КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
материал по развитию речи

Уткина Наталья Анатольевна

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в ДОУ»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл karta_innovatsionnogo_pedagogicheskogo_opyta.docx31.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №26»

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в ДОУ»

воспитатель

первой   квалификационной категории

Уткина Наталья Анатольевна

1.Общие сведения:

Наименование педагогического опыта

 «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в ДОУ»

Тип и вид представляемого образовательного учреждения

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26»

Автор - разработчик педагогического опыта

Воспитатель первой  квалификационной категории Уткина Наталья Анатольевна

Стаж работы в должности

23 года

Период формирования и функционирования педагогического опыта

Инновационный проект, творческо-ориентированный

рассчитан на детей дошкольного возраста.

Период реализации опыта 4 года.

2.Содержательные параметры:

Актуальность педагогического опыта

 Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи: лексической, грамматической, фонетической. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Поэтому, очень важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет телевидение и  компьютер, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Ежегодная диагностика, проводимая в начале учебного года, показывает недостаточный уровень речевого развития   у детей дошкольного возраста, что и определило необходимость поиска новых форм работы.

Такой формой мною была выбрана театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство.

Цель, преследуемая автором

Цель: создать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности.

Ожидаемые результаты проекта

  • Повышение эффективности процесса обучения.
  • Повышение уровня профессионального мастерства.
  • Реализация личностно - профессионального роста педагога.
  • Развитие творческого потенциала воспитанников

Ожидаемая практическая значимость проекта

  • Развитие речи дошкольников: совершенствуются навыки диалогической речи, ее грамматический строй, речь становится эмоционально насыщенной, выразительной. Дети уверенно высказываются.
  • Сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества.
  • Обогащение театрального уголка.
  • Повышение культурного уровня дошкольников.

Содержательная форма представления педагогического опыта  

В основе   опыта лежит разработанная система работы    по развитию речи через творческую активность в театрализованной деятельности:

1 этап

- Изучение учебно-методической литературы

- Оснащение театрализованного уголка в группе различными видами театров, ширмами, костюмами.

- Подготовка методических разработок по данной тематике (конспекты НОД, игр-драматизаций, картотеки по театрализованной деятельности).

2 этап  

- Осуществление внедрения информационно- коммуникативных технологий в образовательную деятельность (презентации, интерактивные игры- викторины).

- Привлечение родителей к созданию и обогащению театрализованного уголка в группе (Изготовление своими руками разнообразных видов театра, масок, сказок, пошив костюмов, декораций)

- Организация работы с детьми в разных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных

- Создание презентаций «Я в актёры бы пошёл, пусть меня научат!», «Угадай-ка сказку», «Загадки про сказочных героев», «Тесты по сказу «Серебряное копытце», «Играем в театр дома»- использование на родительском собрании.

- Размещение консультаций для родителей: «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка», «Развитие детей в театрализованной деятельности».

3 этап  

- Создание и размещение на личном сайте методических рекомендаций для родителей и педагогов.

- Открытый показ занятий по театрализованной деятельности для воспитанников младших групп, педагогов, родителей.

- Распространение накопленного опыта на РМО, семинарах, педсоветах ДОУ .

Инновационная направленность педагогического опыта (новизна педагогического опыта). Соответствие педагогического опыта критериям инновации. Содержательная интерпретация этих критериев.

Новизна проводимой работы заключается в том, что

деятельность детей дошкольного нацелена не только на развитие речи, развитие эмоциональной и чувственной составляющей, но и на решение вопросов социализации детей посредством включения в театрализованную игру, развитие коммуникативности, умение управлять своими чувствами. Кроме этого, поскольку театрализованная игра тесно связана с литературным и художественным произведением (А. Н. Леонтьев), педагогическая работа направлена на формирование представлений о прекрасном. Поскольку детская художественная литература, является одним из важнейших средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребёнок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень важно для театрализации.

 

Методологическая база педагогического опыта. Методологические основания (подходы и принципы), положенные в основу проектирования опыта. Ключевые понятия и термины, определяющие содержательную основу опыта. Основные теории, использованные для проектирования педагогического опыта.

Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка. Исследование, проведённое Г.А. Волковой по логопедической ритмике, убедительно показало, что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны речи.

     Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.

     По мнению детского психолога А.В. Запорожца, непосредственное эмоциональное сопереживание и содействие героям в процессе театрализованной деятельности являются первой ступенью в развитии эстетического восприятия дошкольника.

     Живописец, график, скульптор, литератор, музыкант, педагог Е.В. Честняков считал, что именно театр является основным средством приобщения маленького человека к искусству.

