Применение технологии продуктивного чтения-слушания на занятиях
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Пушная Лариса Юрьевна

Применение технологии продуктивного чтения-слушания на занятиях

Как часто можно слышать о том, что дети в школе не любят читать, а в детском саду становится все больше детей, которые, придя из дома, не любят, чтобы им читали. Поэтому одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения, разработанную О.В. Чиндиловой и Е.В.Бунеевой.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Применение технологии продуктивного чтения-слушания на занятиях с детьми младшего дошкольного возраста Воспитатель : Пушная Лариса Юрьевна МБДОУ «Детский сад №111» г. Рязань

Слайд 2

Актуальность : Как часто можно слышать о том, что дети в школе не любят читать, а в детском саду становится все больше детей, которые, придя из дома, не любят, чтобы им читали. Поэтому одной из задач дошкольного воспитания является организация деятельности воспитанников, направленная к слушанию различных художественных произведений. Решить эту задачу можно через применение технологии продуктивного чтения, разработанную О.В. Чиндиловой и Е.В.Бунеевой .

Слайд 3

Авторы технологии продуктивного чтения-слушания : Чиндилова О.В Бунеева Е.В

Слайд 4

С позиции структуры читательской деятельности данная технология предполагает три этапа работы с текстом, содержание которых учитывает наличие и уровень сформированности навыка чтения, а также возрастные особенности детей: 1 . до чтения ; 2. во время чтения; 3 . после чтения.

Слайд 5

1 этап : до чтения Целью этапа работы с текстом до чтения является развитие такого важнейшего механизма речи, как антиципация (умение предполагать, по фамилии автора, прогнозировать содержание текста по заглавию, по иллюстрации, по группе ключевых слов). Главная задача педагога – вызвать у ребёнка желание прочитать произведение.

Слайд 6

2 этап : чтение Второй этап работы с текстом (во время чтения) нацелен на восприятие, понимание, интерпретацию текста. Педагог создает условия для медленного (художественного) чтения, обеспечивающего более четкое восприятие детьми произведения, и проверяет эмоциональную реакцию на текст.

Слайд 7

3 этап – после чтения На третьем этапе работы с текстом (после чтения) происходит корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским смыслом. Педагог обеспечивает углублённое восприятие и понимание текста на уровне концептуальной информации.

Слайд 8

Дети на данном этапе отвечают на вопросы, обсуждают прочитанное, участвуют в выполнении творческих заданий, подобранных с учетом художественных задач текста, или особенности группы в целом , или возможности отдельного ребёнка, или учебной задачи. Главный критерий для выбора заданий на данном этапе это- ориентир, на наиболее активно включившуюся у детей в процессе чтения текста ,сферу читательской деятельности (эмоциональная, воображение, осмысление содержания, реакция на художественную форму). Эмоциональная сфера у детей младшего дошкольного возраста работает активно, но эмоции читателей в этом возрасте, как правило, не носят эстетического характера, они порождаются наложением на текст собственного жизненного опыта.

Слайд 9

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для детей 3-4 лет: «Кто весел , а кто и нос повесил» ( по произведению Ю. Мориц «Веселая лягушка» )

Слайд 10

Цель : -Организовать деятельность детей, направленную на знакомство со стихотворением Ю.Мориц « Веселая лягушка» -Способствовать формированию навыка эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание и юмор стихотворения, определять характер героев. -Побуждать интерес детей к осознанию понятия « веселое настроение»

Слайд 11

Задачи: -Создать условия для формирования интереса к слушанию стихотворения Ю.Мориц « Веселая игрушка» -для знакомства с текстом стихотворения; -формирования навыка эмоционально воспринимать стихотворение, п онимать его содержание и юмор ; -для уточнения понятий «веселое настроение», «грустное настроение», -для обращения детей к личному опыту.

Слайд 12

Предварительная работа: Разучивание физкультминутки «Две лягушки». Оборудование: перчаточные игрушки-веселая и грустная лягушка; две кувшинки на листах; игрушечный баян (гармошка); игрушечный барабан, Карточки с изображением веселых и грустных лягушек; поднос, карточки с изображением музыкальных инструментов.

