Конспект ООД по речевому развитию "В заколдованном лесу"
план-конспект занятия по развитию речи

Марина Васильевна Доможирова

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Она тесно связана с интеллектуальным развитием, оказывает огромную услугу в познании окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа Перевозский Нижегородской области «Детский сад «Жемчужинка» с. Тилинино»

«Совместная  деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию с учётом  Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»

на тему:

«В заколдованном лесу»

Выполнила: Доможирова Марина Васильевна    

                                                 Воспитатель МБДОУ «Детский сад          

                                                                               «Жемчужинка»

2020г.  с. Тилинино

Конспект организованной образовательной деятельности в разновозрастной  группе.    Тема: «В заколдованном лесу».

Интеграция образовательных областей:

-Социально-коммуникативное развитие,

-Познавательное развитие,

-Речевое развитие,

-Художественно-эстетическое развитие,

-Физическое развитие

Задачи:

-Расширение и активизация словаря по теме: «Осень».  (Речевое развитие, --Социально-коммуникативное);

-Активизация словаря определений.  (Познавательное развитие);

-Упражнение в употреблении слов – антонимов. (Речевое развитие, --Социально-коммуникативное);

-Упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным значением. (Речевое развитие);

-Упражнение в составлении предложений, употреблении однокоренных слов. (Речевое развитие);

-Развитие логического мышления. (Познавательное развитие);

-Развития мелкой моторики рук. (Познавательное развитие);

-Воспитание доброго отношения друг другу. (Социально-коммуникативное);

-Игра-массаж. (Физическое воспитание, Социально-коммуникативное).

-Подвижная игра. (Физическое воспитание, Познавательное развитие).

Методы и приемы:

Наглядные:

- Персонаж  Лесовик.                                                                                                            

- Д/и «Какой сок?», Д/и «Какой букет?»                                                                                  

Словесные:  

- Д/и «Какая погода?».                                                

- Д/и «Назови ласково».

- Чтение стихов, загадок.                                                    

- Игра «Скажи наоборот».                                                  

- Д/и  «Скажи со словом осенний».

-Д/и «Подбери похожее слово».                                                                                                                                                              

 Практические:

-Пальчиковая гимнастика «Опята», игра-массаж «Дождь».

-Эмоциональная гимнастика «Здравствуйте, ребята!».  

-Дыхательная гимнастика «Ветер».

-Подвижная игра «Кто быстрее соберёт грибы».

-Рефлексия «Подари букет».

Материалы и оборудование: 

- Декорации заколдованного леса (пень, 2 дерева, ёлка, на деревьях паутина),

- Игрушка баба Яга, избушка на курьих ножках.                                                              

- Д/и «Какой сок», Д/и «Какой букет?»            

 

 Формы проведения совместной деятельности.

                                                                   

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной  деятельности

Двигательная

 -Путешествие по группе.

-Пальчиковая гимнастика «Опята»,

-Игра-массаж  «Дождь»,

-Подвижная игра «Кто быстрее соберёт грибы»                                                                                                                                

Игровая

-Словесные игры «Скажи наоборот», «Какой сок?», «Подбери похожее слово»

- Игра на развитие слуха  «Какая погода?».

 - Словесная игра «Скажи со словом осенний», «Скажи ласково», «Какой букет?»

-Дыхательное упражнение «Ветер».

-Рефлексия «Подари букет».

Познавательно-исследовательская

-Делать предположения из услышанной загадки.

- Находить сходства и различия между двумя и более предметами (грибами).                                            

Коммуникативная

-Эмоциональный настрой « Здравствуйте, ребята».

-Вопросы  воспитателя к детям.

-Беседа о погоде в осеннем лесу, о том, что необходимо соблюдать осторожность, быть внимательным.                                                                                                                                

ХОД ЗАНЯТИЯ

  1. Приветствие. Эмоциональный настрой.

Воспитатель:

– Ребята! я очень рада вас видеть. Представьте, что вы домашние животные  и  я хочу с вами поздороваться.

Проводится эмоциональная игра «Здравствуйте, ребята!»

