Конспект НОД "Осенняя прогулка".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Миргородская Наталья Александровна

В представленном конспекте НОД по речевому развитию "Осенняя прогулка" представлен системно-деятельностный подход в использованием метода интеллект-карт.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ № 75»

Энгельсского муниципального района Саратовской области

ул.Л.Кассиля,10, 413100, г. Энгельс, Саратовская  область,  

тел. (8453) 75-92-06, (8453) 56-78-29

Конспект

непрерывно образовательной деятельности

на тему: « Осенняя прогулка»

(старшая группа 5-6 лет)

Подготовила:

Воспитатель

Миргородская Н.А.

Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Кудрявцева.

Возрастная группа  - старшая.

Тема НОД: «Осенняя прогулка».

Направление образования и развития (образовательная область): речевое развитие.

Цель: создать условия для развития связной речи у дошкольников.

Задачи:

Образовательные: - формировать умения рассказывать об осенней прогулке по схеме и картинке, с опорой на интеллект-карту;

- формировать умение формулировать вопросы и отвечать на них;

- активизировать в речи прилагательные и процесс их образования от существительных;

Развивающие: - развивать умение имеющиеся знания и представления о предметах и явлениях выражать в точном названии;

- развивать самостоятельность в изложении, целенаправленность и вариативность;

-развивать умение сопоставлять различные и сходные признаки;

Воспитательные: - закреплять умение работать в коллективе, принимать участие в диалоге;

-эмоционально откликаться на предложенную ситуацию, стремиться помочь в затруднениях героям.

Виды деятельности:  игровая, двигательная.

Формы организации: групповая.

Формы реализации детских видов деятельности: рассматривание осенней картины,  игры с речевым сопровождением, прослушивание записи музыки.

Оборудование: музыкальный проигрыватель, основа интеллект-карты и набор картинок к ней, индивидуальные карточки с заданиями  для каждого дошкольника, мяч.

Предварительная работа: наблюдения за природой и миром людей осенью.

Вводная часть.

Мотивационный этап.

Деятельность воспитателя

      Деятельность      воспитанников

Примечание

Игровая ситуация, подводящая к целеполаганию. В группу к детям пришли необычные гости: Кленовый Листочек, Шишка и Братцы Жёлуди. Они оказались на детской площадке и очень удивились, что все дети одеты совсем не так, как летом.   Летом, когда листочки, шишки и жёлуди ещё висели на ветках, они мечтали поиграть с детьми в их весёлые игры. Теперь, когда они очутились на земле, увидели, что дети прячутся в беседках, иногда и совсем не выходят на прогулку. Это их очень расстроило.

Воспитатель задаёт вопросы:

-Ребята, чему удивились наши гости?

-Из-за чего они расстроились?

-Почему мы сейчас одеваемся по-другому, мало гуляем или совсем не выходим на улицу?

-Что нам надо сделать, чтобы успокоить наших гостей?

 

Эмоционально откликаются на ситуацию, выражают желание поделиться своими представлениями об осенней прогулке.

Игрушечные желуди, кленовый лист и шишка.

Ориентировочный этап

Уточнение цели. Педагог подводит детей к осознанию и формулированию цели, задавая вопрос: о чём нам нужно рассказать?

Осознают цель, формулируют её ключевыми словами: рассказать об осенней прогулке, различных природных явлениях (облачно, дождь, прохладно), об одежде по погоде, занятиях детей на прогулке.  

Основная часть.

Исполнительский этап.

Воспитатель предлагает воспользоваться макетом интеллект-карты и выбрать картинки для главной идеи и трёх под-идей.

-Я думаю, рассказать нашим гостям об осенней прогулке нам поможет следующее задание. Проходите, пожалуйста, за столы и рассмотрите рисунки на листочках. Что там изображено?

Выберите из всей одежды только ту, которую мы носим осенью, и нарисуйте красный или жёлтый листочек. ( для детей, быстрее выполнивших задание, предлагается под зимней  одеждой нарисовать снежинку, а под одеждой, которую мы носим летом - солнышко).

Анализируется правильность выполнения задания.

Далее воспитатель предлагает заполнить ветвь интеллект-карты, относящуюся к под-идее «человек».

Игра «Погода осенью».

-Ребята, у меня есть разноцветный мяч. Мяч осенний и волшебный будет в руки к вам скакать и вопросы задавать.

Дети, какая погода бывает осенью? Когда идёт дождь?

Когда холодно? Когда пасмурно? Когда сыро? Когда солнечно? Когда хмуро? Когда ясно? Когда дует ветер?

