Лексическая тема: “Перелетные птицы”
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Сментено Любовь Алексеевна

Распределение основных форм образовательной работы с детьми на АПРЕЛЬ месяц.

 

Лексическая тема: “Перелетные птицы”

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema_pereletnye_ptitsy.docx42.76 КБ

Предварительный просмотр:

Распределение основных форм образовательной работы с детьми на АПРЕЛЬ месяц.

Лексическая тема: “Перелетные птицы”

Дата режимные моменты

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

Индивидуальная работа

Развивающая среда

Понедельник

05.04.21

Утро

Беседа: Почему эти птицы называются перелетными и куда улетают?

Становится холодно, засыхают растения, исчезают насекомые, скоро замерзнут озера и реки, птицам будет трудно добывать корм. Они улетают на юг, в теплые края, чтобы там переждать холодную зиму.

Названия перелётных птиц (грач, ласточка, скворец, журавль, утка, гусь, цапля, кукушка и тд.)

Игра «Улетает – не улетает». 

Улетает птица на зиму или нет.

Пример: лебедь, ворона, синица, кукушка, сорока, журавль, ласточка и т. д.

Игра «Четвертый лишний».

- Четверг, осень, весна, лето.

- Понедельник, октябрь, среда, пятница.

- Назовите что лишнее в цепочке слов и почему?

- Август, вечер, ночь, утро.

Набор иллюстраций «Птицы», набор детской худ. литературы, д/и, настольные игры.

Утренняя гимнастика

Комплекс №5. Упражнения с кубиками

Цель: организовать коллектив, “взбодрить” организм ребёнка к предстоящей деятельности.

Закрепить навыки равновесия.

Магнитофон.

КГН

Навыки культурной еды.

Программное содержание:  Продолжать учить детей пользоваться столовыми приборами (учить правильно держать вилку).

А) Занятие  «Накрой стол к обеду».

Б) Загадки.

Закрепить последовательность

Набор для сервировки стола.

НОД

Художественно-эстетическое развитие

ЛЕПКА/АППЛИКАЦИЯ

Аппликация “Грачи”

Закреплять знания детей о перелетных птицах, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, формировать художественно-творческие способности, побуждать детей создавать сюжетные композиции, продолжать закреплять умение делать аппликацию из бумаги.

Упражнение “Что у кого”,

Упражнение

“Скажи наоборот”.

Набор иллюстраций «Птицы», набор детской худ. литературы, д/и, настольные игры.

Прогулка

Наблюдение за Солнцем.

Чем выше солнце, тем теплее и длиннее день. От тепла тает снег, нагревается земля и появляются проталинки. Начинает расти трава.

П.И. «Воробышки и автомобиль»

Цель: упражнять в беге, учить бегать, не сталкиваясь друг с другом, Развивать умение действовать по сигналу.

Подвижная игра «Волк и овцы»

- упражнять в беге

Игра «Право — лево».

Цель: закрепить умение ориентироваться в пространстве.

Выносной инвентарь.

Вечер

Перескажи историю. “Как грач спас росток подсолнуха”.

Послушай сказку, рассмотри картинки. Правильно ли они расположенны.

Художественно-эстетическое развитие

Музыкальный досуг

Д/И «Кто лишний?».

Цель: развитие внимания, логического мышления, памяти.

Упражнение “Расскажи-ка”.

Прогулка

Наблюдение за наступающим вечером.

Цель: закрепление знаний детей о частях суток.

Подвижные игры «Ворона и воробей».

Цель: продолжать учить ориентировке в пространстве, развивать умение не наталкиваться друг на друга; вслушиваться в команду воспитателя; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Д/И  «Считай и называй»

Работа по развитию основных движений совершенствование координации движений (прыжках на одной и двух ногах)

Выносной инвентарь.

Работа с родителями

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей.

Распределение основных форм образовательной работы с детьми на АПРЕЛЬ месяц.

Лексическая тема: “Перелетные птицы”

Дата режимные моменты

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

Индивидуальная работа

Развивающая среда

Вторник

06.04.21

Утро

Беседа: «Чем питаются птицы?» (полный ответ!)

Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами).

Внешний вид птиц, обратите внимание на отличительные признаки (голова, туловище, лапы, крылья, глаза, клюв, хвост, шея, перья).

