Описание портретов с помощью алгоритмов, вопросов, оживления
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Улевич Елена Вацлавовна

Портретный жанр для дошколь­ника является одним из самых сложных жанров изобразитель­ного искусства. Ребёнок не может описать портрет в силу ограни­ченности жизненного опыта, недостаточности речевого раз­вития.

    Традиционная педагогика не предлагает практикам эффек­тивной методики обучения детей составлению описательного рас­сказа по портрету, хотя эта тема включена во многие программы.

    Обычно такие занятия прохо­дят скучно и малоэффективно. Изменить ситуацию поможет  ТРИЗ — ОТСМ (теория решения изобре­тательских задач — общая теория сильного мышления).

    Работа по обучению ребёнка последова­тельно, связно и образно состав­лять рассказ по портрету, выра­жая своё отношение к персонажу, включает три этапа.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Описание портретов с помощью алгоритма, вопросов, оживления. Выполнила воспитатель МКДОУ БГО Детский сад №1 комбинированного вида Улевич Е.В. г. Борисоглебск

Слайд 2

Если видишь на картине Чей-то профиль иль анфас, Или может быть задорный И веселый чей-то глаз, Может, грустный или смелый, Может, добрый или злой, В нарисованной картине Это главное – лицо. Может папа или мама, Может, дедушка и я Нарисованы в картине Может, вся моя семья. Догадаться тут не сложно, Неуверенности нет, Что красивая картина Называется - Портрет.

Слайд 3

ТРИЗ – ОТСМ ( ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ – ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ)

Слайд 4

1 ЭТАП ОПИСАНИЕ ПОРТРЕТА С ПОМОЩЬЮ АЛГОРИТМА. ЗАДАЧА. Помочь детям овладеть универсальной моделью составления о писательного рассказа по портрету: выделить значимые для описания портрета признаки; придумать их символические обозначения .

Слайд 5

Признаки (шаги алгоритма). 1. объект (объекты); 2. пол (мужской или женский); 3. портрет из реального мира или вымышленного ( сказки); 4. возраст; 5. разновидности портрета (во весь рост, по пояса, по плечи и т.д.); 6. время (время года, часть суток, историческое время); 7. одежда, действия, место, 8. предметы (объекты) окружения; 9. возможные звуки; 10. возможные запахи; 11. возможные тактильные ощущения; 12. выражение глаз; 13. настроение; 14. мысли объекта; 15. краски, используемые художником; 16. название картины.

Слайд 8

Подобраны портреты по сериям : «Игрушки»

Слайд 9

«Животные»

Слайд 10

«Портреты сказочных, мультяшных героев».

Слайд 11

« Детские портреты».

Слайд 12

«Портреты взрослых».

Слайд 13

2 ЭТАП РАССМАТРИВАЕМ ПОРТРЕТ И УЧИМСЯ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ ЗАДАЧИ. Учить детей задавать вопросы по портрету в соответствии с алгоритмом (считывание схем); отвечать на поставленный вопрос, высказывать своё личное мнение; давать психологическую характеристику герою (по позе, взгляду, цвету определять настроение героя).

Слайд 14

Дидактические игры, упражнения, приёмы: « Наше настроение». Дети бро­сают по очереди «кубик настрое­ний» и мимикой передают выпав­шее на кубике настроение .

Слайд 16

«Дорисуй портрет»

Слайд 18

« Оживлялки ». Например, дети воспроизводят позу изображён­ной на портрете девочки и от­вечают на вопросы: «Что вы по­чувствовали? Какое у вас теперь настроение? Почему? Что вы слы­шите? Какие запахи вы почувство­вали?».

Слайд 19

«Что сначала, что потом?». Дошкольники рассказывают, что видят на картине. Затем высказывают свои предположения о том, что было с яйцом до этого момента на картине? Что будет с птенчиком потом ? Почему?

Слайд 20

«Угадай-ка». Дети узнают объекты по описанию разных признаков . « Кто задаст самый интерес­ный вопрос?» — тренинг на формулировку вопросов, связан­ных с портретом. « Да-нет-ка» — взрослый, зада­вая вопросы, учит детей опреде­лять предмет, сужая поле поиска. « Узнай по описанию». Эту игру целесообразно проводить, если на картине изображены два (или боль­ше) персонажей. Дети учились описывать внешний вид человека. Приём « вхождения в картину ».

Слайд 21

3 ЭТАП УЧИМСЯ ИЗЛАГАТЬ ЯСНО МЫСЛИ В ФОРМЕ СВЯЗНОГО МОНОЛОГА ЗАДАЧА . Учить самостоятельно (без наводящих вопросов, но с помощью алгоритма) составлять описательные рассказы по портрету.

