План - конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Подгурская Алеся Николаевна

Создание благоприятных условий для развития обучение связному последовательному пересказу текста 

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

Тема: Пересказ сказки В. Сутеева «Кораблик»

Программа: «От рождения до школы»

Возраст: 5-6 лет

Цель: создание благоприятных условий для развития обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

Образовательные: учить детей связно пересказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки; добиваться последовательности в изложении содержания, учить составлять простые предложения самостоятельно, опираясь на схемы,

Развивающие: развивать умение отвечать на вопросы полными ответами; формировать умение понимать и объяснять смысл поговорки.

Воспитательные: Воспитывать у детей интерес к художественному слову, чувство товарищества, взаимопомощи и понимания; формировать связную речь, зрительную память, мышление.

Здоровье сберегающие: укрепление здоровья воспитанников посредством двигательных упражнений.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, музыкально-художественная.

Методы и приёмы: загадка, вопросы, наглядный метод, похвала, словесный метод

Словарная работа: захлебнуться, скорлупка, хвастливый.

Предварительная работа: Беседа о писателе-художнике В. Сутееве.

Чтение сказок В. Сутеева. Знакомство с малым жанром литературы: загадки, чистоговорки, поговорки.

Материал:

Текст сказки В. Сутеева «Кораблик», графические схемы, аудиозапись к физминутке.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Ребята, закройте глаза и представьте. Что на вашу голову сел солнечный зайчик. Он добрый и весёлый. Погладьте его. Теперь зайчик прыгает по вашему лбу, погладьте его, теперь прыгает по щёчкам, погладьте его. Вот он дотронулся до вашего рта, и ротик заулыбался! Откройте глаза и улыбнитесь друг другу!

Воспитатель: Ребята, послушайте и отгадайте загадку.

По морям и по волнам

Его водит капитан.

Он не плавает, а ходит

Якоря бросает в воду.

Он с волною дружбу водит.

И не любит непогоду.

Дети: Кораблик

Воспитатель: Совершенно верно! Сейчас я прочитаю вам сказку, которую написал В. Сутеев, а называется она «Кораблик» (Вывешиваю сюжеты из сказки)

 Чтение сказки с последующим обсуждением.

«Кораблик»

1. Пошли гулять Лягушонок, Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

2. Пришли на речку.

3. — Давайте купаться! — сказал Лягушонок и прыгнул в воду.

 Мы не умеем плавать – сказали Цыпленок, Мышонок, Муравей и

Жучок.

Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся Лягушонок. – Куда же вы

годитесь! — И так стал хохотать — чуть было не захлебнулся.

4. Обиделись Цыпленок, Мышонок, Муравей и Жучок.

5. Стали думать. Думали-думали и придумали.

6. Пошел Цыпленок и принес листочек.

7. Мышонок — ореховую скорлупку.

8. Муравей соломинку притащил. А Жучок — веревочку.

9. И пошла работа: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой

привязали — и построили кораблик!

10. Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

11. Лягушонок голову из воды высунул, хотел еще посмеяться, а кораблик

уже далеко уплыл… И не догонишь!

БЕСЕДА ПО СОДЕРЖАНИЮ.

Воспитатель: О ком рассказывается в этой сказке?

Дети: Эта сказка о Лягушонке, Мышонке, Муравье, Жучке, Цыпленке.

Воспитатель: Куда они пришли? Что сделал Лягушонок? (Ответы детей).  Что ответили ему друзья? (ответы детей)

Что придумали друзья?

Дети: Они придумали построить кораблик.

Воспитатель: Что принес Цыпленок и Мышонок?

Дети: Пошел Цыпленок и принес листочек. Мышонок – ореховую скорлупку

Воспитатель: Что принес Муравей и Жучок?

 Дети: Муравей соломинку притащил. А Жучок – веревочку

Воспитатель: Как они строили кораблик?

Дети: в скорлупку соломинку воткнули, листок веревочкой привязали и построили кораблик!

Воспитатель: Чем закончилась сказка?

Дети: Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли!

