КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ЗВУК И БУКВА Ж»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Карасаева Кунтуган Дунсенгуловна
Знакомство детей с буквой Ж

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_zh_-_zanyatie.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

                                                        НА ТЕМУ:  «ЗВУК И БУКВА Ж».

Цели занятия:

        - автоматизировать звук Ж в  словах и предложениях ;

        -  познакомить детей с буквой Ж;

        - продолжать учить проводить звуковой анализ слога, слоговой анализ слов;

        -упражнять в составлении предложений, членении предложений на слова;

        - воспитывать умение у детей вслушиваться в свою речь и речь окружающих.

Оборудование:

        - магнитная доска;

        - телефон, указка;

        - картинки с изображением животных: ёж, жираф, моржи, жук;

        - фишка синего цвета для обозначения согласного твёрдого звука;

        - колокольчик – символ звонкого согласного звука;

        - иллюстрации – фото детей (А4)- с артикуляцией звуков А, О,У,И;

        - картинки -буквы(А4) – А,О,У,И,Ж;

        - записка от зверей с загадками;

        - маленькая картинка или игрушка жук;

        - конверты по группе со счётными палочками.

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный этап.

Дети стоят вокруг педагога.

- Ребята, мы сегодня пойдём в зоопарк. Позвоним туда, скажем, что выезжаем.

Педагог «звонит» по телефону и имитирует диалог. В конце диалога педагог огорчается и заканчивает разговор словами: «Конечно, мы постараемся помочь».

-Ребята, в зоопарке случилась беда. Некоторые звери сбежали. Нас попросили помочь. Только этот зоопарк необычный, потому что он находится у нас в группе. Давайте подойдём к доске. Видите, здесь клетки. Они пустые. Но, кажется, нам оставили какие-то записки.

На доске нарисованы клетки. Воспитатель читает записку.

- А! Здесь загадки! Я думаю, если вы разгадаете все загадки, звери вернуться. Давайте попробуем.

Загадки:

Ночью ходит, днём он спит,                 Этот зверь какой-то странный,

Если сердится – ворчит.                        Шея, как стрела у крана,

Он живёт в лесу дремучем,                         Чтобы ртом достать до трав,

Сам он круглый и колючий.                        Вдвое сложится …(жираф).

Угадайте, это кто же?

Ну, конечно, это - … (ёжик)

Они на холоде лежат,                                 Не жужжу, когда сижу,

Но от стужи не дрожат.                        Не жужжу, когда хожу,

Пусть ветер и вода свежи,                         Не жужжу, когда тружусь,

Но на пляж идут … (моржи).                        А жужжу, когда кружусь (жук).

По ходу отгадывания загадок педагог «возвращает» в клетки картинки зверей.

-Все наши звери и насекомые вернулись в зоопарк. Мы помогли им. Кто же живёт в этом зоопарке.

Интонационно педагог выделяет в словах звук Ж.

-Ребята, а кто из вас самый внимательный? Какой звук повторяется чаще всего во всех этих словах? Звук Ж пришёл сегодня к нам на занятие. Мы возвращаемся и садимся за свои столики.

  1. Акустико-артикуляционный образ звука.

На доске картинка жука.

- Скажите, кто это? А кто изобразит, как жук жужжит?

Педагог держит в руках картинку с изображением жука.

-Посмотрите, я поймала этого жучка. Сейчас тот, к кому он сядет на плечо, пожужжит соседу на ушко.

Педагог подходит к каждому ребёнку и тот, соблюдая правильную артикуляцию, длительно произносит звук Ж.

- А теперь давайте расскажем об этом звуке.

Дети произносят звук все вместе, затем ребёнок по указанию педагога и слушают.

-Наш язычок поднялся вверх, и ветерок не может свободно выйти изо рта. Может этот звук петь? Значит, он согласный или гласный звук? Обозначаем его фишкой синего цвета. Теперь положите ладошку на шею и ещё раз произнесите звук Ж.  Чувствуете, как дрожит наше горлышко? Значит, звук Ж – звонкий (колокольчик на доску). А ещё звук Ж всегда-всегда твёрдый. Итак, звук Ж – согласный, звонкий и всегда твёрдый звук.

  1. Закрепление звука.

-Наш сегодняшний гость звук Ж согласный, значит, он не умеет петь. Из-за этого ему стало очень грустно. Давайте поможем звуку Ж, развеселим его! Для этого познакомим его с гласными звуками. Догадайтесь, какие гласные звуки хотят подружиться со звуком Ж?

