ООД по продуктивному чтению-слушанию ненецкой сказки «Кукушка»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Дерова Ольга Геннадьевна

Цель: способствовать формированию связной речи детей через понимание и восприятие текста

Задачи:

Учить работать с повествовательным текстом, определять основную мысль, основное содержание сказки;

развивать образность речи, мышление, память, творческое воображение;

воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается; воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

обратить внимание детей на национальный колорит сказки;

Воспитание взаимопомощи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_po_razvitiyu_rechi_kukushka.docx11.86 КБ

Предварительный просмотр:

НОД по продуктивному чтению-слушанию ненецкой сказки «Кукушка»

Цель: способствовать формированию связной речи детей через понимание и восприятие текста

Задачи:

Учить работать с повествовательным текстом, определять основную мысль, основное содержание сказки;

развивать образность речи, мышление, память, творческое воображение;

воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается; воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.

обратить внимание детей на национальный колорит сказки;

Воспитание взаимопомощи .....

Оборудование: книга сказок, иллюстрации, запись аудио пение кукушки, унты, костюм малица

Ход занятия

  • Приветствие детей воспитателем

- Здравствуйте, ребята.

2) Включаю детям прослушать аудио звуки леса – голос кукушки.

- Ребята, вы узнаете чей это голос? (Кукушка)

- Расскажите, что вы знаете о кукушке? А я знаю такую особенность ... Кукушка подкидывает яйца в гнезда других птиц…и никогда не воспитывает своих птенцов.

- Откуда мы можем с вами узнать информацию о кукушке? (Книги, интернет, спросить у взрослого…)

- Ребята, как вы думаете, о ком будет наше занятие?

- Сегодня я хочу познакомить вас с ненецкой народной сказкой «Кукушка»

- А как вы понимаете слово «народная»?

- Чем отличается “сказка”  от других литературных жанров? (Учит, элементы волшебства)

- У каждого народа есть свои сказки. У ненцев ненецкая сказка, у русских – русские народные сказки. И все мы живем на разных частях планеты, поэтому и климат у нас разный. Ненцы- народ живущий на крайнем Севере, где всегда холода.

- Теперь я предлагаю вам послушать ненецкую народную  сказку и подумать, о чем эта сказка и почему эта сказка называется «Кукушка»?

3) Жила на земле бедная женщина.

Было у неё трое детей. Не слушались дети матери.

Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши. Снегу натащат, а мать — убирай.

И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.

- Как вы понимаете значение «бедная женщина»?

- Правильно ли вели себя дети? Как они себя вели?

- Что можно сказать о маме? Какая она?

От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт,

Чум (показать иллюстрацию) – традиционное жилище народов севера.

Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:

— Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички.

Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.

- Как вы думаете, почему заболела мать?

Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает, унты обувает.

Малица (показать костюм) – мужская одежда народов Севера.

Поднимаю уголки костюма к верху, имитируя крылья

-  На что похожи рукава малицы?  (На крылья)

- Вот и у нее рукава превратились в крылья

- Унты сделаны из оленьей шкуры, потрогайте, обратите внимание на узор - это орнамент народов севера.

- Продолжаем

И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.

- Если бы дети вели себя по-другому, наоборот, улетела бы мама?

— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.

Тут побежали дети за матерью.

— Мама, мы тебе водички принесли.

— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Не вернусь я.

(Выдвигаю экран и включаю на нем минутный отрывок, как дети бегут за матерью)

Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след останется.  (Выключаю экран)

Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.

- Тундра – это  вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности.

- В сказке говорится о красном мхе, но и на самом деле мох бывает красный, в «народе» его называют кукушкин лен, его использует человек для утепления своих жилищ и название дали по этой сказке.

4) Вопросы после чтения

- 1. Как бы вы назвали эту сказку? Какое бы вы дали название этой сказке?

- 2. По вашему мнению о чем эта сказка?

- 3. Почему в сказке женщину называют бедной?

- 4. Сколько у неё было детей?

- 5. Нужна ли была помощь маме?

- 6. Как нужно относиться к своей маме?

- 7. Почему женщина заболела?

- 8. Могла бы быть эта история, если дети помогали маме, поступили наоборот?

-    А как бы вы закончили эту сказку?

- 9. Как называется жилище ненцев? Какую одежду они носят?

- 10. Что вы узнали о красном мхе? Как его называют и для чего он нужен?

5) Творческое задание

- Ребята, у меня для вас есть очень интересное задание. Прошу вас подойти ко мне и вытянуть каждому по одному жетону.

- Теперь пройдите каждый к кино-ленте своего цвета.

- Вот мы и разделились на 2 команды.

-Ребята, я предлагаю вам стать операторами и составить свою настоящую кино-ленту с изменением концовки сказки «Кукушка»

- На столах лежат кадры из разных сказкок , среди них есть сказка “Кукушка”. Вам необходимо: найти кадры сказки “Кукушка” раставить их в правильном порядке при этом составить покадрово сказку.

6) Рефлексия

- Вам было интересно, понравилось?

- Чему научила вас эта сказка?

- Какое чувство испытывали вы, когда слушали эту сказку?

7) Ребята я хочу подарить вам эти киноленты.

 До свидание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-драматизация по ненецкой сказке «Кукушка».

Игра-драматизация на макете «Север». Старшая группа....

Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"

Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"Вторая младшая группа...

Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...

Конспект занятия по продуктивному чтению-слушанию по сказке "Два мороза"

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием технологии продуктивного чтения-слушания по русской народной сказке Два мороза". С целью познакомить детей с текстом сказ...

ООД по развитию речи русской народной сказки «Снегурочка» с элементами продуктивного чтения-слушания.

Цель: способствовать формированию связной речи детей через понимание и восприятие текстаЗадачи: Учить работать с повествовательным текстом, определять основную мысль, основное содержание сказки;развив...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 6 - 7 лет. Технология продуктивного чтения-слушания. «Не позволяй душе лениться» (по нанайской народной сказке «Айога»)

Аннотация Мы живем в мире изобилия информации, поэтому еще в дошкольном возрасте необходимо учить детей извлекать ее из прочитанных книг и преобразовывать в нужные и полезные жизненные ценности, ...