Слайд 13

Ход деятельности: 1.Мотивационный этап (до чтения) Воспитатель: Ребята, какое у вас настроение? У тебя Вика? У тебя Рома? Почему? (ответы детей)Да, ребята, то что с нами случается, влияет на наше настроение. (Появляются 2 лягушки (перчаточные игрушки)-одна веселая, другая-грустная, здоровается с детьми). Воспитатель: Ребята ,вы знаете ,кто это? (ответы детей) Что обычно делают лягушки? (квакают, прыгают) В каких сказках мы встречались с лягушками? (Теремок)

Слайд 14

2.Ориентировочный этап(до чтения) Воспитатель: посмотрите на наших лягушек. Они похожи? (ответы детей). Чем они отличаются? (ответы детей). Правильно, одна лягушка смеется, а другая - грустит. Какое настроение у смеющейся лягушки? (веселое). А у другой? (грустное). (На столе перед детьми появляются две кувшинки на одна цветком вверх, а другая цветком вниз. Веселая лягушка садится на кувшинку с цветком вниз , а грустная- на кувшинку с цветком вверх ). Воспитатель: Посмотрите, ребята, одна лягушка сидит рядом с кувшинкой и грустит, а другая — сидит на листе с перевернутой кувшинкой и радуется. Как вы думаете, что произошло ? Об этих лягушках написала стихотворение Юнна Мориц , оно называется «Веселая лягушка». Хотите узнать, какую историю описала Юнна Мориц ? Что нужно для этого сделать? Правильно, прочитать? (ответы детей).

Слайд 15

3.Исполнительский этап (во время чтения) 3.1 Чтение-слушание Веселая Лягушка Жила одной реке Вверх дном ее избушка Стояла, бре-ке-ке ! (Жест к кувшинке . Представили ?) Избушка не стояла, А кверху дном плыла, но это не меняло Лягушкины дела ! Избушка кувыркалась, ( Показать руками, как кувыркалась избушка), Лягушка развлекалась, (лягушка танцует ) . В зеленом сарафане Плясала , пара- пам ! Она двумя руками Играла на баяне, (Показать, как лягушка играла на баяне и стучала) Она двумя ногами ( ногами в барабан). Стучала в барабан! ( Действительно, очень веселая лягушка !) Унылые лягушки Томились и страдали , В зеленые подушки , Ква-ква, они рыдали И счастья не видали Унылые лягушки! (Унылые- значит грустные, печальные ...) Из них и получились Унылые старушки . Они бубнят уныло И стонут вдалеке : - Ква-ква, к дождю заныло В спине, в ноге, в руке... (болеют часто !) А бодрая старушка , Весёлая Лягушка , Как вспомнит, что с ней было, - Хохочет, бре-ке-ке ! Она двумя руками Играла на баяне, (Показать, как лягушка играла на баяне и стучала) Она двумя ногами (ногами в барабан ). Стучала в барабан ! Избушка кувыркалась, (Показать руками, как кувыркалась избушка,) Лягушка развлекалась(, а лягушка танцует ) . В зеленом сарафане Плясала, пара- пам »

Слайд 17

1.2. Физкультминутка «Две лягушки» Воспитатель : Ребята, хотите попрыгать вместе с лягушками (ответы детей ) Видим , скачут по опушке (Дети прыгают по кругу, как лягушки ) Две зеленые лягушки . Прыг - скок, прыг-скок , Прыгать с пятки на носок . На болоте две квакушки, ( Руки на поясе, полуприседания вправо - влево). Две зеленые лягушки , Утром рано умывались , Полотенцем растирались . Ножками топали , Ручками хлопали . Вправо наклонялись , Влево наклонялись . Вот здоровья в чем секрет, (Ходьба на месте ) . Всем друзьям физкультпривет ! (Помахать ладошками над головой).

Слайд 18

1.3.Обобщающая беседа (после чтения) Воспитатель : Ребята, посмотрите на эти домики думаете, кто может жить в таких домиках? (лягушки). Какой дом был у веселой лягушки? Кто сможет его показать? (..). Что делал домик лягушки? (плыл, кувыркался). А что делала лягушка в это время? (ответы детей). Какое у нее было настроение в это время? (веселое, радостное). Как она квакала, кто запомнил?( бре-ке-ке , пара- пам ). Попробуем вместе: бре-ке-ке . Вы улыбаетесь, поднялось настроение? Помогите найти на доске картинки с музыкальными инструментами, на которых играла веселая лягушка ()А что делали унылые, грустные лягушки? (ответы детeй ). Какое у них настроение? (грустное). А как они квакали?( ква - ква ). Попробуем вместе; ква-ква. А глазки грустные, а губки вниз ...Грустно ?

Слайд 20

1.4. Выражение своего отношения к содержанию текста (после чтения) Воспитатель Какая лягушка вам больше понравилась веселая или унылая, грустная? (ответы детей). 1.5 Дидактическая игра «Покажи какое настроение у лягушки» Воспитатель: Когда вы увидите веселую лягушку, нужно будет улыбаться и хлопать в ладоши. Давайте попробуем (...). А когда появится грустная, унылая лягушка, то ладошками подержитесь за щечки и покачайте головой. Покажите, как вы будете это делать (...). (Воспитатель по очереди показывает то веселую лягушку, то грустную лягушку . Игра проводится 5-6 раз).