Здравствуйте, котята!
Мяу-мяу-мяу! 
(Моют лапки)
Здравствуйте, утята!
Кря-кря-кря! 
(Показывают клювики)
Здравствуйте, гусята!
Га-га-га! 
(Хлопают крылышками)
Здравствуйте, лягушата!
Ква-ква-ква! 
(Руки согнуты в локтях, ладони разжать вперед, качают руками вправо-влево)
Здравствуйте, коровки!
Му-му-му! 
(Выставляют рожки)
Солнце давно встало!
Ку-ка-ре-ку! 
(Поднимают согнутые в коленях ноги, «хлопают крыльями»)
Здравствуйте, барашки!
Бе-бе-бе! 
(Приставляют к головам кулачки и вращают ими)
А я сварила кашку. Ешьте все!

– Сегодня мы отправляемся в путешествие в лес. Но чтобы попасть в лес, надо пройти в волшебные ворота.

  1. Проводится словесная  игра «Скажи наоборот»:
  • большой – маленький;
  • громко – тихо;
  • грустный – радостный;
  • высокий – низкий;
  • открыть – закрыть;
  • пустой – полный;
  • вежливый – грубый;
  • легко – трудно;
  • тепло – холодно;
  • сильный – слабый;
  • солнечный – пасмурный;
  • чистый – грязный.

 Вот мы и попали в лес.  В лесу, ребята, нужно вести себя осторожно: не убегать от воспитателя, не есть  незнакомые ягоды, не кусать грибов, не брать руки в рот.   Ребята,  попробуйте отгадать, что я вижу за кустами:

«Курьи ножки у избушки,
А в избе живет старушка,
Пол метлою подметает,
В ступе над землей летает».

– Кто это? 

Дети: Баба Яга.

Звучит музыка, появляется игрушка  Баба - Яга.

Баба Яга: Ах вы,  нехорошие дети! Разбудили меня! Ага, значит,  вы меня не любите! Не хотите со мной дружить? 

Дети: (Не хотим, ты всегда грубая, невежливая, страшная)

Баба Яга: – Тогда я вам отомщу за это! Вот возьму и превращу вас в какие-нибудь пни и коряги. Нет-нет, лучше отправлю я вас всех в заколдованный лес. И вы никогда оттуда не выберетесь.

Музыка. Дети приседают, свет гаснет. Баба Яга бегает вокруг детей и шепчет заклинания. (Декорации: пень, 2 дерева, куст елки, на деревьях паутина.) Баба Яга убегает, дети открывают глаза.

Воспитатель:

– Ребята! посмотрите, а ведь Баба Яга действительно нас в заколдованный лес отправила. Какой-то странный лес. Давайте посмотрим, как тут красиво.

Поворачиваем голову вправо-влево,
И снова вправо-влево.
А теперь подняли голову вверх,
Опустим вниз, посмотрим под ноги,
И опять вверх, вниз.

– А как же нам отсюда выбраться? Давайте подумаем, кто же сможет нам помочь?

                     3.   Проводится словесная  игра «Подбери слово»:


– Кто живет в лесу и охраняет его? 
(Лесник, лесничий)
– Тропинка в лесу какая? 
(Лесная)
– Как называется маленький лес? 
(Лесок, лесочек)
– Как называется сказочный человек, который живет в лесу? 
(Лесовичок, лесовик)
– Так кто нам поможет выбраться из заколдованного леса? 
(Лесовичок)
     Тогда давайте позовем его, но не очень громко.

(появляется Лесовичок)

Лесовичок: Здравствуйте, ребята, я все слышал и буду рад вам помочь, но многое зависит и от вас самих. Этот лес непростой, и тропинка, ведущая из него, состоит из заданий. Если вы правильно выполните эти задания, то выйдете из леса.  

Воспитатель:  Ну что, ребята, постараемся? 

Дети: (Да)
Лесовичок:   Хорошо. Тогда вам первое задание: Баба Яга не знает, какая в лесу бывает погода. Поможем ей разобраться? 

(Дети садятся на ковер)

  1.  Проводится словесная  игра «Какая погода?»
  • Если дождь идет – дождливая;
  • дует ветер – ветреная;
  • холодно – холодная;
  • если пасмурно – пасмурная;
  • если хмуро – хмурая;
  • если сыро – сырая;
  • если солнечно – солнечная;
  • если ясно – ясная;
  • если мороз – морозная.

