НОД "Воздух вокруг нас"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Хроменкова Светлана Николаевна

Занятие с логопедом - это не только занятия перед зеркалом и выполнение бесконечных артикуляционных упражнений. 

Наши занятия проходят в игровой форме, носят развивающий характер и вызывают исключительно положительные эмоции. 

И вот это занятие -  "Воздух вокруг нас", носит познавательно-исследовательский характер, что стимулирует речевую активность детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект НОД22.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

по познавательно-исследовательской деятельности

для детей старшей группы

Тема "Воздух вокруг нас"

Составили и провела:

Хроменкова С.Н.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

Задачи:

Образовательные:

- дать представления о том, что воздух есть вокруг нас, что ветер - это движение воздуха;

- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

-  способствовать формированию у детей познавательного интереса;

- обобщить, уточнить раннее полученные знания о свойствах воздуха;

- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие:

- развивать любознательность,  наблюдательность, мыслительную деятельность.

Воспитательные:

- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

- воспитывать любознательность, взаимопомощь;

- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.

Практические:

- опыты по обнаружению воздуха;

- рассказать Лунтику о том, что воздух существует.

Словарная работа:

обогатить словарь детей словами: лаборатория, словарный, невидимый, опыты.

Оборудование:

- музыкальное сопровождение;

- картинки "живое - не живое";

- полиэтиленовые пакеты (по количеству детей);

- бутылочки с мелкими кусочками пенопласта, трубочки для сока (по количеству детей);

- тазик с водой;

- пустые стаканчики по количеству детей;

- веера из бумаги (по количеству детей);

- бумажные кораблики (по количеству детей).

Ход НОД:

Воспитатель

Дети

Звучит отрывок из произведения В. Шаинского "От улыбки хмурый  день светлей"

Я очень рада, что ко мне пришло столько много гостей. Примите от меня "улыбки - солнышки" и хорошее настроение не покинет больше вас.

Дарю детям бумажные "смайлики - улыбки"

Дети принимают смайлики.

Ребята, но ко мне пришли в гости не только вы. Прямо перед вами ко мне пришел еще один гость. Вы узнали, кто это? (показываю игрушку -Лунтика).

Давайте с ним тоже поздороваемся.

Да, это Лунтик.

Здравствуй, Лунтик!

Ребята, а теперь внимательно послушайте и отгадайте загадку:

               Он нам нужен, чтоб дышать,

               Чтобы шарик надувать.

               С нами рядом каждый час,

               Но невидим он для нас!

              Что это?

Правильно, молодцы, это воздух!

Воздух!

(Прислушиваюсь и делаю вид, что Лунтик что-то говорит).

Ой, ребята, Лунтик спрашивает, что это такое? И кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе?

Есть!

Ребята, что же мы будем делать? Лунтик прилетел к нам с Луны и действительно ничего не знает о воздухе. Давайте попытаемся доказать Лунтику, что воздух есть. Вы поможете мне?

Да!

Итак, для того чтобы выяснить, существует ли воздух, нам нужно провести опыты, как это делают настоящие ученые. Я приглашаю вас в нашу лабораторию.

Дети проходят по кабинету.

Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Нет, не видим.

Прозрачный, бесцветный, невидимый.

Я воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, давайте докажем, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать.

Хотите, я научу вас ловить воздух?

Да.

ОПЫТ  1

Обнаружение воздуха при помощи пакета.

Звучит музыка для фокусов.

Что у меня в руках?

В нём что-нибудь лежит? (показываю со всех сторон)

Его можно сложить несколько раз. Смотрите, какой он тоненький.

Я взмахиваю пакетом, ловя воздух, закручиваю пакет.

Что вы теперь скажете? И теперь пакет пустой? (даю потрогать детям пакет надутый пакет).

Почему пакет стал похож на подушку?        

А теперь попробуйте поймать воздух самостоятельно.

Молодцы!

А теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет снова стал тоненьким. Почему?

Вывод:

 Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И смогли это сделать! Мы поймали воздух и закрыли его в мешочке, а потом выпустили его.       Молодцы!

Пакет

Нет

Нет

В нём воздух  

Дети пытаются поймать воздух в пакет

В нём нет воздуха

ОПЫТ 2

Обнаружение воздуха при помощи стаканов

Посмотрите-ка ребята, а это что? (показывает пустой прозрачный стаканчик)

А как вы считаете, этот стаканчик пустой? Возьмите свои стаканчики и внимательно посмотрите, есть в них что-нибудь?

Говорите, что ничего нет в ваших стаканчиках!!!А вот сейчас это и проверим.

Звучит мелодия для фокусов

Берите стаканчики в руки, переверните его вверх дном и медленно опускайте стаканчик в тазик с водой. Но будьте внимательны, стакан нужно держать очень ровно. Что получается?

Попадает ли вода в стакан?        

Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Какие же вы молодцы!

А теперь давайте попробуем снова опустить стаканчик в тазик с водой, но теперь уже держать его не прямо, а немного наклонив.

Что появляется в воде?

Видны пузырьки в воздухе. Откуда они взялись?

Правильно! Воздух выходит из стакана, и его место занимает вода.

Стакан

Нет

Дети опускают стаканчик в воду, держа его прямо

Нет

Что-то мешает воде попасть в стакан

Дети опускают стаканы в воду под наклоном

Пузырьки

Из стакана

Молодцы!   А теперь немного отдохнём.

