Чтение художественной литературы в подготовительной группе "Белая уточка"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Мякишева Маргарита Зотеевна

Русская народная сказка «Белая уточка»

Подготовительная к школе группа

Цель: ознакомление детей подготовительной к школе группы с русской народной сказкой «Белая уточка»

Задачи:

-закреплять умение детей подготовительной к школе группы рассказывать: описывать картину

- развивать диалогическую форму речи детей подготовительной к школе группы, прививать любовь к литературе

-воспитывать дружелюбие, коллективизм, желание и умение слушать

Конспект

Здравствуйте, ребята! Я сегодня услышала, что вы  лучше всех умеете отгадывать загадки. Это так? Тогда попробуйте отгадать мою загадку.

Как моряк вразвалочку,

Ходит в перевалочку.

В ил ныряет баламутка…

Кто скажите это?...

Верно, ребята, это утка. Уточка из русской народной сказки «Белая уточка», которую мы с вами недавно начали читать.

Сегодня мы продолжим знакомиться с этой сказкой, потому что я стала замечать, что некоторые ребята не всегда слушаются старших, и любят нарушать запреты. Мне очень нравится эта сказка, потому что она учит нас слушать своих близких и не доверять чужим. Давайте вспомним, что мы уже прочитали. Для этого нам помогут палочки Къюзенера. В сказке говорится о том, как князь женился на прекрасной княжне, и не успел он с ней наговориться, как пришлось на время расстаться. Князь заповедовал, не покидать высока терема. Ребята, заповедовать- это значит запретить. Княгиня обещала все исполнить. А что было дальше, ребята? Верно, к княгине пришла женщина. Она показалась ей такая простая, такая сердечная. А кто-нибудь знает, сердечная- это какая? Сердечная- это отзывчивая, добрая, искренняя. Эта женщина позвала княгиню в сад и предложила искупаться. А согласилась ли княгиня искупаться? Верно, а что было дальше? Скинула сарафанчик и прыгнула в воду. Только окунулась, женщина ударила ее по спине:
— Плыви ты, — говорит, — белою уточкой!
И поплыла княгиня белою уточкой.
Ведьма тотчас нарядилась в ее платье, убралась, намалевалась и села ожидать князя. Князь не узнал, что встретила его не молодая княгиня, а ведьма. Что было с уточкой дальше? Правильно, она нанесла яичек и вывела деточек. А детки слушались маму-уточку? Не слушались, бегали по травке, по муравке и однажды забрались на княжий двор. Ведьма узнала деточек, и позвала их. Что сделала ведьма дальше? Молодцы, накормила-напоила и спать уложила, а когда ребята заснули, обвела их мертвой рукой, и они померли. Поутру белая уточка зовет деток; детки нейдут. Зачуяло ее сердце, встрепенулась она и полетела на княжий двор. Ребята, как вы думаете, поможет мама-уточка своим деткам? (голосование) А узнать правду поможет нам книга.

«На княжьем дворе, белы как платочки, холодны как пласточки, лежали братцы рядышком.
Кинулась она к ним, бросилась, крылышки распустила, деточек обхватила и материнским голосом завопила:

— Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Я нуждой вас выхаживала,
Я слезой вас выпаивала,
Темну ночь недосыпала,
Сладок кус недоедала!

— Жена, слышишь небывалое? Утка приговаривает.
— Это тебе чудится! Велите утку со двора прогнать!
Ее прогонят, она облетит да опять к деткам:

— Кря, кря, мои деточки!
Кря, кря, голубяточки!
Погубила вас ведьма старая,
Ведьма старая, змея лютая,
Змея лютая, подколодная;
Отняла у вас отца рóдного,
Отца рóдного — моего мужа,
Потопила нас в быстрой реченьке,
Обратила нас в белых уточек,
А сама живет — величается!

