Примерная технологическая карта анализа методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего возраста
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Щеголева Татьяна Геннадьевна

Примерная технологическая карта

анализа  методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл primernaya_tehnologicheskaya_karta.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Примерная технологическая карта

анализа  методического пособия с речевыми играми-занятиями для детей раннего возраста

Выходные данные

Кому адресована книга

Структура методического пособия

Структура тематического цикла

Пример занятия

Педагогическая значимость пособия

Смирнова Л. Н. Развитие речи у детей 2—3 лет. Пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика- Синтез, 2006. 104 с

Пособие адресовано педагогам дошкольных учреждении для проведения занятий по развитию речи с детьми в возрасте 2—3 лет. Оно может быть также использовано родителями.

В книге содержится практический материал, который включает в себя 30 тематических циклов, предусматривающих лексико-грамматическое и сенсорное развитие детей.

1.Предисловие

2. Тематические циклы

Тематический цикл «Игрушки»

Тематический цикл «Игрушки»

Тематический цикл «Игрушки»

Тематический цикл «Игрушки»

Тематический цикл «Овощи»

Тематический цикл «Фрукты»

Тематический цикл «Осень»

Тематический цикл «Домашние животные»

Тематический цикл «Домашние животные»

Тематический цикл «Домашние животные и их детеныши»

Тематический цикл «Дикие животные»

Тематический цикл «Дикие животные»

Тематический цикл «Дикие животные и их детеныши»

Тематический цикл «Дикие животные жарких стран»

Тематический цикл «Зима»

Тематический цикл «Зимние забавы»

Тематический цикл «Посуда»

Тематический цикл «Одежда»

Тематический цикл «Мебель»

Тематический цикл «Игрушки»

Тематический цикл «Продукты питания»

Тематический цикл «Птицы»

Тематический цикл «Дом и предметы быта»

Тематический цикл «Предметы труда»

Тематический цикл «Профессии»

Тематический цикл «Транспорт»

Тематический цикл «Весна»  

Тематический цикл «Растения»

Тематический цикл «Насекомые»  

Тематический цикл «Лето»

3. Рекомендуемая литература

 

Тематический цикл 

"Овощи" (пятая неделя).

Занятие 1

Цели.

Наглядный материал.

Ход занятия

Игра"Огород"

Речевая п/и. "Собираем овощи"

Игра "Сварим щи"

Занятие 2

Цели

Наглядный материал.

Ход занятия

Речевая п./игра "Помидор"

Занятие 3

Цели.

Наглядный материал.

Ход  занятия

Игра "Спрячем овощи"

Игра "Найдём овощи"

Чтение с наглядным сопровождением.

Занятие 1

Цели. Развивать навык  фразовой речи. Учить отвечать на вопросы полным предложением, опираясь на образцы воспитателя. Способствовать усвоению обобщающего понятия овощи.

Учить детей повторять и запоминать рифмованный текст с опорой на картинки.

Наглядный материал.

Сюжетная картинка "Огород"; предметные картинки: капуста, свёкла, картошка, лук, чеснок, морковь, горох; кастрюля; натуральные овощи.

Ход занятия

Игра "Огород"

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картину "Огород", называя овощи. изображённые на ней.

Потом он выставляет на наборном полотне предметные картинки и 2-3 раза проговаривает четверостишие:

Посмотрите- овощи тут,

Они в огороде растут:

Капуста. свёкла. картошка,

Лук, чеснок, морковка.

Воспитатель выясняет у детей, где растут овощи: "Где растёт капуста(свёкла, картошка...)?" Малыши отвечают: "Капуста (свёкла, картошка...) растёт в огороде".

Речевая подвижная игра"Собираем овощи"

Воспитатель предлагает детям собрать овощи. чтобы мама сварила суп. Педагог читает стихотворение, а малыши ритмично наклоняются, изображая, как они собирают овощи.

 Игра повторяется несколько раз, пока дети не запомнят рифмовку.(В ходе игры рекомендуется использовать картинки.)

Собираем овощи,

Мама сварит щи, щи.

Вот капуста. вот горох,

Ох, ох, ох, ох.

Игра "Сварим щи"

Воспитатель говорит детям, что сейчас они будут варить щи. Он раздаёт им овощи и предлагает сложить их в кастрюлю. Дети выполняют  задание. а педагог выясняет. кто какой овощ положил в кастрюлю. Малыши хором отвечают: "Таня положила картошку. Маша положила капусту......"

Материал, содержащийся в книге, имеет многофункциональный характер: формирует фонетико-фонематическую базу; развивает фразовую и связную речь, речевую моторику; способствует сенсорному развитию; активизирует развитие высших психических функций, познавательной деятельности; формирует процесс социальной адаптации у детей, учит играть с игрушками и сверстниками.

Каждое упражнение — это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Занятия проходят в облегченных речевых условиях (с использованием игрушек, различных предметов, картинок, рифмованных текстов, речевых игр, мини-спектаклей, речевых подвижных игр).

Рекомендации к подбору наглядного и лексического материала для игр-занятий  с детьми раннего возраста

Рекомендации к подбору лексического материала для игр с детьми раннего возраста

  1. Речевой материал необходимо подбирать с учетом программных требований к обучению и воспитанию детей раннего возраста.
  2. Лексический материал должен быть по ряду обобщающих тем: «Игрушки», «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные» и др.

Необходимо подбирать предметный словарь, словарь действий и признаков.