     Театрализованную деятельность сопровождает атмосфера праздника, которая своей торжественностью и красотой делает жизнь ребенка ярче и вносит в неё разнообразие и радость.

     Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

     Известный детский психолог Н. Н. Поддьяков написал так: «Следует выделить еще одну чрезвычайно важную особенность процесса творчества – он всегда насыщен яркими положительными эмоциями. И благодаря этому обстоятельству творчество обладает большой притягательной силой для детей, познавших радость первых своих пусть маленьких, но открытий, удовольствие от своих новых рисунков, построений.

     Яркие, положительные эмоции — основа формирования острой потребности детей в том, или ином виде творчества. Иначе говоря, именно на основе творчества мы имеем возможность управлять формированием духовных потребностей, обогащать и развивать личность ребенка». Очевидно, что в будущем не каждый ребенок станет художником или актером. Но в любом деле ему помогут творческая активность и развитое воображение, которые не возникают сами по себе, а как бы вызревают в его художественной деятельности. А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение «рисовать» собственные образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и выступление перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощение и повышение личной самооценки. При чередование функций исполнитель-зритель, помогает ребенку демонстрировать собственную позицию, умения, знания и фантазию.

     Действия ребенка – актёра на сцене происходят не в реальной, а в вымышленной ситуации. Кроме того, средства выразительности (жесты, мимика, движения) не могут быть случайными, а должны соответствовать тому или иному сценическому образу.

     Учёные считают, что, приобретая активный характер, воссоздающее воображение ребёнка в состоянии достаточно полно и точно воспроизводить окружающую его действительность. А благодаря яркости, лёгкости и быстроте, присущей детскому воображению – добиваться в своём творчестве оригинальных решений.

     Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенка.

     Особая роль отводится работе с родителями. Ребенок и родители – единое целое. А совместная творческая деятельность детей и взрослых всегда эффективна. Поэтому родителей воспитанников следует привлекать к участию в театрализованных занятиях, праздниках, причем в качестве не только зрителей, но и исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. Это поможет им лучше узнать своего ребенка, особенности его характера, темперамента. О значении театра в воспитании детей следует рассказывать родителям на консультациях и круглых столах. Педагог может посоветовать посетить с ребенком тот или иной спектакль, потом обсудить с ним увиденное и сделать иллюстрации.

     Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты: включаться во все занятия, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, осуществляться в самостоятельной деятельности детей. Театрализованная деятельность может быть органично включена в работу различных студий и кружков; продукты театрализованной деятельности (инсценировки, драматизации, спектакли, концерты и др.) могут вноситься в содержание праздников, развлечений. Кроме того, театральные игры с успехом используются на занятиях по чтению художественной литературы (инсценировка художественных произведений, знакомство с литературными произведениями, заучивание стихотворений).

     Работа воспитателя в ДОУ строится в тесном сотрудничестве с музыкальным руководителем. Успешность и результативность театральных занятий зависят, прежде всего, от музыкальных занятий. Поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно.

     Особую актуальность, театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.). Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создаётся вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребёнка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они ещё более организованы на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей).

     Таким образом, театр – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.

     Театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.

Работа по распространению собственного опыта,

воспроизводимость педагогического опыта. Ареал воспроизведения педагогического опыта (возможность его воспроизведения на уровне образовательного учреждения, муниципальной, областной или федеральной образовательной системы).

Для работы по развитию речи я подобрала картотеки дидактических игр по следующим направлениям:

– Для формирования грамматического строя речи: «Телефон», «Давайте хохотать», «У кого похожая картинка?», «Подбираем рифму», «Загадка-описание» и т.д.

– На развитие связной речи: «Подскажи словечко», «Кто может совершать эти действия?», «Кто, как передвигается? «Что происходит в природе?».

– В работе над звуковой стороной речи: «Из какой сказки персонаж?», «Заводные игрушки», «Лисьи прятки», «Весёлые скороговорки» и т.д.

Подобрала картотеку театрализованных («Не хочу манной каши!»  «Как варили суп», «Медвежата», «Моя Вообразилия» и др.) и подвижных игр («Гуси-лебеди», «Муха-цокотуха», «Колобок», «Красная шапочка» и т. д.).

Оформила альбом для детей «Виды театров». Совместное изготовление с детьми «книжек-малышек» по сказкам.

Тесное сотрудничество с   Центральной детской библиотекой (просмотры кукольных театров, совместная деятельность, участие в конкурсах).

       Мои разработки могут быть использованы другими педагогами в своей работе с детьми дошкольного возраста.

