«Взаимодействие с семьёй по формированию связной речи детей».
статья по развитию речи (старшая группа)

Наталья Владимировна Калягина

Предлагаю вам статью «Взаимодействие с семьёй по формированию связной речи детей» для ознакомления и дальнейшего использования в работе с детьми и родителями. Эта статья будет интересна методистам и воспитателям детских садов, студентам педагогических университетов и колледжей по специальности «Педагогика и психология дошкольная». В ней раскрываются основные способы работы по формированию связной речи детей во время занятий дома.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья: «Взаимодействие с семьёй по формированию связной речи детей».

Автор: Калягина Наталья Владимировна, воспитатель I квалификационной категории, ФГБДОУ «Детский сад № 84»

 Описание материала:  Предлагаю вам статью «Взаимодействие с семьёй по формированию связной речи детей» для ознакомления и дальнейшего использования в работе с детьми и родителями. Эта статья будет интересна методистам и воспитателям детских садов, студентам педагогических университетов и колледжей по специальности «Педагогика и психология дошкольная». В ней раскрываются основные способы работы по формированию связной речи детей во время занятий дома.

Важной частью работы по устранению речевых нарушений у детей является взаимодействие педагога и родителей. Родители плохо разбираются в вопросах патологии и коррекции речи, недооценивают раннее выявление речевых дефектов, ложные, а порой и вредные установки в отношении речи детей, говорят о необходимости совместной работы на всех этапах коррекции. Поэтому в группах уделяется большое внимание работе с родителями. Проводятся консультации, беседы, открытые занятия и праздники, наглядная информация  в родительских уголках и так далее.

Воспитателям в своей работе приходится сталкиваться с различными по социальному статусу и требованиям семьями.

На каждом этапе общения одновременно решается целый ряд коррекционных задач и целей.

Основные задачи:

  • Формирование навыка понимания речи.
  • Уточнение значений имеющихся в речи детей грамматических форм, овладении новыми грамматическими формами и конструкциями, исследование их в самостоятельной речи.
  • Формирование навыка связной диалогической и монологической речи.
  • Формирование и совершенствование звуковой стороны речи.

Сроки преодоления речевых недостатков зависят:

-от степени сложности дефекта;

- от возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка;

- от регулярности проведения занятий;

- от участия родителей в коррекционном вопросе.

Каждого из родителей необходимо нацелить на систематическую и длительную работу с ребёнком. Напомнить, что четкая и правильная речь нужна ребенку на протяжении всей жизни, а заниматься коррекцией недостатков необходимо в детском возрасте.

На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика). На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно. Часто встречаются жалобы родителей что ребенок не хочет заниматься дома. Причину надо искать в неверной расстановке акцентов в отношении к ребенку или в непонимании коррекционных задач. Консультация с логопедом, другими педагогами может разрешить многие проблемы.

У ребенка не всегда может все получаться сразу, что вызывает отказ от дальнейших занятий. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание на том, что у ребенка не получается. Необходимо подбадривать его, вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Ребенку необходимо внушать веру в успех, сказать, что все у него обязательно получится.

Любое умение, опыт приобретается путем проб и ошибок. Знание ошибок полезно и часто необходимо. Но указывать на них нужно с особой осторожностью. Это касается особенно исправления звуковых и речевых ошибок, так как поставленный звук ребенок может произнести сразу не во всех случаях. В некоторых случаях вводят игровую систему штрафов и за неправильно произнесенное слово, его необходимо повторить правильно от 3 до 5 раз. Замечания делать на фоне общего ободрения. Если же без порицаний не обойтись, то необходимо попробовать выразить их в виде недовольства «действием», а не ребенком в целом.

Можно предложить родителям вспомнить себя маленькими. Как  долго у них самих не получалось написать букву или забить гвоздь? Так вот, когда мы показываем и навязываем эту «простоту» ребенку, которому на самом деле трудно, то поступаем несправедливо. Ребенок вправе обижаться.

Часто, сталкиваясь с нежеланием ребенка делать что-либо положенное, некоторые родители встают на путь «подкупа». Этот путь очень опасен, не говоря уже о том, что мало эффективен. Необходимо приложить максимум усилий, чтобы пробудить интерес ребенка. В какой-то момент может быть нужно пойти на риск и дать ребенку получить отрицательный опыт в виде порицания педагога.

В общении с ребенком необходимо избегать слов нет, нельзя, готовых решений, критики, обвинений. Главное – постараться обращать внимание на положительные стороны поведения ребенка. Не бояться, что слова ободрения испортят его. Наказывать ребенка лучше, лишая хорошего, чем, чем делая ему плохое.

Объем требований к детям, поступающим в школу, вырос. У ребенка должна быть сформирована речь. Он должен быть уже читающим, пишущим, владеть учебными навыками. Поэтому работать нужно начинать как можно раньше. И чтобы эти занятия были успешными необходимо:

  • Определить четкое время занятий. Для этого на часах вместе с ребенком можно сделать «пометку», указывающую на начало занятий. Это время развития ребенка вами и вместе с вами. Очень важна самоорганизация родителей. Порядок важности родитель выбирает сам. И в этом выборе им может помочь известный факт, что на исправление упущенного в коррекции речи и воспитании детей потом уходит во много раз больше времени и сил.
  • Для каждого возраста занятия должны быть регламентированы: 10-15 минут для детей младшей группы; 15-20 минут для детей средней группы; 20-30 минут для детей старшей группы.
  • К моменту занятий предварительно изучить задание. Распределить, какую часть задания выполните в игровой форме, а над чем необходимо «посидеть» перед зеркалом, за столом в установленное время.
  • Занятия проводить в виде игры или в процессе игры. С детьми среднего возраста стараться не использовать прямые инструкции «Скажи», «Повтори».
  • Текущую коррекцию проводить мягко и не авторитарно.
  • Вводить в занятия разнообразие, сюрпризные моменты. Можно попробовать выполнить задание «за кампанию» со сверстником, сестрой.
  • Подкреплять достижения ребенком похвалой и радостными восклицаниями.
  • Родителям – иметь терпение, выдержку, желание помочь своему ребенку добиться успехов.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволит им стать более грамотным, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы «Использование метода моделирования при формировании связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В сообщении раскрыты основные принципы использования метода наглядного моделирования в работе по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием...

Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

Презентация проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В презентации преставлены методы и формы работы по теме проекта "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"...

Методическая разработка по развитию речи детей 4-5 лет Дидактические игры по формированию связной речи детей

Подборка дидактических игр по формированию связной речи детей среднего дошкольного возраста....

Статья "Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи с использованием LEGO конструирования"

В сестье рассматриваются особенности LEGO конструирования в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР....