Конспект занятия Развитие речи 2 младшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Лазарева Ирина Владимировна

Вид занятия:  формирование связной диалогической речи, описание игрушки по образцу воспитателя.

Цель: формирование связной речи посредством описания игрушки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕКАЯ КАРТА

НОД для детей младшего дошкольного возраста,  

образовательная область «Речевое развитие»,

тема: «Кошка Мурка».

Группа: № 1 « Птенчики» (2 младшая группа).

Педагог: Лазарева Ирина Владимировна

Вид занятия:  формирование связной диалогической речи, описание игрушки по образцу воспитателя.

Цель: формирование связной речи посредством описания игрушки.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать  учить детей составлять  описательный рассказ об игрушках по образцу воспитателя.
  2. Формировать умение вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на вопрос простым предложением.
  3. Учить отражать основные эмоции – грустно - радостно.

Развивающие:

  1. Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, фонематический слух.
  2. Развивать  у воспитанников познавательный  интерес.

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
  2. Воспитывать культуру общения и взаимодействия со взрослым.  
  3. Воспитывать желание проявлять инициативу во взаимодействии со взрослым

Предварительная работа: чтение произведений А. Барто про игрушки, рассматривание картин с изображением игрушек, рисование на тему «Моя игрушка».

Словарь: радостно, грустно, гостья, мурлыкать, умываться, лакать, киска, кисуля

Используемый материал: игрушка кошка, корзина, аудиозапись (мяуканье кошки). 

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие,  физическое развитие.

Этапы

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

(методы, формы, приемы, виды деятельности)

Деятельность детей

Организационный мотивационный  этап

GAyzuouZe0k.jpg

Ребята, у нас сегодня гости. «Давайте поздороваемся с нашими гостями  хлопками».  «Доброе утро! Мы рады видеть Вас!»    

Педагог предлагает поздороваться самим с собой: «Ребята, мы знаем интересную игру, поздороваемся с собой? Помогайте мне говорить слова стихотворения»

Здравствуйте, ладошки, хлоп-хлоп-хлоп!

Здравствуйте, ножки, топ-топ-топ!

Здравствуйте, щечки, плюх-плюх-плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик, бип-бип-бип!

Здравствуйте, дети, здравствуйте

Дети сидят на стульчиках на ковре. Дети здороваются с гостями (хлопают в ладоши).

Дети проговаривают стихотворение

Хлопают в ладоши

Топают ногами

Дотрагиваются до щек

Дотрагиваются до губ

Стучат зубками

Дотрагиваются до носа

Ориентировочный этап  – проблемный (принятие детьми цели занятия)

Звучит аудиозапись с звукоподражанием «мяуканье кошки». Воспитатель дает послушать и выразить детям свои эмоции.

 «Ребята, Вы правы где-то спрятался кот или кошка или котенок? Как вы думаете кто?

Попробуем его найти в группе и сами увидим, кто зашел к нам в группу.

 

Кто это?

Поздоровайтесь с кошкой, скажите ей тихо «Мяу»

А теперь поздоровайтесь громко сначала все вместе».

Потом педагог предлагает индивидуально 2-3 детям поздороваться тихо или громко.

Педагог предлагает вспомнить, как можно  позвать кошку и позвать ее, сначала все вместе, потом индивидуально.

«Ребята наша кошечка загрустила. Посмотрите, покажите, как грустит кошечка? Знаете почему?

Нашей гостьи грустно, потому что никто про нее не рассказывает, никто ее не знает. Расскажем про нашу гостью?

Дети слышат мяуканье, удивляются, догадываются, что это кошка.

Дети прислушиваются и дают свои варианты ответов.

Дети двигаются по группе и находят корзину, а в ней кошка.

Дети: «Кошка»

Индивидуально: 2-3 ребенка произносят «мяу» тихо или громко.  

Дети зовут кошку хором и индивидуально «Кис-кис-кис».

Дети показывают грустное лицо.

Дети предлагают свои варианты ответов: «Голодная, не хозяев, никто не любит….»

Дети соглашаются

основной этап (исполнительский практический):

1 игра

«Волшебные очки»

2 игра «Расскажу про кошку»

3 игра «Рассказ для Мурки»

 Ребята, а теперь внимательно посмотрите на кошку, а чтобы все внимательно рассмотреть, нужно надеть «волшебные очки». Возьмите с моей  волшебной коробки очки и надевайте «волшебные очки» все надели?

 Что у нашей кошки есть?

Молодцы, а что у кошки есть на голове?

 Кошки очень хорошо слышат, видят даже ночью, чувствуют разные запахи при помощи усов. А что кошка умеет делать языком?

Кошка покрыта шерстью, она будто в шубке. Какая шубка у нашей кошки?

 Дети, а что у кошки есть на лапах?

Ребята, а как можно еще по-другому назвать кошку ласково?

А давайте придумаем ей кличку

 

А зовут кошку,  Мурка. Как вы думаете, почему ее назвали Муркой? Мурка очень любит молоко и рыбу.        

Педагог предлагает снять воображаемые очки и положить их в воображаемую коробку

«Вы долго сидели устали и кошечка устала. Предлагаю с ней поиграть. Вставайте со стульчиков на коврик, найдите себе удобно место»

Пальчиковая игра «Расскажу про кошку»:

Подставляй ладошку.

Расскажу про кошку.

Будем пальчики считать?  