  1. 3.Результативные параметры:

Эффективность педагогического опыта с точки зрения полученных результатов. Направленность данного опыта на улучшение, существенное обогащение, кардинальное преобразование существующей образовательной ситуации. Обоснование эффективности инновационного педагогического опыта с точки зрения возможности формирования у обучающихся (воспитанников) предметных, метапредметных и личностных результатов.

     Сравнив результаты диагностических исследований по театрализованной деятельности, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов за четыре учебных года по всем разделам: увеличилось количество детей с высоким уровнем умений на 22%, а с низким уровнем наоборот уменьшился на 25%. В разделе речевая культура видна положительная динамика, количество детей с высоким уровнем развития увеличилось на 10%, с низким уменьшилось также на 15%:

  • речь дошкольников обогатилась, повысился интерес к театрально – игровой деятельности;
  • сформировались навыки правильной речи;
  •  активизировался и пополнился словарь детей;
  •  усовершенствовался грамматический строй речи;
  • дети стали проявлять самостоятельность, инициативность.

Распространение педагогического опыта. Наличие материалов, подтверждающих обобщение и распространение педагогического опыта в рамках профессионального сообщества (открытые учебные занятия, мастер-классы, выступления на семинарах, презентациях, конференциях, круглых столах, курсах повышения квалификации, в рамках которых демонстрировался данный педагогический опыт), а также признание опыта педагогическим сообществом (наличие призовых мест в профессиональных конкурсах).

  • Выступление на семинаре в ДОУ с темой «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников» с использованием презентации.
  • Открытый показ игр-драматизаций для воспитателей в ДОУ «Снегурушка и лиса», «Под грибом» по мотивам произведения В. Сутеева.
  • Открытый показ непосредственно образовательной деятельности по развитию речи и художественной литературе в старшей группе с элементами театрализованной деятельности для воспитателей ДОУ («Путешествие по сказкам Корнея Чуковского»).
  •  Выступление на семинаре с защитой проекта по сказке «Снегурушка и лиса».
  •   Выступление на РМО по обобщению опыта работы с темой «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей дошкольников».
  •  Приняла участие с воспитанниками в Муниципальном конкурсе художественного чтения «Как хорошо уметь читать!», номинация «Индивидуальное чтение» - 3 место;
  • Муниципальном конкурсе «Доброе слово и доброе дело», номинация «Выразительное чтение» - 3 место.
  • Призёр 1 муниципального читательского марафона, посвящённого П.П. Бажову.
  • Участие во всероссийском творческом конкурсе, посвященном 250-летию М.Ю. Лермонтова «Герой своего времени», номинация «Актёрское мастерство» 1 место.
  • Мастер-класс для педагогов: «Изготовление кукол и атрибутов для театра своими руками из бросового материала».
  •  Выступление на родительском собрании с презентацией «Играем в театр дома», показ проекта по сказке «Снегурушка и лиса».
  • Публикация учебно-методических материалов на страницах личного сайта: https://nsportal.ru/utkina-natalya-anatolevna

Публикация педагогического опыта в печати. Отражение педагогического опыта в научно-методических журналах, материалах методических и научно-практических конференции, сборниках и монографиях.

  • Публикация в сборнике материалов Центр педагогического мастерства «Новые идеи» Всероссийское образовательное издание «Новые идеи»:  Конспект НОД в старшей группе «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского». http://konkursidei.ru/
  • Публикация на страницах личного сайта: Рекомендации для педагогов и родителей:
  • Консультации: «Играем в театр дома», «Роль сказки в воспитании ребёнка», «Развитие детей в театрализованной деятельности».
  • Конспект НОД развития речи с элементами театрализованной деятельности «Путешествие по сказкам Корнея Чуковского».
  • Конспекты игр-драматизаций.
  • Картотека игр по театрализованной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта инновационного педагогического опыта "Методы и приёмы ТРИЗ как средство развития речи и творчества дошкольника"

Теоретическую основу педагогического проекта составили  методы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ - автор Г.А. Альтшуллер,1964г.), алгоритм решения изобретательских задач, адаптированных...

Карта инновационного педагогического опыта воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида «Сказка» города Покачи Смаранди Матрёны Дмитриевны.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре....

Информационная карта инновационного педагогического опыта

Информационная карта инновационного педагогического опыта представляет собой описание  системы работы и  является инструментом структурирования педагогического опыта...

Карта инновационного педагогического опыта

Практико-ориентированный проект по математическому развитию детей дошкольного возраста посредством логических игр и упражнений, долгосрочный, общественно-полезный, рассчитан на детей старшего дошкольн...

КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №40» дошкольное отделение  «Сорочата»...