Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по речевому развитию «Четыре времени года» с элементами мнемотехники
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи и речевого общения. Активное использование мнемотехники на занятиях заметно облегчит детям овладение связной речью, будет способствовать развитию мышления , внимания, воображения, зрительной и слуховой памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meropriyatie.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Детский сад комбинированного вида №18»
г.Курск
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми 5-6 лет по речевому развитию «Четыре времени года» с элементами мнемотехники.
«Четыре времени года»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: продолжать учить передавать словесное изображение явлений действительности каждого времени года путем перечисления его признаков, используя в речи, яркие образные сравнения, определения, выраженные прилагательные и причастия.
Задачи:
-Образовательные: сформировать умение строить текст-описание, используя мнемотаблицу.
-Развивающие: развивать у дошкольников умение логически мыслить, рассуждать, объяснять, доказывать; учить делать выводы, обобщать высказанное;
- развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь, формировать грамматическую правильную речь, совершенствовать речевой слух, голосовой аппарат и умение четко произносить слова и фразы (работа над дикцией).
-Воспитательные: воспитание того, чтобы дети применяли все приобретенные умения в построении связной речи.
Оборудование: письмо от инопланетянина, мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Лето», «Осень»; детская видеокамера, снежный (ватный) комочек снега, сердечко ,солнышко, бумага А4, корзина.
Раздаточный материал: бумага А4 по количеству детей, карандаши.
Ход:
Дети стоят рядом с воспитателем.
Воспитатель:
Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро! Солнцу и птицам,
Доброе утро! Улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.
Дети, я очень рада видеть, что у вас сегодня хорошее настроение. Мы начнем сегодня наш день с того, что скажем, друг другу, добрые слова и передадим добрые чувства. У меня в руках «доброе сердце» я хочу передать его Марине и пожелать ей всего доброго.
Игра « Добрые мысли, добрые чувства» (дети передают друг другу игрушку в виде сердца с добрыми пожеланиями»).
Воспитатель: Расскажите мне, что вы чувствовали, когда передавали друг другу добрые мысли и чувства?
Дети:(Было приятно, весело, стало очень хорошо).
Воспитатель: Давайте и гостям улыбнемся. Ребята, сегодня я получила необычное видеописьмо для нашей группы, хотите его посмотреть .
Дети : да.
Воспитатель : тогда скорее садитесь и внимание на экран.
ИНОПЛАНЕТЯНИН ЧИТАЕТ ПОСЛАНИЕ
- Здравствуйте, дорогие ребята с планеты Земля. Меня зовут Ариан, а живу я на планете Луна. У нас на нашей планете всегда одна и та же погода. Я слышал, что у вас на планете Земля есть четыре времени года. Мне очень интересно было бы о них узнать. Расскажите мне о них, пожалуйста. Ваш друг - Ариан.
Воспитатель: Ну что, ребята, расскажем Ариану о временах года, чем они отличаются друг от друга. Запишем и отправим ему видеописьмо . Согласны? Тогда установим нашу видеокамеру.
Воспитатель: Ребята, скажите, сколько у нас времен года?
Назовите их.
Назовите месяца лета , осени, зимы, весны.
Четыре времени года проходят, значит проходит…(один год)
А кто какое время года больше любит? И почему?
Послушайте загадку:
Листья быстро пожелтели
И на землю полетели
Так бывает раз в году
А когда? Я не пойму …(осень)
Давайте познакомим Ариана с осенью – самым красочным временем года по нашей таблице.
МНЕМОТАБЛИЦА «ОСЕНЬ»
Наступила осень.
Солнце скрыли темные серые тучи.
Часто идут дожди, дуют сильные ветры.
На деревьях желтеют листья.
Покрывают красивым ковром всю землю.
Что делают звери осенью? (готовятся к зиме)
- Как готовится к зиме белка?
- Как готовиться к зиме заяц?
- Как готовится к зиме медведь?
- Как готовятся к зиме птицы?
Давайте поиграем в игру «Назови домик». Как называется дом у белки? - (дупло), лисы - (нора), медведя - (берлога), волка - (логово), птиц - (гнездо).
Воспитатель: прочитаем стихотворение об осени.
Воспитатель: а сейчас другая загадка:
Сколько снега навалило!
Стало чисто и светло
И мороз почти до слез
Ущипнул меня за нос.
Знать уже пришла сама
Настоящая …(зима)
- Вам нравится зима? Передавая комочек снега, назовите какая у нас в России зима (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая). Давайте составим рассказ о зиме, используя таблицу.
МНЕМОТАБЛИЦА «ЗИМА»
Настала зима.
Небо скрыто темными тучами.
Часто идет холодный снег.
Девочки и мальчики гуляют на улице.
Лепят из снега снежки и снежную бабу.