– А теперь давайте, ребята, поиграем в  другую,  игру

  1. Проводится словесная  игра «Скажи со словом осенний»
  • Небо какое? – Осеннее.
  • Ветер какой? – Осенний.
  • Аллея какая? – Осенняя.
  • Солнце какое? – Осеннее.
  • Туча какая? – Осенняя.
  • Дождь какой? – Осенний.
  • Цветы какие? – Осенние.
  • Лес какой? – Осенний.
  • Утро какое? – Осеннее.
  • Погода какая? – Осенняя.

Воспитатель:  – Молодцы, ребята! Как вы думаете, какая погода бывает осенью?

Дети: (Холодная, ветреная, сырая, дождливая.)

Воспитатель:  Ой, ребята, а вот, кажется, и дождь пошел! Какой  бывает осенью  дождь? 

Дети: (Холодный, сильный, моросящий)
Воспитатель:   Ребята,  вы замерзли? Давайте согреемся.

  1. Проводится игра-массаж «Дождь»

Дождик бегает по крыше
Бом! Бом! Бом! 
(Стучат ладонями по спинкам друг друга)
По веселой звонкой крыше
Бом! Бом! Бом! 
(Постукивают пальчиками)
Дома, дома посидите
Бом! Бом! Бом! 
(Поколачивают кулачками)
Никуда не выходите
Бом! Бом! Бом! 
(Растирают ребрами ладоней)
Почитайте, поиграйте
Бом! Бом! Бом! 
(Кладут ладони на плечи и большими пальцами растирают плечи круговыми движениями)
А уйду – тогда гуляйте
Бом! Бом! Бом! 
(Поглаживают ладонями)

Воспитатель:  Вы согрелись? Тогда отправляемся дальше искать дорогу домой.  Куда  это мы попали?  Смотрите, сколько грибов появилось после дождя!

Дети: (На грибную полянку)

  1. Проводится пальчиковая гимнастика «Опята».

На пеньке живет семья (одна рука сжата в кулачок, прикрыта ладошкой другой руки)
Мама. Папа, брат и я 
(поочередно пальчики разжимают)
Дом у нас один, а крыша 
(две руки вместе ладонями вверх)
Есть у каждого своя 
(«крыша» из ладошек)

Лесовичок:  Давайте  поиграем, ребята  и  соберем в корзину только съедобные грибы.

  1. Проводится подвижная игра «Кто быстрее соберёт грибы?».

Воспитатель:   Какие грибы мы собрали? 

Дети: (Съедобные)
Воспитатель:    А какие грибы остались на полянке? 

Дети: (Несъедобные, ядовитые: мухомор, поганки)

Воспитатель:    А теперь, ребята садитесь,  давайте отдохнём. Нам нужно проверить, каких грибов мы набрали  и  сколько.

 Дети:  одна лисичка, две лисички, три лисички, четыре лисички, пять лисичек (тоже проводится со словами: масленок, опёнок, подберезовик, подосиновик).

Воспитатель:   Молодцы, ребята!  Послушайте, как красиво поют птицы на поляне. Наверное, прощаются с нами. А почему, как вы думаете?

Дети:  (Улетают в теплые края).

Воспитатель:   А как называют таких птиц?

Дети:  (Перелетные)
Воспитатель:   Молодцы, ребята! А почему  они улетают? 

Дети:  (Трудно найти зимой корм)
Воспитатель:    Ребята! Давайте  этих перелетных птиц назовем ласково. Они поймут, что мы с вами добрые, и не хотим им причинить зла. Тогда они запомнят нашу доброту, и постараются побыстрее вернуться назад домой.

  1. Проводится словесная  игра «Назови ласково».
  • Соловей – соловушка;
  • Жаворонок – жаворонушек;
  • Скворец – скворушка;
  • Ласточка – ласточка;
  • Стриж – стрижонок;
  • Журавль – журавушка;
  • Лебедь – лебедушка;
  • Утка – уточка;
  • Кукушка – кукушечка;
  • Трясогузка – трясогузочка;

Воспитатель:    Молодцы, ребята! А какие же птицы останутся с нами зимой?
Дети: (Зимующие)

Воспитатель:    Ребята! Подул ветер! Как ласково можно назвать ветер? 