Музыкальная физкультминутка  "Пяточки - носочки"

Дети выполняют движения под музыку

Ну что,  немного отдохнули?

Пора возвращаться в нашу лабораторию.

Ребята, а вы знаете, что воздух живёт внутри людей?

Хотите это проверить.

Посмотрите, ребята, что я вам сейчас раздам (раздаю соломинки для сока)

ОПЫТ 3

Обнаружение воздуха при помощи соломинок для сока

Да, это соломинки для сока и бутылочки со "снежинками". Я предлагаю устроить снежную бурю в бутылочках. (звучит музыка)

Как здорово у вас получается. "Снег" от потока воздуха поднимается и  кружится.

Вывод: воздух не только вокруг нас, но и внутри нас.

Но как он попадает к нам в организм?

Конечно! Все люди дышат через нос. И рот.

Молодцы!

Ребята, а  вы  можете обходись без воздуха?

А давайте проверим.

Поиграем в игру "Водолаз":

Кто дольше сможет продержаться без воздуха под водой. Но для этого нам нужно  подготовить организм к "погружению": делаем глубокий вдох - выдох (три раза), потом крепко зажимаем нос руками и еще крепче сжимаем губы и садимся на корточки,  как-будто "погружаемся" и сидим кто сколько может. Раз-два-три, игру начни (музыка звучит).

Как замечательно, вы не только замечательные учёные, но и хорошие водолазы!

Ну что, ребята, можно обойтись людям без воздуха?

Послушайте, я прочитаю вам стишок:

         Через нос проходит в грудь,

         И обратно держит путь.

         Он невидимый, но все же,

         Без него мы жить не можем.

А кому еще нужен воздух?

Правильно, молодцы!

Д/и "Кто дышит воздухом"

А сейчас я вам хочу предложить поиграть в игру.

Давайте разделимся на две команды  и построимся друг за другом для эстафеты. На столе у меня картинки. Каждый игрок по очереди подбегает к столу и выбирает картинку "кому необходим воздух" и складывает в стопку команды. Какая команда набрала больше правильных карточек, тот и победил.

Молодцы!

А теперь снова возвращаемся в лабораторию.

Да

Нет

Да

Каждый ребёнок берёт для себя индивидуальную  соломинку и  при помощи неё делает "снежную бурю"

Вдыхаем

Нет

Дети играют  в игру

Нет

Дети слушают

Животным, насекомым, птицам, растениям

Дети играют

ОПЫТ 4

Что такое ветер?

В нашей лаборатории есть бумажные кораблики. Можно их опустить на воду, но как они будут плыть?  

Ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух движется и получается ветерок.  Если ветерок дует на кораблики, то они плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.

А если не дуть, как ещё можно сделать ветер?

Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью листика бумаги. Предлагаю вам сесть за столы и сделать веера.

Помашите на себя веером, потом друг на друга.

Подходите, ребята, к нашему "водоёму". И опускаем кораблики на воду. И давайте помашем своим веером на кораблики. Вы будете своим веером толкать воздух и этот ветер поможет кораблику плыть.

Попробуйте сами.

Молодцы!

Дети садятся за столы и сгибают лист бумаги "гармошкой".

Дети машут на себя, друг на друга.

Дети машут веером, дуют ртом на корабли, чтобы привести их в движение.

Как много вы сегодня узнали!  

Что теперь вы сможете рассказать Лунтику о воздухе?

Вывод:

Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим.

Чтоб увидеть воздух, его надо поймать.

Без воздуха ничто живое не может жить.

А ещё мы узнали, что такое ветер! Ветер - это движение воздуха.

Ребята, Лунтик говорит вам спасибо, за то,  что вы рассказали ему о воздухе так много интересного.

Лунтик торопится домой, чтобы скорее рассказать своим друзьям всё, что сегодня узнал. Давайте с ним попращаемся.

Сегодня мы с вами потрудились, и наша лаборатория закрывается.

Но вы можете поиграть с корабликами.

Дети рассказывают про свойства воздуха

До свидания!

Дети играют с водой и корабликами


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект физкультурного занятия "Дым вокруг от сигарет, мне в том дыме места нет"

Обогатить личный опыт детей конкретными представлениями через приобщение их к самоисследованию....

Проект гражданско-патриотической направленности "Мир вокруг нас. Разноцветные дети"

Данный проект осуществляется в нашем детском саду в течение трёх лет. Заключительным его этапом мы планируем сделать большой подпроект "Моя Россия"....

Сценарий проведения фестиваля "Мир вокруг нас" для старшей группы

Наша группа представляла страну Армению на фестивале "Мир вокруг нас" . Этому выступлению предшествовала большая работа детей, родителей и воспитателей. Вот что получилось....

Конспект занятия по экологическому воспитанию "КВН. Природа вокруг нас"(подготовительная к школе группа)

Данный конспект, на мой взгляд, поможет многим воспитателям в игровой форме уточнить и обобщить знания детей о животных, рыбах, птицах, растениях....

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» для детей 6 - 7 лет на 1год обучения

Дополнительная образовательная программа «Если посмотрите вокруг» эколого-биологической направленности и предназначена для детей 6-7 лет.Данная программа актуальна в связи с необходимостью создания от...