Катаются на коньках и санках.
Воспитатель: прочитаем стих о зиме.
А сейчас поиграем в игру «Снежки». Какая у вас самая любимая игра зимой – снежки. Сейчас посмотрим, какие вы меткие. Возьмите лист бумаги, как будто это снег сожмите, скатайте – сделайте снежок, прицельтесь и попадите в корзину. Молодцы!
- Молодцы! Рассказали Ариану о каком времени года?
Воспитатель: слушаем следующую загадку.
Вдруг чирикнул воробей
После зимней стужи
Солнце ярче и теплей
На дорожках лужи
Вся застывшая природа
Пробудилась ото сна.
Наступает непогода-
Это к нам идет …(весна)
-Давайте Ариана познакомим с весной, когда вся природа просыпается.
МНЕМОСХЕМА «ВЕСНА»
Настала весна.
Солнце пригревает сильней и становится тепло.
Снежинки – на улице тает снег и бегут ручьи.
Девочки, мальчики пускают кораблики по воде.
На деревьях появляются первые зеленые листочки, из жарких стран возвращаются перелетные птицы.
И прочитаем стих о весне.
Физкультурная минутка:
Солнце встало из-за тучки
Мы протянем к солнцу ручки
И погреем их немножко
И похлопаем в ладошки.
А вот и наше солнышко. Я предлагаю вам рассказать Ариану про весеннее солнышко. Передавая его друг другу, вы будете говорить, какое оно.
-Солнце желтое как (одуванчик, лимон …)
-Солнце круглое как (мячик, шарик …)
-Солнце ласковое как (мама, бабушка …)
-Солнце теплое как (печка, рукавичка …)
-Солнце яркое как (фонарик, лампочка …)
-Солнце жаркое как (костер, огонь …)
И прочитаем стихотворение.
Воспитатель: и еще одна загадка
Слышно пенье комаров,
Время ягод и грибов,
Озеро теплом согрето,
Всех зовет купаться…(лето)
Давайте Ариану расскажем про лето по нашей схеме.
МНЕМОСХЕМА «ЛЕТО»
Настало лето.
Солнце ярко светит, греет, припекает.
Девочки, мальчики – купаются в речке, играют в бадминтон и мяч, строят из песка башни.
Летом поспевают вкусные фрукты, ягоды и полезные овощи.
Прочитаем стих о лете
Ребята вот мы и познакомили Ариана с четырьмя временами года. Теперь ему все понятно, чем отличаются времена года друг от друга.
Игра «Назови наоборот»
Летом жарко, а осенью …(холодно)
Летом дни длинные, а осенью …(короткие)
Летом птицы вьют гнезда, а осенью …(улетают на юг)
Летом мы собираем ягоды, а осенью …(овощи)
Летом мы купаемся в речке, а зимой…(катаемся на коньках, лыжах, санках)
Летом идут дожди, а зимой … (снег)
А сейчас , я предлагаю вам нарисовать свое любимое время года. Чтобы Ариан ничего не забыл, помогут ваши рисунки.
Анализ рисунков.
Рефлексия.
Ребята, с чем мы познакомили Ариана? Сколько всего времен года? С какого времени года начинается новый год?
Что было трудного сегодня? Что запомнилось и понравилось? У меня для вас сладкий сюрприз.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по программе «Детство» на тему «Четыре времени года»
Интегрированное занятие (итоговое).Образовательные области: художественное творчество, познание, музыка, здоровье, безопасность, физическая культура.Цель:- создать условия для закрепления знаний...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми средней группы по познавательно-речевому развитию. Тема "Лесная прогулка"
Итоговая непосредственно-образовательная деятельность, включающая в себя темы "Зимний лес", "Природа зимой", "Животные зимой"....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми старшей группы по познавательно-речевому развитию с использованием технологии мнемотехника
Образовательная область: «Коммуникация».Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Здоровье», «Познание».Цель. Развитие монологической речи дошкольников....
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы по познавательно-речевому развитию «Заколдованный подарок или приключения в осеннем лесу».
Итоговое занятие по теме "Осень"...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми второй младшей группы по речевому развитию по теме: "В гости к Матрешке"
Цели:Активизация познавательной, речевой и изобразительной деятельности детей, ознакомление с русской народной игрушкой- матрёшкой; учить различать игрушку по размеру, цвету, выразительно читать стихи...
"Тимка и Димка в гостях у ребят" Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы ОО «Речевое развитие»
"Тимка и Димка в гостях у ребят". Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми первой младшей группы ОО "Речевое развитие" Образовательные области: "Речевое развитие", "Познавате...
План – конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию с использованием интерактивных технологий.
Активизация в речи гласных звуков «а», «о», «у», «и», «ы», «э»...