Воспитатель: Какими словами? Дети: И не догонишь!

Воспитатель: Каким показан Лягушонок в этой сказке? Дети: Хвастливый, насмешливый, озорной.

Воспитатель: а его друзья какие?

Дети: Смелые, находчивые, трудолюбивые, деловые.

Воспитатель: Как вы понимаете, что значит поговорка «Один за всех, все – за одного?»

Дети: Это значит помогать друг другу, дружить, заботиться друг о друге.

Воспитатель: Про кого из сказки «Кораблик» можно сказать: Один за всех, все за одного? Перечислите.

Дети: отвечают.

Воспитатель: а к лягушонку подходит эта поговорка? Как вы думаете?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему нет, объясните.

Дети: Он плохой, не помогал друзьям, смеялся над ними.

Воспитатель: Молодцы, ребята!

Воспитатель: а хотите и вы прокатиться на кораблике? Давайте встанем в круг и поплывем

Физкультминутка “Кораблик”

Ветер по морю гуляет (Руки наверху раскачиваем, ноги поочереди сгибаем)

И кораблик подгоняет (Дуем)

Он бежит себе в волнах (Руки на пояс и легким бегом)

на раздутых парусах.

Начался вдруг сильный шторм, (Сильно раскачиваем руками и делаем круговые

Прогремел на небе гром. движения с поднятыми руками)

Наш кораблик закачался, (Руки в стороны прямые, ноги врозь, качаемся)

Вверх с волной сперва умчался, (Руки волнообразно поднимает вверх, вправо, влево)

А потом упал он вниз. (Сели)

Вверх-вниз, вверх-вниз. (Приседаем

 Повторное чтение сказки с установкой на пересказ.

Пересказ сказки по графическим схемам (индивидуально или по цепочке всеми детьми).

Воспитатель: Ребята, постарайтесь при пересказывании сказки употреблять те слова и выражения, которые мы использовали при чтении сказки. Ребята, пересказывать такую большую сказку одному сложно, а если разбить текст на части, её можно пересказывать втроём, даже вчетвером.

Сначала надо рассказать о том, куда пошли друзья, потом что предложил лягушонок. А потом? (Как муравей, жучок, цыплёнок и мышонок строили кораблик) И какими словами завершить пересказ?

Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам сказку? (Вызывает 2-3 детей к мольберту)

Упражнение «Кораблик»

Покажите, как кораблик отправился в плавание.

Дети проводят «дорожку» от кораблика между волнистыми линиями, повторяя изгибы.

Итог занятия

Воспитатель: с какой сказкой вы сегодня познакомились?

Дети: «Кораблик»

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из сказки?

(Ответы детей)

Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали?

Дети: Захлебнулся, скорлупка, хвастливый.

Воспитатель: Ребята, чей рассказ вам больше всего понравился? (Ответы). Ребята вы все сегодня очень хорошо работали на занятии. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему “Кояш ничек язга булышты".

Тема: Кояш ничек язга булышты.Максат: Кучмэ кошлар, терехэм тере булмаган табигатьтэге язгы узгэрешлэр турындагы белемнэрен ачыклау хэм тирщнщйту. Эзер рэсемнэр(таяну) кулланып язгы узгэрешлэр т...

План – конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема «Зимние мотивы».

Проблема: «Художественное своеобразие зимы как времени года и литературные фантазии детей».Игровая мотивация: помочь детям жаркой Индии понять особенности русской зимы.Цель: развитие творческих способ...

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «"Пересказ рассказа Е. Чарушина "Лисята"

Задачи: Связная речь: учить детей выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя;словарь: учить придумывать загадки; подбирать по смыслу названия качеств (прилагате...

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему " Перелетные птицы"

конспект  содержит опорные схемы для составления рассказа, загадки, речевые игры....

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: « О друзьях и дружбе».

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе.тема: О друзьях и дружбе"...

План-конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Цели: формировать и расширить экологическую культуру у детей; прививать  любовь к птицам и воспитывать бережное отношение к ним.Задачи:• вырабатывать навыки осознанного и уместного употребле...