Дети: (Ветерок)

  1.  Проводится дыхательное упражнение «Ветер».

Подул маленький ветер у-у-у
Подул сильный ветер У-У-У
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый – а-а-а
Рябиновый – и-и-и
Березовый – о-о-о
Дубовый – e-e-e.

Воспитатель: Ой, сколько листьев сдул на тропинку с  деревьев ветер!    А какие они красивые!  Давайте, ребята, соберем листья в букеты. Какой у тебя Саша, получился букет? А у тебя, Варя? У тебя, Соня?

  1. Проводится словесная игра «Какой букет?»
  • Листья  дуба – дубовый;
  • Листья  березы – березовый;
  • Листья  рябины – рябиновый;
  • Листья  осины – осиновый;
  • Листья  клена – кленовый;

Воспитатель:  Ой! Ребята! Мне кажется, что я вижу дом Бабы Яги. Давайте-ка вспомним, это она  нас сюда отправила? 

Дети: (Да)
Воспитатель:  А почему? 

Дети: (Она на нас обиделась)
Воспитатель: Я предлагаю, ребята,  сделать  Бабе Яге  что-нибудь приятное. Может она изменит свое отношение к нам и сама, может быть измениться. Смотрите, мы пришли к Бабе Яге в огород.  Какие овощи здесь лежат? 

Дети: (Морковь, помидоры, огурцы, тыква, капуста…)
Воспитатель: Давайте приготовим из них сок.

  1. Проводится словесная игра «Какой сок?»
  • сок из помидоров – томатный;
  • сок из огурцов – огуречный;
  • сок из моркови – морковный;
  • сок из свеклы – свекольный;
  • сок из капусты – капустный;
  • сок из тыквы – тыквенный.

Лесовичок: Молодцы, ребята!  Баба Яга будет очень  довольна. А я прощаюсь с вами, до свидания!

Воспитатель:  Спасибо, Лесовичок, за помощь.  Ребята! Давайте позовем Бабу Ягу и угостим ее соком.

Баба Яга: А я следила за вами и очень рада, что вы справились со всеми заданиями. А последнее ваше решение меня очень обрадовало, и я обещаю вам исправиться, быть хорошей и доброй. Спасибо за все. До свидания!

Воспитатель:  Ну что ж, ребята и нам пора в детский сад. Но вначале давайте скажем Бабе Яге – понравилось вам в лесу? Что понравилось?

Дети: (высказывают своё мнение)

Воспитатель:  Если вам понравилось наше путешествие по заколдованному лесу, то подарите Бабе Яге свой букет.

  1.  Проводится рефлексия «Подари букет»

(Звучит музыка)

Воспитатель:  Закрывайте глаза, покружитесь,

                          Но мы еще вернемся

                          Скорее улыбнитесь.

Вот и детский сад.  Молодцы, ребята! Спасибо вам за путешествие со мной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "В заколдованном лесу".

Расширять  представления  детей  об  осенних  изменениях  в  природе.   Показать  детям,  что  природа  прекрасна  во  все  в...

Конспект логопедического занятия по развитию связной речи «В заколдованном лесу».

Конспект занятияНазвание: «В заколдованном лесу».Цель: Развитие связной речи.Задачи:Коррекционно-развивающие:1. Развивать слуховое внимание и память.2. Развивать дыхание и голос.3. Развивать связную р...

Конспект логопедического занятия в старшей группе. Тема "Прогулка по заколдованному лесу"

Детям предлагается увлекательное путешествие по заколдованному леу. Перед детьми ставятся игровые задачи, которые дети преодолевают используя свои занания, умения и навыки....

НОД по речевому развитиюво второй группе раннего возраста «Кошка с котятами»

Развитие речи детей через познание окружающего мира...

Конспект итоговой ООД «В заколдованном лесу» ОО «Познавательное развитие» (Мир природы) / ОО «Речевое развитие» (Развитие речи) (старшая группа)

Закрепление знаний, умений и навыков  по познавательному и  речевому развитию детей старшей группы....