"Лексико- грамматические упражнения"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Матвеенко Елена Юрьевна


Конспект открытого занятия по развитию речи  в подготовительной группе "Лексико -  грамматические   упражнения".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx20.81 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №242» общеразвивающего вида

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе.

«Лексико – грамматические  упражнения».

                                                                 Выполнил: Воспитатель

                                                                                Матвеенко Елена Юрьевна

Цель: Развивать речь как средство общения.

Задачи:

1.Совершенствовать диалогическую форму речи.

2. Закреплять в речи антонимы.

3.Закреплять и  составлять простые и сложные предложения.

Материал и оборудование: Карточки с образцами ткани, сюжетные картинки, мяч, наклейки, картинки  предметов, карточки для звукового анализа слова.

Ход  занятия:

Ребята, совсем скоро вы пойдете в школе. Я уверена, что вы хорошо будете учиться, так как много знаете и умеете. Сейчас проверим ваши знания и умения. Давайте вспомним правила, как нужно себя вести на занятии. Отвечать только тогда когда я спрошу или поднятая рука, нельзя шуметь и перебивать того кто говорит.

Предлагаю, внимательно посмотреть на картинку, на которой изображены образцы  тканей. Ребята, нужно определить цвет и рассказать, что на ней нарисовано. (Ответы детей). Например: «Ткань белая с крупными розовыми кружочками, ткань белая с красными полосками, ткань желтая с  собачками и

сердечками». Скажите мне, что из ткани  белой с крупными  розовыми кружочками можно сшить? (платья,  халат).  А из ткани  белой  с красными полосками, что можно сшить? (юбку, шторы). А из ткани желтой с собачками и сердечками? (халат, косынку). Ребята вы большие молодцы!

 А вот сейчас предлагаю,   поиграем в игру.

Игра « Один – много» с мячом.

Ребята, я буду вам кидать мяч и  называть предмет в единственном числе, а вы мне должны будете поймать  мяч и назвать предмет во множественном числе.

Один помидор, а много…( помидоров),

Один чулок, а много …(чулок),

Один апельсин, а много …(апельсинов),

Один носок, а много …(носков),

Одна ваза, а много …(ваз),

Одна чашка кофе, а много чашек …(кофе),

Один рояль, а много…(роялей),

Одна оса, а много...(ос),

Одно ухо, а много…(ушей),

Одно пальто, а много …(пальто),

Одна простыня, а много …(простыней).

Молодцы, справились.

А сейчас предлагаю выполнить следующее задание.

Где находиться звук в слове?

А сейчас предлагаю определить место звука  в слове. В слове ваза звук в находиться в начале, в середине или в конце слова? ( Ответы детей). Правильно!  В начале слова находится звук  в слове ваза. В слове апельсин звук н находиться в начале, в середине или в конце слова? ( Ответы детей). Правильно!  В конце слова находится звук н в слове апельсин. В слове кофе звук ф находиться в начале, в середине или в конце слова? ( Ответы детей).  В середине  слова находится звук ф в слове кофе. В слове пианино  звук п находиться в начале, в середине или в конце слова? ( Ответы детей). Правильно!  В начале слова находится звук п в слове пианино. Вы молодцы справились. А сейчас придумайте слова в котором есть звук н, п,ф, з.

(Чайник, чашка,  печенье, девочка, фонарь, телефон, магнитофон, шарф, пуховик, фартук, футбол).

Ребята, а сейчас предлагаю сесть за столы и выполнить звуковой анализ слова.  У каждого карточка и квадратики  разных цветов ( красные, зеленые, синие). Слово Ухо (у- гласная, х- согласный, твердый, 0-гласный), Оса (о – гласный, с – согласный, твердый, а – гласный), носок (н – согласный , твердый, о- гласный, с – согласный , твердый, о – гласный, к- согласный, твердый), чулок (ч – мягкая, согласный,  у – гласный, л- согласный , твердый, о- гласный, к- согласный, твердый).

А сейчас мы с вами немножко отдохнем

Динамическая пауза  - пантомима

Будто взяли в руки мяч, он об пол стремится вскачь,

А теперь, вы наклонитесь, штангу поднимать боитесь?

Вот скакалки вы берите, через них теперь скачите!

Взяли обручи, и вот, крутим бедрами, народ!

Энергичнее крутите, обручи не уроните!

А теперь бегом, бегом, бег на месте и кругом!

Мы теперь уже поплыли, вот и к берегу приплыли!

А сейчас новое задание.

Расставь картинки по порядку. 

А сейчас предлагаю с помощь картинок  составить рассказ. Картинки расставлены  не по порядку. Нужно попробовать расставить картинки  в нужной последовательности – так, чтобы получилась связная история, и рассказать ее нам  своими словами.

Например:

Коля и Таня пошли погулять и увидели распустившею яблоню. Решили прийти, когда появятся яблоки. Коля залез на дерево, чтобы собрать яблоки, Таня ему помогала. Ребята нарвали полные корзины яблок, и пошли домой.

Вот такой  интересный рассказ у нас получился с вами. Вам понравилось? (ответы детей).

А у меня есть еще интересная игра, которая называется, скажи наоборот.

«Скажи наоборот»  с мячом.

Ребята вам нужно подобрать к словам антонимы.

Жарко… (холодно),

Правда…(Ложь),

Сладкий…(Горький),

Быстро…(медленно),

Далеко…(близко),

Много…(мало),

Внизу…(вверху),

Вместе…(врось).

Тяжело…(легко)

Девочка…(мальчик),

Зима…(Лето),

Добрый…(злой),

Соленая…(свежая),

Вареная… (сырая),

Густая каша…(жидкая).

Ребята, какие вы молодцы! Справились со всеми играми и упражнениями.

Наше занятия подошло концу. Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

 Что вам понравилось?  Что было трудного  в заданиях? А какие задания показались легкими? Ребята, а сейчас предлагаю вам взять по наклейки  и сказать почему эту наклейку вы взяли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование индивидуально-подгрупповой работы по формированию звуковой культуры речи, лексико-грамматических компонентов и связной речи в средней группе для детей с ОНР

Предлагаю свой вариант планирования индивидуально-подгрупповой работы в средней  группе. Мне нравится данная форма планирования тем, что письменная работа логопеда сводится к минимуму. План...

Развитие связной речи и лексико-грамматических компонентов по лексической теме: "Домашние животные"

Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме "Домашние животные"...

Конспект открытого логопедического занятия в подготовительной группе по формированию лексико-грамматических категорий "Согласование множественного числа существительных с числительными в родительном падеже"

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе для детей с ОНР III ур.  Закреплялась лексика по темам " домашние животные", "зимующие птицы", "фрукты", дети знакомились с согласованием   у дете...

Конспект лексико-грамматического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 4 до 5 лет с тяжелыми нарушениями речи на тему: "Дикие животные весной".

Комплексное занятие для детей группы компенсирующей направленности от 4 до 5 лет, направлено на расширение и уточнение словаря, знаний по теме «Дикие животные», о их внешнем виде и образе жизни,...