Конспект НООД по обучению грамоте "Обучение звуковому анализу"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Доронина Ксения Викторовна

Конспект НООД по обучению грамоте "Обучение звуковому анализу"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Обучение звуковому анализу.

Задачи:

Закреплять умения детей делить слова на слоги.

Закреплять знания детей о гласных, мягких и твердых согласных звуках.

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова.

Закреплять умения называть слова с заданным звуком.

Развивать речь, память.

Воспитывать выдержку и умение выслушать своих сверстников.

Демонстрационный   материал:  картина-схема слова слон;

Раздаточный материал: полоски с четырьмя клеточками; красные, синие, фишки.

Ход занятия

I-часть

ИГРА «Телеграф»

Воспитатель  произносит дву- или трехсложные слова (окно, доска, указка, ковер, карандаш, машина, игрушка, мама,  папа) а вызванный ребенок отхлопывает в ладоши количество слогов  в названном слове (Передает слово по телеграфу).

                                                                         II-часть

Восп. Ребята мы с вами знаем, что есть звуки, которые можно долго  и громко произносить, при этом во рту ничего не мешает.

  • Как называются эти звуки? ( Гласные)
  • Назовите мне, пожалуйста, гласные звуки, которых вы знаете.
  • Какими фишками они обозначаются? (Красными).
  • А как называются звуки, при произнесении которых нам мешают губы, зубы,язычок?
  • (Согласные). Какие бывают согласные звуки?  (Твердые и мягкие).
  • Какими фишками мы обозначаем твердые согласные звуки? (Синими)
  • Назовите твердые согласные звуки.
  • Какими фишками мы обозначаем мягкие согласные звуки? (Зелеными)
  • Назовите мягкие согласные звуки.

                                                             III-часть.

Звуковой анализ слова слон. У доски слово поочередно разбирают четверо ребят.

Вопросы воспитателя:

  • «Сколько звуков в слове слон'?
  • Назови первый звук в слове, (он гласный или согласный)
  • Какой фишкой отмечаем?
  • Назови второй звук в слове, (он гласный или согласный)
  • Какой фишкой отмечаем?
  • Назови третий звук в слове, (он гласный или согласный)
  • Какой фишкой отмечаем?
  • Назови последний звук в слове, (он гласный или согласный)
  • Какой фишкой отмечаем?

Воспитатель обращает внимание детей на готовую схему и задает вопросы: 

  •  Сколько гласных звуков? Назовите его.
  • Сколько в слове слон слогов?  
  • Сколько согласных звуков в слове?
  •  Назовите согласные звуки. Что можно сказать про них, какие они?»

Самостоятельная работа детей за столами. Детям раздаются картинки со схемами. Они самостоятельно составляют звуковой анализ слова.

Воспитатель по очереди просит  4 – 5 детей прочитать свое  слово

IY-часть.

Молодцы ребята, а сейчас. Давайте выйдем из-за стола и встанем опять в круг.

 На этот раз поиграем в игру:

ИГРА «Поймай конец и продолжай»

Воспитатель называет слово, а дети должны продолжать «цепочку»  таким образом чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова. Например: воспитатель называет слово «шар», слегка подчеркивая голосом звук «р» и спрашивает, с какого звука должно начинаться следующее слово?  Вызванный ребенок называет слово «Рак» и. т. д.

 Молодцы , ребята! Мне очень понравилось, как вы работали сегодня на занятии.