Слайд 22

Проблемы возникающие на 3 этапе. В рассказах многих детей отсутствуют речевые связки. Обычно до­школьники ограничиваются простым перечислением уви­денного. Эффективным оказалось упражнение «Составь предло­жение по заданной схеме ». На­пример, берём признаки «цвет — объект — действие — место ». По этой схеме дети придумывают предложение (« Белые облака плывут по небу»).

Слайд 23

Для изменения ситу­ации хорошо поиграть в игры «Почему» и «Потому что». Это помогает детям выделять и на­зывать причинно-следственные связи.

Слайд 24

2. Трудности при использовании сравнений. Решить её помогли «Копилка слов» и обучение детей составлению загадок.

Слайд 25

В ажно , вовлечь в работу семью . Можно за­писать рассказы ребят, показать их родителям. Сделать специаль­ный выпуск детсадовской газе­ты с практическими со­ветами, с детскими творческими работами. Пригласить на родительское со­брание детей, им будет интересно «учить» родителей описывать портрет.

Слайд 26

Пример описательного рассказа ребёнка по картине . Рассказ по картине « Мика Морозов» В. Серова. На картине изображён мальчик. Ему примерно пять лет. Это реальный мир. Мальчик изображён вполоборота. Он сидит в деревянном кресле, руками держится за подлокотники. Он одет в белую рубашку. У мальчика тёмные вьющиеся волосы. Они взлохмачены. У него очень красивое лицо. Его большие карие глаза широко открыты, на щёках румянец, а алые губки тоже приоткрыты. Ребёнок находится в комнате. Там не очень светло. Если мы окажемся в картине и потрогаем волосы мальчика, то ощутим, что они мягкие, пушистые, в комнате прохладно, и можно услышать чьи-то шаги за дверью. Настроение у мальчика встревоженное. Наверное, его за что-то наказали, и он думает о том, как попросить у мамы прощения и поскорее выйти отсюда. Я назвала бы эту картину «Очень красивый мальчик». Даша П., 6лет 2 мес.

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Слайд 28

Источники Использованы картинки с просторов интернета и личные фотографии автора Елена Ушакова г. Саров «Портрет с настроением» Журнал «Обруч» 2015 год



Предварительный просмотр:

Описание портретов

с помощью алгоритма, вопросов, оживления.

                                                   

Выполнила:

воспитатель  старшей группы № 2

МКДОУ БГО Детского сада № 1

комбинированного вида

Улевич Е. В.

март  2015 г.

Описание портретов с помощью алгоритма, вопросов, оживления.

    В этом направлении меня заинтересовал опыт работы Елены Ушаковой, старшего  воспитателя, МБДОУ Детский сад № 6 г. Сарова, Московской области.

    Портретный жанр для дошкольника является одним из самых сложных жанров изобразительного искусства. Ребёнок не может описать портрет в силу ограниченности жизненного опыта, недостаточности речевого развития.

    Традиционная педагогика не предлагает практикам эффективной методики обучения детей составлению описательного рассказа по портрету, хотя эта тема включена во многие программы.

    Обычно такие занятия проходят скучно и малоэффективно. Изменить ситуацию поможет  ТРИЗ — ОТСМ (теория решения изобретательских задач — общая теория сильного мышления).

    Работа по обучению ребёнка последовательно, связно и образно составлять рассказ по портрету, выражая своё отношение к персонажу, включает три этапа.

1-й этап.

Учимся описывать портрет с помощью алгоритма.

Главная задача этого этапа — помочь детям овладеть универсальной моделью составления описательного рассказа по портрету: выделить значимые для описания портрета признаки; придумать их символические обозначения.  Для её решения было сделано пособие и подобраны для него определение признака.

    Выбрана была лесенка,  место на ступенях заняли необходимые признаки (шаги алгоритма), а героиня мультфильма – Маша (сказочный персонаж)  помогает детям не пропустить шаги алгоритма. Такое пособие удобно в использовании, с него хорошо считываются определения признаков:

  • объект (объекты);
  • пол (мужской или женский);
  • портрет из реального мира или мира вымышленного (сказки);
  • возраст;
  • разновидности портрета (во весь рост, по пояс, по плечи и т. д.);
  • одежда, действия, место, предметы (объекты) окружения;
  • возможные звуки, возможные запахи, возможные тактильные

ощущения;

  • настроение, мысли объекта;
  • название картины;
  • время (время года, часть суток, историческое время);
  • выражение глаз, так как оно помогает понять внутреннее состояние героя;
  • краски, используемые художником, так как они помогают передать настроение.

    Каждый признак (шаг алгоритма) вводится постепенно. Можно предложить детям самим придумать их символические обозначения.

