"Рыбы" развитие речи.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Афанасьева Елена Евгеньевна

НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryby_razvitie_rechi.docx421.03 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Рыба».

Образовательные задачи:

  • Развитие фонематического слуха, зрительного восприятия и памяти.
  • Обогащение, активизация и закрепление словаря.
  • Совершенствование грамматической правильности речи.
  • Формирование и расширение смысловой стороны слова «рыба» и развитие валентности слов.
  • Воспитание звуковой культуры речи.
  • Учить детей различным видам запоминания.
  • Воспитание интереса и любви к художественному слову. 
  • Формировать умение слушать и понимать услышанное, учить стихи и понимать выученное, рассказывать стихи наизусть и понимать рассказанное. 

Материалы и оборудование: Слоги на магнитной основе, презентация, интерактивная доска.

Сценарий занятия:

  1. Отгадай слово. Я загадала слово. Какое – вы узнаете, выполнив задание и ответив на мои вопросы.
  • Слайд 2. (показывает детям картинку с изображением недорисованной рыбы). Кто нарисован на картинке? (На картинке нарисована рыба)
  • Слайд 3. (демонтирует детям картинку с изображением двух аквариумов, в одном из них плавает рыбка, другой пустой) Кого нет во втором аквариуме? (Во втором аквариуме нет рыбы)
  • Слайд 4. (показывает детям картинку изображением рыб, две из них одинаковые). Кому мы нашли пару? (Мы нашли пару рыбе).
  • Слайд 5. (замутненное изображение рыбы). Кого мы увидели сквозь волны? (Мы увидели сквозь волны рыбу)
  • Слайд 6. (предлагает детям рассмотреть картинку красивой рыбы). Кем вы любуетесь? (Мы любуемся рыбой)
  • Слайд 7. (предлагает узнать предмет по нарисованному на бумаге контору из точек). О ком мы сегодня будем говорить? (Мы будем говорить о рыбе)

  1. Определение слогов. Давайте хлопками определим сколько слогов в слове «рыба». Соберём слово из слогов. (на столе выложила «магнитные» слоги, дети подходят и выбирают нужные, составляют слово на магнитной доске)

  1. Слайд 8. Гимнастика для глаз

  1. Слайд 9. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок»: одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок, шесть рыбок.

  1. Слайд 10. Образование родственных слов.
  • А как назовем маленькую рыбу? (Рыбка). Определяем хлопками слоги
  • Назовите рыбу ласково. (Дети дают ответ, если они затрудняются, можно попросить назвать рыбу ласково по аналогии: киса – кисонька, лиса – лисонька, рыба- …). Определяем хлопками слоги
  • А как мы назовем большую рыбу? (Рыбина.) Определяем хлопками слоги
  • Как называется суп из рыбы? (Рыбный.) Определяем хлопками слоги
  • А жир рыбы, какой? (Рыбий) Определяем хлопками слоги

(Далее используем картинки- подсказки).

  • Как называют человека, который ловит рыбу? (Рыбак, рыболов, рыбачка, рыбачек).
  • Куда ранним утром пошел рыбачек? (На рыбалку)
  • Какой крючок нужен для ловли рыбы? (Рыболовный)
  • Как называется поселок, в котором живут рыбаки? (Рыбацкий)
  • Что делает на рыбалке рыболов? (Рыбачит)

Мы придумали много слов – родственников. А без какого короткого слова не было бы всех этих слов? (Всех этих слов не было бы без слова «Рыба»)

  1. Игра «Море волнуется раз» .

(Играя в игру первый раз, дети изображают волны по одному, при повторном проигрывании море начинает штормить, поднимаются большие волны – дети встают в пары, и все вместе изображают большую волну (упражнение на парное взаимодействие)).

  1. Слайд 11. Знакомство с писателем и произведением. Ребята, сейчас я хочу вас познакомить с детским писателем Ефимом Чеповецким, мне бы хотелось прочитать одно из его стихотворений. Стихотворение называется «В тихой речке…».

Слайд 12. Педагог читает стихотворение, чтение сопровождает инсценировкой (кисти рук – это рыбы):

В тихой речке у причала

Рыбка рыбку повстречала.

- Здравствуй!

- Здравствуй!

- Как дела?

- На рыбалке я была.

Я удила рыбака,

дядю Петю-чудака.

- Где же твой рыбак?

Попался?

- Нет, ушел, хитрец!

Сорвался!

Ребята, какое это стихотворение: грустное, веселое, серьезное, шутливое? (Шутливое, т. к. всем понятно, кто кого ловит).

  1. Разучивание стихотворения наизусть, сопровождая инсценировкой, используя кисти рук.
  2. Инсценировка стихотворения.