Педагог демонстрирует фото детей с артикуляцией звуков А,О,У,И. Дети  называют эти звуки.

Игра «Живые звуки».

Для игры нужно 4 ребёнка. Педагог называет имена детей. Им раздаются картинки – буквы.

-Теперь вы не просто дети, а символы. Какой звук изображает этот символ?

Педагог напоминает детям, что гласные звуки обозначаются красным цветом.

-А Артем будет новым звуком. Каким?

Далее педагог называет гласные звуки, а звук Ж становится перед этим гласным.

-Звук Ж встал около какого гласного? Что получится, если их соединить? Сколько у нас звуков в этом слоге? Какой первый? Какой второй?

Образуются слоги ЖА, ЖО, ЖУ, ЖИ.

Повторение потешек со слогами.

Жа-жа-жа – есть иголки у е.. (жа).

Жу-жу-жу – дадим яблоко …(ежу).

Же-же-же – расскажу я о … (еже).

Жи-жи-жи – под кустом сидят (ежи).

  1. Связь звука и буквы. Знакомство с буквой Ж.

Педагог говорит ребятам, что каждый звук имеет свою фотографию – букву. На доску выставляется буква Ж и педагог поэлементно её рисует.

Эта буква широка,

И похожа на жука.

И при этом точно жук,

Издаёт жужжащий звук:

Ж-ж-ж-ж!

                (С. Маршак)

Постройте, пожалуйста, из  палочек букву Ж.

Составить схему слова ЖУК, и сложить из букв слово  ЖУК.

Игра «Возьми конверт».

Каждый конверт лежит на столе.

Возьмите свои конверты.

Подчеркните в тексте букву Ж и обведите в кружочек букву А.

На лужайке живет дружная семья: ежик, ежиха и ежата. Ежики ловят жуков и ужей, а ежата нежатся на жарком солнце и ждут ужина. После ужина ежи, съежившись, засыпают под кустом ежевики.                                                                                               Физминутка.                                                                                                                                                    - Вы наверное устали?                                                                                                                                              Ну, тогда все дружно встали.                                                                                                                Ножками потопали. Раз – два – три.                                                                                                               Ручками похлопали. Раз – два – три.                                                                                                           Покружились, повертелись

И на место все уселись.

  1. Закрепление звука в словах.

-Теперь придумайте слова со звуком Ж.

-Определим сколько слогов в этих словах

Подставим кулачок под подбородок и произнесём слов . Сколько раз толкнули кулачок?

  1. Закрепление звука в предложениях.

Педагог читает деформированное предложение, говорит, что по чей-то злой задумке, эти предложения рассыпались.

От, ежонок, мамы, убежал.

Дети восстанавливают предложение и вместе с педагогом считают количество слов. Составляют схему предложения.

-В каких словах здесь слышится звук Ж?

Страха, мышка, от, задрожала.

Замок, заржавел, железный.

  1. Итог занятия.

- Что сегодня для вас было новым?

- Что запомнилось?

          - Какие возникли у вас затруднения?

          - Как с эти справиться?          

         - Какую бы оценку вы себе поставили?                                                                                                                                      

Синквейн

Картинка (игрушка) ежика

 1) «Слово - предмет» Кто? (Что?) Это? Ежик.

 2) Два «слово - признак» Ежик какой? Колючий, серый.

3) Три «слово - действие» Фыркает, спит, сворачивается.

4) Предложение по теме: Ежик прячется в листве.

 5) Ассоциация по теме: Где живет ежик? - В лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе на тему "Звук Ц. Автоматизация звука Ц в связной речи".

В представленном занятии закрепляются знания о согласном звуке Ц, закрепляются умения пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу....

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: Звук и буква «Я»

Цель занятия: дать детям понятие о звуке и букве "Я"; формировать навыки словоизменения глаголоа; развивать фонематический слух, уточнять и расширять словарь детей, учить дифференцировать носовой и ро...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему "Буквы и звуки С и Сь".

Конспект занятия в  подготовительной к школе группе на тему " Буквы и звуки С и Сь" в рамках "Дней открытых дверей".На занятии знакомим  детей с буквами и звуками ( С и Сь), работа в рабочих...

Конспект занятия по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы на тему: «Звук [Ч]. Буква Ч»

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группы на тему: "Звук [Ч]. Буква Ч"....

конспект НОД по Подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук и буква О"

конспект НОД по Подготовке обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Звук и буква О"Цели:Развитие слухового и зрительного внимания, фонематического восприятия, памяти, мыш...