Для того чтобы они осознанно использовали эту модель, применяли разнообразные дидактические игры, упражнения, использовали приём рисования портрета любимой  игрушки по заданной схеме. С помощью такого пособия можно не только составлять описательные рассказы, но и рисовать собственные портреты.

Для составления описательных рассказов можно подобрать

портреты по сериям: «Игрушки», «Животные», «Портреты сказочных героев», «Детские портреты»,  «Взрослые портреты».

Сначала, дети учатся составлять описательные рассказы по  иллюстрациям к русским народным сказкам и стихам A. Барто, С. Маршака и других писателей, затем  используются работы известных художников: B. Серова, К. Петрова-Водкина, Т. Яблонской, И. Репина, В. Васнецова.

2-й этап.

Учимся рассматривать портрет и задавать вопросы.

Задачи 2-го этапа: учить детей задавать вопросы по портрету в соответствии с алгоритмом (считывание схем); отвечать на поставленный вопрос, высказывая своё личное мнение; давать психологическую  характеристику герою (по позе, взгляду, цвету определять настроение героя). Надо учить дошкольников задавать вопросы с объяснением связей между содержанием и средствами выразительности. (Чем больше возникает у них вопросов в процессе восприятия портрета, тем больше их интерес к этому виду искусства.) Логика сочетания вопросов обусловлена особенностями портретной живописи: целостное восприятие (кто изображён?), затем описание лица, рук, одежды, деталей, предметов, фона, окружения, в конце снова возвращаемся к самому объекту.

В работе можно использовать разные варианты: взрослый задаёт вопросы, дети отвечают; дети спрашивают, взрослый отвечает; работа в парах (один ребёнок спрашивает, второй отвечает, потом они меняются ролями).

Примеры дидактических игр и игровых приёмов.

«Наше настроение». Дети бросают по очереди «кубик настроений» и мимикой передают выпавшее на кубике настроение.

«Оживлялки». Например, дети воспроизводят позу изображённой на портрете девочки и отвечают на вопросы: «Что вы почувствовали? Какое у вас теперь настроение? Почему? Что вы слышите? Какие запахи вы почувствовали?».

«Что сначала, что потом?».

Дошкольники высказывают свои предположения о том, что девочка делала до этого.

Что она будет делать потом? Почему?

«Угадай-ка». Дети узнают объекты по описанию разных признаков.

«Кто задаст самый интересный вопрос?» — тренинг на формулировку вопросов, связанных с портретом.

«Да-нет-ка» — взрослый, задавая вопросы, учит детей определять предмет, сужая поле поиска.

«Узнай по описанию». Эту игру целесообразно проводить, если на картине изображены два (или больше) персонажей. Дети учились описывать внешний вид человека.

Для создания эмоционального настроя можно подобрать  ряд музыкальных произведений.

   

     Эффективным оказалось использование приёма «вхождения в картину». Это помогло научить детей описывать портреты с помощью органов чувств, активизировать в речи слова, характеризующие вкусы, запахи, звуки, тактильные ощущения.

3-й этап.

Учимся излагать свои мысли в форме связного

монолога.

Задача 3-го этапа: учить детей самостоятельно (без наводящих вопросов, но с помощью алгоритма) составляли описательные рассказы по портрету.

Здесь возникают проблемы. В рассказах многих детей отсутствуют речевые связки. Обычно дошкольники ограничивались простым перечислением  увиденного. Для изменения ситуации с ребятами хорошо поиграть в игры «Почему» и «Потому что». Это помогло детям выделять и называть причинно-следственные связи. Эффективным оказалось и упражнение «Составь предложение по заданной схеме».

Например, берём признаки «цвет — объект — действие — место». По этой схеме дети придумывают предложение (например, «Белые облака плывут по небу»). Рассказы стали более яркими и интересными.

Ещё одна проблема — трудности при использовании сравнений. Решить её помогли «Копилка слов» и обучение детей составлению загадок.

Очень важно, вовлечь в работу семью. Можно записать рассказы ребят, показать их родителям, сделать специальный выпуск детсадовской газеты с практическими советами, с детскими творческими работами. На родительском собрании детям будет интересно «учить» родителей описывать портрет.

Дошкольники научатся последовательно составлять рассказы, выражая своё отношение к изображаемому персонажу, используя в речи прилагательные, образные сравнения. У них появится умение строить сложноподчинённые предложения, высказывать своё мнение, обсуждать его, обосновывать свои мысли. Дети будут самостоятельно

описывать картины других жанров.

Примеры описательных рассказов детей по картине.

Рассказ по картине

«Мика Морозов» В. Серова.

