Конспект ООД "Золотой луг"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Гусева Елена Анатольевна

Конспект ООД "Золотой луг"

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.ФИО: Гусева Елена Анатольевна

2.Образовательная область: «Речевое развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Познавательное развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Физическое развитие».

3.Тема занятия: проведение интегрированного занятия по речевому развитию с подгруппой детей, с включением дидактической игры на ИКТ оборудование, по рассказу М. Пришвина «Золотой луг».

4.Возрастная группа: старший возраст.

5.Цель занятия: ознакомление детей с рассказом М. Пришвина «Золотой луг» посредством анализа сюжетной линии произведения  в дидактической игре «Золотой цветок».

6.Задачи:

 Образовательные: продолжать знакомить детей с жанром рассказ. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию рассказа. Учить давать оценку героям рассказа.

Развивающие: развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения.

Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству писателя, способствовать развитию любознательности.

Дополнительные задачи: упражнять детей восстанавливать сюжетную линию рассказа « Золотой луг».

7.Словарная работа: промысел - добывание чего-нибудь;  идти в пяту  - идти друг за другом, сзади; «фукну» означает дунуть;  забава - означает игра, развлечение.

8.Планируемый результат: ознакомление  детей с рассказом М. Пришвина «Золотой луг», правильно выстроенная сюжетная линия рассказа в дидактической игре «Золотой цветок».

9.Подготовительная работа: подготовить рассказ для детей  «Золотой луг», портрет М. Пришвина, создать дидактическую игру «Золотой цветок».

10.Материалы и оборудование: книга с рассказом « Золотой луг», портрет М.Пришвина, ИКТ, смарт – доска, документ – камера.

Этапы продолжительности

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, способы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Предполагаемый результат

1.

Организационно –мотивационный этап

Привлечь внимание детей, заинтересовать предстоящей деятельностью, презентовать рассказ детям.

Приветствую детей, спрашиваю о настроении, привлекаю внимание к портрету автора  и анонсирую  произведение.

1.Словесный

2.Беседа

3.Наглядный

Садятся на свои места, приветствуют педагога, внимательно слушают воспитателя.

Дети в хорошем настроении, заинтересованы занятием, внимание направленно на предстоящую деятельность.

2.

Основной этап

2.1

Постановка проблемы

Поставить перед детьми проблему. Какое «открытие» сделал  для себя мальчик.

Я подвожу детей к пониманию проблемы.

1.Словесный

2.Беседа

Рассуждают о проблеме, формулируют ее.

Проблема сформулирована.

2.2

Этап восприятия материала

Выразительно прочитать рассказ,

вызвать эмоциональный отклик детей,

обсудить прочитанное произведение.

Выразительно читаю рассказ М.Пришвина «Золотой луг»,

задаю вопросы по произведению

1.Словесный

2.Чтение произведения

3.Беседа

Внимательно слушают, отвечают на вопросы по содержанию произведения

Формируется  представление о сюжете произведения, о героях,

о характерах героев.

2.3

Этап практического решения проблемы

Провести физкультминутку,

закрепить представления детей о рассказе «Золотой луг»,

провести дидактическую игру «Золотой цветок», направленную на восстановление  сюжетной линии рассказа,

провести гимнастику для глаз.

Провожу физкультминутку,

провожу дидактическую игру,

провожу гимнастику для глаз.

Практический метод, дидактическая

игра.

Выполняют физкультминутку,

принимают участие в игре,

выполняют гимнастику для глаз.

Выполнение физкультминутки.

Закрепление представления детей о сюжете рассказа посредством дидактической игры.

Выполнение гимнастики для глаз.

3.

Заключительный этап

Анализ

деятельности детей.

Показать детям результат занятия.

Напомнить о постановке проблемы и показать ее решение. Подвести итоги занятия.

Анализирую занятие вместе с детьми. Напоминаю о постановке проблемы,

провожу рефлексию.

1.Словесный

2.Беседа

Отвечают на вопросы по содержанию,

вспоминают ход занятия, высказывают свое мнение. Размышляют.

Сформировано представление детей об идее, сюжете, героях рассказа.

Сделаны выводы о решении проблемы.

Ход занятия:

        На столе лежат книги из книжного уголка. Детям они знакомы по обложкам. Воспитатель обращается к детям:

- Здравствуйте ребята! Вижу у вас хорошее настроение. Посмотрите, в книжном уголке беспорядок! Давайте поставим все книжки на свои места. А это что за книга? Кто ее принес? Может это новые сказки? Я знаю – это книга  «Золотой луг». Написал ее Михаил Пришвин. Взгляните на его портрет. В рассказе говорится о двух мальчиках. Они проводили лето в деревне. Вокруг их дома были поля,  покрытые жёлтым ковром из цветов. Ребята рвали цветы, не задумываясь о них. Но однажды рано утром, когда мальчики собрались на рыбалку они заметили …  А что произошло дальше узнаем послушав рассказ. Мне этот рассказ понравился тем, что  дети научились   видеть красоту в простом, неприметном цветке. В том, что всегда рядом с нами, и что мы, к сожалению, часто не замечаем.