Будем пальчики считать!

Раз-два-три-четыре-пять!

Вот – кулак

А вот - ладошка.

На ладошку села кошка!

И крадется потихоньку.

 И крадется потихоньку.

Видно мышка там живет!

Педагог предлагает повторить два раза. Второй раз дети проговаривают слов самостоятельно. Активного ребенка можно поставить ведущим.

Педагог предлагает описать кошечку: «А еще Мурка любит, когда о ней рассказывают. Давайте я вам про нее расскажу, а вы послушаете:

Это кошка. Его зовут Мурка.  Шерстка у кошки мягкая, серая и пушистая. У нее есть: пушистый хвостик, мягкие лапки, на лапках острые коготки. На голове у кошки есть ушки, глазки, носик, ротик, длинные усики. Мурка любит прыгать и бегать. Кушает она сметану и рыбку».

Рассказы детей. А теперь попробуйте вы, рассказать о нашей кошечке. Кто смелый? (рассказы детей с помощью воспитателя) (даю ребенку в руки кошку).

  Дети имитируют надевание очков.

Д: Голова, лапы, хвост, туловище.

Д: Глаза, нос, уши, рот, усы.

Д: Умываться, лакать молоко

Д: Пушистая, мягкая, теплая, белая.

Д: когти.

(кошечка, киска, кисуля).

Дети предлагают разные варианты кличек кошек, вспоминают свои.

Дети предлагают свои варианты ответов: «Она мурчит, мурлыкает».

Дети имитируют снятие очков.

Дети встают на коврик

Дети вытягивают вперед

руку ладошкой вверх.

 Гладят ладошку другой рукой.

Шевелят пальчиками.

Сжимают пальчики в кулак и разжимают их.

Поочередно зажимают пальчики на руке.

(Сжимают все пальчики в кулачок.)

Разжимают пальчики.

Ставят на ладошку пальчики второй руки.

Пробегают пальчиками по руке до плеча вверх.)

(Прячут кисть другой руки в подмышечную впадину.)

Педагог предлагает посмотреть какое у Мурки настроение? Подводит их к тому, что кошечка стала радостная веселая. Просит показать радостное лицо.

Педагог предлагает поддержать Муркино настроение и ребятам самими рассказать про кошку. Вызывает сначала самых смелых, кто сможет составить без помощи взрослого правильный рассказ, потом всех желающих

Мурке понравилось, как вы о нем рассказываете. Она хочет с вами поиграть

Игра «Кошечка» Подражание.

Вокруг себя повернись и в кошечку превратись!

Осторожно, словно кошка, от дивана до окошка

На носочках я пройдусь, лягу и в кольцо свернусь.

А теперь пора проснуться, распрямиться, потянуться.

Я легко с дивана спрыгну, спинку я дугою выгну,

И из блюдца молочко полакаю язычком.

А как кошка крадется за мышкой?

А как кошка злиться?

Дети показывают радостное настроение.

Дети пробуют составить рассказ самостоятельно по одному. Улыбаются кошечке

Дети, поворачиваются вокруг себя, имитируют повадки кошки, подражают: лакают, выгибают спинку, крадутся на носочках.

Заключительная часть – рефлексия

 «Ребята вспомните, какое настроение было у Мурки, когда она к нам пришла?  

Какое настроение у кошечки сейчас?

Мурка принесла нам подарки - наклейки котят, возьмите по очереди одну наклейку и скажите киске какая она. Педагог дает образец «Мурка, ты пушистая, не забываем благодарить за подарок.

Попрощаемся и отнесем игрушку к другим ребятам.

 Грустное

Радостное

Дети по очереди берут наклейку и описывают кошку, благодарят за подарок.

Прощаются с Муркой.

Перспективный этап

1. Учить диалогической речи и составление описательного рассказа на примере других игрушек.

2. Учить описательному рассказу о животных на картинном материале.

3. Добавить к описательному рассказу, где живет, чем питается, какую пользу приносит людям (если домашнее животное)

3. Ввести алгоритм рассказывания по мнемокартинкам про диких и про домашних животных:

Например,

 – кошка, дом, еда, радует человека, ловит мышей…;

-белка, лес, дупло, еда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по развитию речи. Младшая группа. "дикие животные"

Конспект интегрированной образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий во второй младшей группе по развитию речи "Дикие животные". Игровая деятельность-сказка в группово...

Окрытое занятие. Развитие речи. младшая группа. Чтение и пересказ русской народной сказки: "Лисичка со скалочкой"

Область: «Речевое развитие»Раздел: «Чтение художественной литературы»Тема: «Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой». Возрастная группа: младшая.Интеграци...

Конспект занятия Развитие речи (старшая группа) Тема: «Описание птиц»

МАДОУ «Детский сад» № 355Московского района города Казани     Конспект занятия Развитие речи (старшая группа)Тема: «Описание птиц»   Про...

конспект по развитию речи младшая группа

конспект по развитию речи...

Конспект по развитию речи младшая группа

Конспект НОД по развитию речи.Тема: Рассматривание сюжетной картины «Таня и голуби»....

Конспект НОД Развитие речи Младшая группа

Конспект НОД по развитию речи по ФЭМП  «К Мишке в гости» ранний возрастЦель: Формировать представление «много», «один», «ни одного»...

Конспект по развитию речи, младшая группа, тема "осень"

Конспект по развитию речи, младшая группа, тема "осень"...