Слайд 22

1.6 . Дидактическая игра «Найди лягушкам домик» Воспитатель: Ребята, у наших лягушек есть подружки, такие же веселые и унылые лягушки, Они хотят попасть к своим подружкам в гости. Хотите им помочь? (ответы детей ). (Дети берут перевернутые карточки с изображением веселых и грустных лягушек). Воспитатель: Покажите, у кого нарисованы веселые лягушки (..), а у кого грустные, унылые, покажите их тоже (.) К какой лягушке пойдут в гости ваши веселые лягушки? (к веселой). В каком домике живет веселая лягушка- в обыкновенном или перевернутом? ( в обыкновенном ). Воспитатель , надев на руку веселую лягушку: Эй, зеленые лягушки, мои веселые подружки ,приходите ко мне в гости . Воспитатель, надев на руку унылую, грустную лягушку: А вы, мой подружки, унылые, грустные лягушки, приходите ко мне в гости . (Дети должны выбрать нужный домик для своих лягушек и карточки с их изображением принести и положить на соответствующую кувшинку ). Воспитатель : Помогли вы подружкам наших лягушек попасть к ним в гости? Они говорят вам: «Спасибо за помощь ».

Слайд 23

4. Рефлексивный этап. Воспитатель : Ребята, до того, как прочитали стихотворение, мы думали с вами, почему у лягушек разные дома. Что случилось у них? Правильно ли мы догадались? А что в стихотворении говорилось ? Можно сказать, что лягушка сама себе сделала веселое, хорошее настроение? (ответы детей).Вам понравилось стихотворение про веселую лягушку? (ответы детей ). Воспитатель: Ребята, а мы с вами можем сами себе сделать хорошее настроение? (ответы детей). Как вы думаете, что для этого надо сделать ? (ответы детей). Правильно, почаще улыбаться.

Слайд 25

5. Перспективный этап Воспитатель : На какую лягушку ты хочешь быть похож, что для этого сделаешь? (ответы детей). Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям, и тогда у всех будет веселое настроение. Ребята, посмотрите, у меня есть книга Юнны Мориц с другими веселыми стихами, хотите их послушать после прогулки? (ответы детей). Таким образом, проиллюстрировав применение продуктивного чтения-слушания на уровне дошкольного образования , мы показали, что педагог использует специфичные для данного возраста приемы работы с художественным текстом и обеспечивает формирование у детей читательской деятельности.

Слайд 26

ЛИТЕРАТУРА : 1. Чиндилова , О.В. Технология продуктивного чтения на разных этапах непрерывного литератур y ого образования в ОС «Школа 2100»: [Монография] / О.В. Чиндилова.-М.: Баласс , 2010.-208 с. 2 . Чиндилова, О.В.Развитие речи старших дошкольников с позиции теории речевой деятельности. [Текст] / О.В. Чиндилова II Начальная ш кола : плюс до и после.-2010.-N 4, С.78-82. (0,25 п.л .) 3. Чиндилова , О.В. Чтение художественной литературы как вид деятельности старших дошкольников. (Текст) / О.В. Чиндилова / Начальная школа : плюс до и после.--2010.-Na 5. -С. 74-77. (0,2 п.л .) 4. Чиндилова, О.В. Программа по введению в художественную литературу для детей старшего дошкольного возраста ). (Текст)! О.В. Чиндилова// Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование, Начальная школа! Под науч. Ред. ДИ. Фельдштейна . М.: Баласс , 2008.-С. 84-85.. (0,2п.л.)

Слайд 27

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"

Технология продуктивного чтения-слушания на примере сказки "Заюшкина избушка"Вторая младшая группа...

Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Конспект НОДпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Красота зимнего леса» на примере сказки Г.Скребицкогодля детей с...

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ-СЛУШАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ»...

МАСТЕР - КЛАСС для педагогов «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смыслового восприятия и понимания произведения »

1 слайдДобрый день.Тема моего мастер – класса «Технология продуктивного чтения-слушания как средство приобщения дошкольников к чтению художественной литературы и формирования ценностно-смы...

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию детей 6-7 лет: «Жил был…утенок» (По произведению Энид Блайтон «Знаменитый утёнок Тим») (Технология продуктивного чтения-слушания)

Аннотация.Сегодня в дошкольном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Именно поэтому, становится актуальным изучение и приме...