На картине изображён мальчик. Ему примерно пять  лет. Это реальный  мир. Мальчик изображён вполоборота. Он сидит в деревянном кресле, руками держится за подлокотники. Он одет в белую рубашку. У мальчика тёмные вьющиеся волосы. Они взлохмачены. У  него очень красивое лицо.  Его большие карие глаза широко открыты, на щёках румянец, а алые губки тоже приоткрыты. Ребёнок находится в комнате. Там не очень светло. Если мы окажемся в картине и потрогаем волосы мальчика, то ощутим, что они мягкие, пушистые, в комнате прохладно, и можно услышать чьи-то шаги за дверью. Настроение у мальчика встревоженное. Наверное, его за что-то наказали, и он думает о том, как попросить у мамы прощения и поскорее выйти отсюда. Я назвала бы эту картину «Очень красивый мальчик».

Даша П., 6лет 2 мес.

Рассказ по картине

«Девочка с куклой» К. Петрова-Водкина

На картине изображена девочка. Она школьница. Девочка изображена сидя на  стуле, до колен, вполоборота. На ней лёгкое белое платье с короткими рукавами. У девочки очень красивое, серьёзное лицо. Губы она плотно сжала, а голубые глаза широко открыты. В волосы вплетена синяя ленточка. Девочка находится в деревянном доме, так как сзади видна стена из досок. Я думаю, что девочка живёт на даче. В руках она держит куклу. Если мы окажемся в картине, то сможем услышать, как в комнате тикают старые часы, скрипит пол. Пахнет в комнате деревом и ещё чем-то вкусным. Это, наверное, мама что-то стряпает. Настроение у девочки задумчивое. Она думает: «Вот скоро закончится лето, и нужно будет уезжать в город, а мне так не хочется!». Я бы назвала эту картину «Задумчивая девочка».        

Даша М., 6,5 лет

Рассказ по картине «Утро» Т. Яблонской.

На картине изображена девочка лет десяти. Девочка изображена в полный  рост. Одета она в спортивные шорты и майку. Она стоит

босиком. Волосы у девочки забраны в хвост. Действие происходит в комнате утром, так как девочка только проснулась и ещё не успела заправить свою кровать. Я думаю, что это лето, так как дверь на балкон открыта, а девочке не холодно. Девочка делает зарядку. Она стоит, вытянув руки вверх. Девочка чувствует запах летнего утра, прохладу, свежесть. Может быть, она слышит шум машин, пение птиц или стук колёс трамвая. А может быть, она делает зарядку под музыку. Настроение у неё бодрое.

Перед девочкой стоит круглый стол, на нем полосатая скатерть. На стене висит кашпо с цветком. На столе стоит кувшин и тарелка с завтраком. После зарядки девочке надо заправить постель, одеться, умыться. Я назвала бы эту картину «Утренняя зарядка».

Аня Ж., 6,5лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД на тему: «Описание предмета с помощью схемы-алгоритма». 3-4 года.

Учить детей описывать предметы, опираясь на схемы – алгоритмы.Упражнять в согласовании прилагательных и местоимений с существительными в роде, числе.Активизировать использование в речи прилагательных....

НОД: Речевое развитие (коммуникация) Заучивание стихотворения с помощью алгоритмов С. А. Есенин «Береза».

Данное занятие было проведенно с помощью  Деятельностного  подхода  в технологии "Ситуация", в старшей группе (5-6 лет) в соответствии ФГОСТ...

Формирование практических навыков по гигиене полости рта у детей дошкольного возраста при помощи алгоритма «Зубы белые нужны, зубы крепкие важны» )

Формирование практических навыков по гигиене полости рта является заключительным и основным этапом по освоению детьми дошкольного возраста алгоритма чистки зубов «Зубы белые нужны, зубы белые ва...

Презентация проекта "Бережливый детский сад" "Организация режимного момента- одевание детей младшего возраста на прогулкув в весенний период- с помощью алгоритмов"

Презентация проекта "Бережливый детский сад" "Организация режимного момента- одевание детей младшего возраста на прогулкув в весенний период- с помощью алгоритмов"...

Обучение рисованию дошкольников с помощью алгоритмов

Обучение рисованию дошкольников с помощью алгоритмов Перед детьми висит на стенде наглядная таблица, изображающая последовательность рисования определенного предмета. Педагог пошагово объясняет д...

Профилактика эмоциональной нестабильности с помощью алгоритмов ТРИЗ

Теория решения изобретательских задач зарекомендовала себя в изодеятельности, математике, эстетическом и экономическом воспитании. Теперь появилась возможность апробации её методов применительно к эмо...

Проект по бережливым технологиям «Оптимизация временных затрат сбора на прогулку с помощью алгоритмов»

Сокращение времени по подготовки педагогов и детей для организация режимного момента – одевание детей на прогулку с помощью алгоритмов....