«Эге!» — подумал князь и закричал:
— Поймайте мне белую уточку!
Бросились все, а белая уточка летает и никому не дается; выбежал князь сам, она к нему на руки пала.
Взял он ее за крылышко и говорит:
— Стань белая береза у меня позади, а красная девица впереди!
Белая береза вытянулась у него позади, а красная девица стала впереди, и в красной девице князь узнал свою молодую княгиню.
Тотчас поймали сороку, подвязали ей два пузырька, велели в один набрать воды живящей, в другой — говорящей. Сорока слетала, принесла воды. Сбрызнули деток живящею водою — они встрепенулись, сбрызнули говорящею — они заговорили.
И стала у князя целая семья, и стали все жить-поживать, добро наживать, худо забывать. А ведьму привязали к лошадиному хвосту, размыкали по полю: где оторвалась нога — там стала кочерга; где рука — там грабли; где голова — там куст да колода. Налетели птицы — мясо поклевали, поднялися ветры — кости разметали, и не осталось от ней ни следа, ни памяти!» Ребята, давайте снова ответим на вопрос, и посмотрим кто же был прав, помогла ли уточка деткам? Молодцы, мама-уточка действительно помогла своим деткам.

Ребята, как называется сказка, с которой мы с вами сегодня познакомились? Назовите, кто были главными героями? Объясните, если я правильно поняла, княгиня ослушалась князя и вышла из высокого терема? Почему ведьма хотела вывести княгиню в сад? Зачем она хотела заколдовать княгиню? Представьте, что было бы, если княгиня выполнила свое обещание и не выходила из терема? Что было после того, как княгиня стала уточкой? Ребятки слушались маму-уточку? А как бы вы поступили на месте рбяток? Как вы относитесь к поступку ребяток? А чего общего между поступками княгини и ребяток? Молодцы! Я предлагаю вам сыграть в игру, которая называется «Доскажи словечко»
Сейчас я вновь буду вам читать отрывок, и на месте где я остановлюсь вам нужно будет досказать слово, которое должно быть на этом месте. «И стала у князя целая…(семья), и стали все жить-…(поживать), добро наживать, худо…(забывать)» Молодцы, ребята, а кто скажет, чему учит нас это произведение?

Верно, оно учит нас слушать старших, не нарушать их запреты, прислушиваться близких и ни в коем случае не доверять незнакомым людям. Уточка, когда читала книгу с этой сказкой, растеряла все картинки и теперь не знает, в каком порядке были иллюстрации в книге.

Ребята, поможем Уточке?

А что нам для этого нужно сделать?

Верно, мы расставим все иллюстрации по порядку и расскажем по ним сказку для нашей Уточки.

Молодцы ребята, вы помогли Уточке, и ее книга вновь целая.

Ребята, если вам сегодня все понравилось, то поднимите лицо с улыбкой, а если у вас были затруднения, или вам что-то не понравилось, лицо грустное. Вы сегодня были очень внимательны, молодцы!

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по разделу "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе на тему: "Чтение рассказа Н. Носова "Фантазеры".

Конспект занятия по разделу "Чтение художественной литературы" в подготовительной группе на тему:"Чтение рассказа Н. Носова "Фантазеры".Задачи:- познакомить детей с творчество...

Конспект НОД по развитию речи и чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе № 4 на тему: «Путешествие по миру литературы»

Данный конспект поможет педагогам выявить уровень усвоения программного материала по образовательной области "Речевому развитию" (Чтение художественной литературы) на конец учебного года.Так...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной группе.  Чтение сказки «Мороз Иванович» (В. Одоевский)

Аннотация к занятию: Данное занятие проводится с  подготовительной группой детей  дошкольного возраста по теме «Зима». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с ...

Конспект занятия по чтению художественной литературы в подготовительной к школе группе Тема: «О чем печалишься, осень? Чтение рассказов об осени, рассматривание иллюстраций»

Доминирующая образовательная область: речевое развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное разв...