другого.

В подготовительной группе используется настольная игра «Отгадай, что за звук?» Для нее нужен набор полосок картона (30x7 см), на которых изображены различные комбинации из вышеперечисленных символов, обозначающие согласные звуки. Дети по этому ряду символов должны охарактеризовать и определить звук.

Итак, графические символы облегчают усвоение сложного материала по фонетике. Кроме этого, они развивают у дошкольников память, воображение, служат дополнительной опорой при постановке, автоматизации и дифференциации звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи и аппликация. Тема: Буква Д. Звуки [д]-[дь].

Развитие речи и аппликация.          Тема: Буква Д. Звуки [д]-[дь]....

Развитие речи и аппликация. Тема: Буква Д. Звуки [д]-[дь].

Развитие речи и аппликация.          Тема: Буква Д. Звуки [д]-[дь]....

Конспект непрерывно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе. Тема: «Автоматизация звука "Ш" в слогах, словах, фразовой речи"»

Уважаемые коллеги, известно, что зачастую  автоматизация звука в речи занимает куда больше времени, чем его постановка. Поэтому, занятия по автоматизации должны быть интересными и увлекательными....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно - развивающей работы с детьми 4-5, 5-6 лет по развитию речи и профилактике логопедических нарушений «Волшебные звуки»

Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи в первую очередь дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонетическими и фонематическими наруше...