-В рассказе есть слова, которые мы редко используем в нашей современной жизни? Давайте подумаем и выясним, что они могут обозначать? Промысел, как вы думаете, что это слово может обозначать? (Ответы детей)

-Промысел-это добывание чего-нибудь.    

-Слово «в пяту», как вы думаете, что оно может обозначать? (Ответы детей).

- «В пяту» обозначает идти друг за другом, сзади.  

-А как вы думаете, что означает слово «фукну»? (Ответы детей).

-«Фукну» означает дунуть. Знакома ли вам такая игра с одуванчиками? (Ответы детей).

-Забава – это  игра, развлечение.

 -А какое  «открытие» вы для себя сделаете, прослушав рассказ М. Пришвина  «Золотой луг»?

Располагайтесь удобно, спины прямые, руки на коленях и слушайте внимательно.

Выразительное чтение рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

-Как называется рассказ, который я прочитала? (Рассказ называется «Золотой луг»).

-О чём этот рассказ? (О природе, о золотом, зелёном луге).

-Подумайте, почему рассказ называется «Золотой луг»?  (Потому что весь луг был жёлтый, как – будто золотой).

-Какая забава была у мальчиков? (Дуть созревшим  одуванчиком в лицо друг другу). Давайте вспомним, как автор описал эту игру. Воспитатель зачитывает отрывок из рассказа: «Серёжа!» — позову я его деловито...»

 -Что означает «созревают одуванчики»? (Когда жёлтые лепестки сменяют белые пушинки).

-Как дети называет одуванчики? (Неинтересные цветы).  

-Как вы думаете, почему  они решили,  что цветы неинтересные? (Простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты).

-Когда утром  один из братьев пошёл на рыбалку что он заметил? (Луг был не золотой, а зелёный).

-Предлагаю немного отдохнуть и провести физкультминутку.  Встаньте около стульев.

Физкультминутка «Спал цветок и вдруг проснулся».

Спал цветок и вдруг проснулся. (Наклоны вправо, влево).
Больше спать не захотел. (Наклоны вперед, назад).
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться).
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо).
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться).

Отдохнули, молодцы!

-Предлагаю еще раз вспомнить сюжет рассказа в дидактической игре  « Золотой цветок».

Разделимся на две команды. Выиграет та команда, которая правильно ответит на все  вопросы.

Дидактическая игра «Золотой луг».

-С кем главный герой ходил на промысел? ( С братом, с сестрой).

-На какой промысел ходили ребята?  ( Собирать грибы, удить рыбу).

-О каких неинтересных цветах говорится в рассказе?  (Колокольчик, одуванчик).

-Каким цветом был луг в полдень?  (Зеленый, желтый).

-Каким цветом был луг утром? (Желтый, зеленый).

-С чем сравнивал цветок мальчик?  (Ладонь, голова).

-Вы  были активными  и внимательными, поэтому ответили на все вопросы. Наши глаза немного устали,  проведем  гимнастику для глаз.

Мы гимнастику для глаз

Выполняем каждый раз.

Вправо, влево, кругом, вниз,

Повторить ты не ленись.

Укрепляем мышцы глаза.

Видеть лучше будем сразу.

- Ребята, какое наблюдение провёл мальчик?  (Наблюдал за лугом утром, днём и вечером). Повторное  чтение отрывка  из рассказа « Золотой луг».

-Какое открытие сделал главный герой? (На ночь одуванчики закрываются,  а с восходом солнца снова распускаются).

-Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком? (Потому что спать ложились одуванчики вместе с детьми и

вместе с ними вставали).

Рефлексия.

- Молодцы, ребята, вы сегодня были внимательны, хорошо слушали и отвечали на вопросы.  

-Вспомните, с каким произведением вы сегодня познакомились? («Золотой луг»).

- Кто  автор этого рассказа?  (Михаил Пришвин).

-Какое же открытие вы для себя сделали?

 (Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них есть своя загадка, своя тайна, надо только её увидеть, приглядеться).

-Я думаю, вы с интересом  будете относиться к этим цветам. И поделитесь с родителями своим открытием.

В библиотечку нашей группы я поставлю книгу с рассказом  Михаила Пришвина «Золотой луг», и вы сможете рассмотреть иллюстрации к его рассказу или взять домой почитать с родителями.

  Литература

  1. От рождения до школы. Основная образовательная программа дошкольного образования. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - М.: Изд. «МОЗАИКА – СИНТЕЗ», 2018г.
  2.  Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи (подготовительная группа). – М.: Изд.  Центр педагогического образования, 2009 г.
  3.  Коваленко В.В., Коваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2001, с. 33-34.
  4. Коваленко В.В., Коваленко С.В. Развитие связной речи. - М.: "Издательство ГНОМ и Д", 2001, с. 13-17.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....