Рекомендации к подбору наглядного материала для игр с детьми раннего возраста

  1. По своему содержанию первые картинки должны быть очень простыми.
  2. Картинки должны изображать хорошо знакомые им предметы.
  3. Лучше всего давать малышам карточки с изображением отдельных предметов.
  4. Предметы должны быть изображены с некоторыми деталями (например, чтобы на платье у девочки хорошо выделялись воротничок, пуговицы, карманы и т.п.).
  5. У детей старше полутора лет важно формировать первые общие представления о предметах. Для этого целесообразно давать изображения одинаковых предметов, но отличающиеся по цвету (ведерко синее и красное и т.п.), размеру (яблоко большое и маленькое), по состоянию (например, собака сидит и лежит).
  6. Особенно полезны для этой цели изображения предметов в несложной сюжетной ситуации (мальчик катается на лошадке, девочка держит лопату, мальчик бьет в барабан и т.п.).
  7. Картинки для маленьких должны быть красочными и хорошо выполненными в художественном отношении.
  8. Для того чтобы картинки можно было свободно держать, трогать, они должны быть наклеены на плотный картон.

ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТИНОК

Уже в конце первого года жизни ребенок тянется к красочной картинке, радуется изображению. Картинки очень значимы в деле умственного воспитания и развития речи детей. Маленький ребенок не сразу отличает реальный предмет от его изображения на картинке. Он относится к рисунку как к игрушке, к вещи, пытается взять нарисованный мячик, укусить яблоко. С помощью взрослого малыш постепенно устанавливает связь между предметом, его графическим изображением и соответствующим названием. Это важно для развития мышления, для формирования первых общих представлений.

Картинка помогает закреплению представлений детей о предметах. Под руководством воспитателей с помощью картинки осуществляется более расчлененное, детальное восприятие качеств предмета (форма, величина, цвет и др.) и его состояния. Тем самым рассматривание картин способствует развитию более устойчивого, сосредоточенного внимания.

Картины вызывают у ребенка радостные эмоции. Эмоциональная отзывчивость, присущая детям, позволяет воспитателям рано формировать у них элементарные отношения к изображенным сюжетным ситуациям. Совместное рассматривание картин небольшими группами, доступное для детей начиная со второго года жизни, вызывает у них общность переживаний.

С конца первого года, а тем более на втором году с помощью картины обогащается словарь ребенка. От взрослых он узнает названия предметов, действий, качеств, постепенно начинает сам активно называть изображенное, отвечать на вопросы.

Использование картинки для развития речи имеет даже некоторые преимущества перед игрушкой. Дети, рассматривая картинку, охотно говорят, в то время как игрушкой им, прежде всего, хочется поиграть, а не рассказывать о ней. Картинка, напечатанная на бумаге, картоне, в книжке, требует осторожного обращения. Эта осторожность еще трудна для малышей и вырабатывается постепенно. Все это имеет большое воспитательное значение.

Ко всему этому необходимо прибавить, что картинки благодаря своей образности, красочности являются ценным средством воспитания зачатков художественного вкуса.

По своему содержанию первые картинки должны быть очень простыми. Дети еще только учатся устанавливать связь между рисунком и реальной вещью, поэтому картинки должны изображать хорошо знакомые им предметы. Лучше всего давать малышам карточки с изображением отдельных предметов.

Чтобы научить детей внимательно рассматривать картинку, предметы должны быть изображены с некоторыми деталями (например, чтобы на платье у девочки хорошо выделялись воротничок, пуговицы, карманы и т.п.). Для того чтобы картинки можно было свободно держать, трогать, они должны быть наклеены на плотный картон или фанеру.

Содержание картинок отражает тот круг предметов, с которыми детей рекомендует знакомить «Программа воспитания в детском саду». Очень важно, чтобы содержание картинок побуждало малышей, только еще овладевающих речью, говорить. Для этого названия изображенных предметов должны звучать очень просто или эти предметы должны сами издавать какие-то звуки, которым легко подражать (например, собака — «ав-ав», часы — «тик-так» и т.п.).

У детей старше полутора лет важно формировать первые общие представления о предметах. Для этого целесообразно давать изображения одинаковых предметов, но отличающиеся по цвету (ведерко синее и красное и т.п.), размеру (яблоко большое и маленькое), по состоянию (например, собака сидит и лежит). Такие изображения дают возможность обогащать словарь детей не только существительными, но и прилагательными, глаголами.

Особенно полезны для этой цели изображения предметов в несложной сюжетной ситуации (мальчик катается на лошадке, девочка держит лопату, мальчик бьет в барабан и т.п.).

Дети после полутора лет способны понять уже и более развернутое сюжетное содержание, отражающее окружающую ребенка жизнь: сценки из жизни детей в семье и детском саду, бытовой труд взрослых, движение знакомого транспорта, природные явления. Картинки для маленьких должны быть красочными и хорошо выполненными в художественном отношении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие по теме "Адаптация в саду детей раннего возраста"

В материале представленны наиболее  часто задаваемые вопросы родителей при поступлении в детский сад, в нем даны ответы ,как сделать жизнь ребенка в саду наиболее увлекательной, интересной и,коне...

Коспект игры-занятия "Варежки" для детей раннего возраста (1.6 до 2)

       Тема:"Варежки"          Продолжительность: 9 минут          Программна...

Игры и пособия для развития мелкой моторики у детей раннего возраста.

Игры и пособия для развития мелкой моторики своими руками....

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика....

Лэпбокс "Речевичок" и дидактическое пособие Коврограф- как средство развития речевых и познавательных способностей детей раннего возраста

Каждый педагог ищет новые подходы, идеи, формы и методы в своей педагогической деятельности, которые  были бы интересны дошкольникам и соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно ...

Методическое пособие «Ясельная мозаика» для методического сопровождения детей раннего возраста (1-2года), не посещающих ДОУ.

Методическое пособие «Ясельная мозаика» для методического сопровождения детей раннего возраста (1-2года), не посещающих ДОУ.Методическое пособие разработано в 2018г на основании опыта по р...