Дополнительный материал:

Придумать, о чем еще могут говорить рыбки. Заслушать несколько вариантов.

Работа над фразой.

Рыбы, которые живут в аквариуме, называются… (Аквариумные)

В реке живут, какие рыбы? (Речные)

А в озере? (Озерные)

А в море? (Морские)

А в океане? (Океанические)

Слайд 13. Игра «Что или кто?»

Показываю картинки задаю вопрос, потом показываю картинку дети задают вопрос «кто» это или «что».

Выучить скороговорку.

Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов.

Игра «Наоборот». Я буду говорить, что делать, а вы поступайте наоборот.

Руки вниз! (дети поднимают руки вверх).

Поднять вверх правую руку, левую! (дети опускают сначала правую руку, а затем левую).

Похлопали в ладоши! (дети топают ногами)

Потопали ногами! (дети хлопают в ладоши)

Вытянулись вверх! (дети присели на корточки)

Все присели (дети встают)

Руки назад! (дети вытягивают руки вперед)

Поднять правую руку, левую! (дети, опуская сначала правую руку, затем левую)

Отойдете от своих стульчиков! (дети подходят к своим местам)

Встали! (дети садятся)

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемый результат, цели

1.Сюрпризный момент. Отгадывание загаданного слова воспитателем.

Слайд 2-7

Выполняют задания.

Проявление интереса детей к образовательной деятельности. Развитие зрительного восприятия. Умение распознавать предмет по признакам.

2. Слоги в слове «Рыба».

Определение хлопками, выбрать правильно слоги из предложенных. (подсказка: на доске написано само слово)

Определяют сколько слогов. Составляют на доске из слогов слово.

Развитие умения составлять слова из слогов опираясь на зрительное и слуховое восприятие.

3. Гимнастика для глаз Слайд 8

Выполняют гимнастику

Снятие напряжения

4. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» Слайд 9

Считаем рыб

Умение согласовать имена существительные с числительными. Развитие зрительного восприятия. Упражнять детей в порядковом счете.

5. Образование родственных слов Слайд 10 

Отвечают на вопросы

Развитие связной речи, умение слушать друг друга. Развитие зрительного восприятия, обучение правильному произношению слов, научить детей образовывать однокоренные слова.

6. Игра «Море волнуется раз»

Выполняют условия игры.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Тренировка в парном взаимодействии.

7. Чтение стихотворения Е.Чеповецкого «В тихой речке…» с использованием игровых приемов для лучшего запоминания.

Слушают отвечают на вопросы.

Знакомство с писателем Е.Чеповецким, с его произведением. Умение определять «настроение» произведения. Учить слушать художественное произведение и отвечать на вопросы по его содержанию

8. Разучивание с использованием игровых приемов. (Сопровождение стихотворения инсценировкой, используя кисти рук)

Разучивают стих.

Развитие памяти, чувства ритма, мелкой моторики.

Формирование умения у детей сочетать движения и речь.

Развитие умения выразительно читать стихи наизусть, раскрывать характер героев, передавать эмоциональный фон, настроение в стихотворении.

9. Инсценировка

Распределяют роли, инсценируют.

Лучшее осмысление содержания.

  • Развитие умения ведения диалога в процессе показа произведения.

Развитие артистических способностей ребёнка.

9.Рефлексия

Отвечают на вопросы, анализируют

Умение вести беседу. Развивать умение слушать, умение слушать друг друга не перебивая. Умение анализировать свою деятельность.

Используемый источник: http://gigabaza.ru/doc/70015.html 

C:\Users\Людмила\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\b_c0bfd08296f222b79f8d592278217338.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи "Речные рыбы и морские обитатели".

Познавательный материал для детей старшей группы о речных рыбах и морски обитателях....

Конспект НОД Мир природы и развитие речи в подготовительной группе: «Разговор о рыбах».

Для воспитателей дошкольных образовательных учреждений...

Конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами математики в логопедической группе для детей с ОНР на тему "Рыбы"

Данное занятие прошло в рамках открытых показов НОД воспитателями и специалистами ДОУ. Прошло оно в форме увлекательного путешествия в загадочный и неизведанный подводный мир морей и океанов. Ребята п...

НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Рыбы"

«Обитатели воды — рыбы». НОД по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Цель занятия: обобщить материал по теме «Рыбы».Задачи:1.   Расширение и уточне...

План-конспект занятия по развитию речи по теме "Обитатели воды- рыбы"

Конспект содержит обучающий материал для детей старшей группы....

Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Рыбы»

Цель: пополнение и уточнение знаний, развитие лексико- грамматического строя и связной речи детей по теме «Рыбы»Задачи: Образовательные: - закрепить названия рыб, особенности проживания, п...