Отлично! Вы правильно рассказали о погоде, теперь прошу вас приклеить картинки, рассказывающие нашим гостям о погоде осенью.

Ребята, гуляя осенью на участке, вы, наверное, заметили, что там кого-то не хватает. Как вы думаете, кого? (если дети затрудняются с ответом, загадываются загадки):

Пробегает по дорожке

На коротких тонких ножках

Часто хвостиком трясёт

И под крышею живёт.

Комары её закуска,

Это птичка – /трясогузка/.

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья.

То раскроет, то закроет

Расписные крылья.

Почему же мы не видим их?

Почему не стало птиц?

 Где же теперь эти птицы? Как вы думаете, жизнь животных тоже изменяется осенью? Вы молодцы, очень внимательные и наблюдательные. Предлагаю картинками обозначить всё то, о чём мы сейчас сказали.

Перелётные птицы улетели, а зимующие остались в лесу. В лесу осталось также эхо.

Эхо лесное, спросить могу?

Ау-ау-ау!

Куда это листья лесные пропали?

Опали-опали-опали…

Предлагаю и нам сейчас поиграть в разноцветные осенние листья. (физкультминутка).

Разноцветные листочки закружились,

Осенний ветер зашумел над ними.

Весело они полетели

И плавно на землю сели.

Вот ветер снова тихо набежал,

Вдруг красивые листочки поднял.

Весело они летели

И плавно на землю сели.

Обращает внимание на интеллект-карту: вот какая замечательная схема у нас получилась!

Одежда.

Дети проходят за столы и выполняют задание на карточках.

Прикрепляют к интеллект-карте картинки зонта и сапог, перчаток и зачёркнутого велосипеда.

Осенняя.

Дождливая. Холодная. Пасмурная. Сырая. Солнечная. Хмурая. Ясная. Ветреная.

Насекомых. Птиц.

насекомые все попрятались глубоко в землю или под кору деревьев. Не стало птиц, которые ими питались.

Улетели в тёплые края.

Да, некоторые впадают в спячку, другие меняют цвет шерсти.

Дети заполняют интеллект-карту.

Выполняются движения по тексту физминутки.

 

На мольберте размещён макет интеллект-карты

Музыкальное сопровождение.

\

Подведение итога действиям

Ну, что ж, на все вопросы вы ответили, а у наших гостей вопросы остались, как вы считаете? Кто приходил к нам в гости? Мы смогли им помочь?

С помощью чего вы рассказывали об осени?

Нет.

Шишка, братья Жёлуди и Кленовый листочек.

Да.

С помощью схемы

Заключительная часть.

Рефлексивный этап.

Как вы думаете, у гостей какое было настроение в начале? А какое сейчас? А у вас какое настроение? Почему? Что сегодня для вас было удивительным? Увлекательным? Интересным? Трудно было рассказывать по схеме? Как вы думаете, порадовали мы гостей?

Перспективный этап.

Выход на самостоятельную деятельность детей.

Ребята, а если вы расскажите об осенней прогулке вашим родителям, они порадуются? А кому ещё можно рассказать об осенней прогулке? Знаете, вы можете поиграть на улице с друзьями с Кленовым Листочком и Шишкой. Что ещё можно сделать с Желудями, Шишкой и Листочком?

 Да. Братьям и сёстрам, бабушке и дедушке, друзьям, соседям.

Собрать букет из

листьев, сделать поделку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект оздоровительной прогулки на тему: «Прогулка со снеговиком»

Конспект оздоровительной         прогулки на тему:«Прогулка со снеговиком»...

Конспект проведения прогулки "Зимняя прогулка"

Конспект проведения зимней прогулки у детей средней группы...

Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме «Весенняя прогулка»

Учить детей определять состояние погоды, знакомить с некоторыми характерными особенностями весны. Обратить внимание на красоту весенней погоды.Привлекать детей к трудовой деятельности, приучать соблюд...

Конспект проведения прогулки во второй младшей группе по теме: «Прогулка весной».

Представлен конспект прогулки во второй младшей группе. Присутствует художественное слово, индивидуальная работа, подвижная игра, наблюдение и самостоятельная деятельность....

Конспект организации прогулки в 1 младшей группе «Звёздочки». Тема прогулки: «Улыбнёмся солнышку».

Цель: Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать. Учить устанавливать причинно-след...

Конспект организации прогулки в первой младшей группе Тема прогулки: «Улыбнёмся солнышку»

Цель: 1.  Продолжать учить детей замечать и называть состояние погоды: светит солнце. Уточнить знания детей о том, что весной солнце светит ярко, начинает припекать.2. Учить устанавливать пр...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...