Рассмотрите изображения птиц, ответьте на вопросы.

У какой птицы самая длинная шея(у лебедя) 

У какой птицы самые длинные ноги(у цапли, журавля) 

У какой птицы длинный клюв(цапля, журавль) 

У какой птицы острый хвост(ласточка) 

Какие птицы умеют плавать(лебедь, утка, гусь)

Какие птицы прилетают весной первыми? 
(грач)

Д/И «Птичьи голоса
Кукушка – кукует. 
Ласточка – щебечет. 
Скворец – поет. 
Журавль – курлыкает. 
Утка – крякает. 
Гусь – гогочет.

Д/и «Один-много» образование множественного числа имени существительного (ворона-вороны и т. п.)

Набор иллюстраций «Птицы», набор детской худ. литературы, д/и, настольные игры.

Утренняя гимнастика

Комплекс №30.  Упражнения с кеглей.

Цель: организовать коллектив, “взбодрить” организм ребёнка к предстоящей деятельности.

Закрепить навыки равновесия.

Магнитофон, кегли

КГН

Учить детей правильно пользоваться столовым приборами, салфеткой, после еды благодарить взрослых и дежурных.

Закрепить последовательность

Набор для сервировки стола.

НОД

Художественно-эстетическое развитие

Рисование

«Скворец».

Цель: Передавать в рисунке нужную форму. Учить оценивать свои рисунки и рисунки товарищей. Развивать творческую активность.

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

Упражнение “Нелепица”

Упражнение

“Скажи одним словом”

Набор иллюстраций «Птицы», набор детской худ. литературы, д/и, настольные игры.

Прогулка

Наблюдения за грачами (внешний вид, повадки), познакомить детей с пословицей «Грачи на крыльях весну при несли»

Цель: дать понятие о том, что грачи являются вестниками весны, первыми возвращаются в родные места.

П/И «Птицелов»

Цель: Познакомить детей с правилами игры. Учить выполнять соответствие игровых действий правилам, проговаривать текст игры, произносить звукоподражания птиц.

Ситуативный разговор «Как ты поступишь, если увидишь, как разрушают гнезда птиц» Цель: воспитывать желание помогать птицам.

Упражнять в отбивании мяча двумя руками о землю

Выносной инвентарь.

Вечер

Чтение сказки “Как дятел спас дерево”.

Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению. Учить детей выделять основную мысль рассказа, давать характеристику поступкам главного героя.

Упражнение

“Считай и называй”

Д/И «Угадай из какой сказки»

Цель: закрепить знания о сказках.

Набор иллюстраций «Птицы», набор детской худ. литературы, д/и, настольные игры.

Прогулка

Повторить весенние месяцы и приметы весны. Какие из этих примет уже можно наблюдать, а какие еще не видны?

Упражнение “Четвертый лишний”

Закреплять умение прыгать на одной ноге.

Выносной инвентарь.

Работа с родителями

Консультация: «Что ребёнок должен знать о перелетных птицах». 

Распределение основных форм образовательной работы с детьми на АПРЕЛЬ месяц.

Лексическая тема: “Перелетные птицы”

Дата режимные моменты

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

Индивидуальная работа

Развивающая среда

Среда

07.04.21

Утро

Беседа с детьми «7 Апреля – День птиц» Цель: познакомить детей с традициями и обрядами  празднования этого дня.

В этот день в обычае было давать волю птицам. Люди, выкупали птиц у ловцов, выпускали их на волю. И пели. 

Уж вы пташечки, щебетушечки,

Прилетайте к нам,

Весну ясную, весну красную

Принесите нам! 

Что будет если исчезнут все птицы? Огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придет гибель.

Какую пользу приносят птицы человеку? Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

«Ответь на вопросы». 

Согласование числительных с существительными.
Сколько у утки лапок? (У утки две лапки.)
Сколько у кукушки крыльев?
Сколько у грача хвостов?
Сколько у журавля голов?
Сколько у цапли клювиков?
Сколько у птицы перышек?
Сколько у птицы глаз?

«Назови ласково» 

Птенец — птенчик, перо — перышко,

голова — головка, головушка, соловей — соловушка ,

шея — шейка,

крыло — крылышко и тд.

Набор иллюстраций «Птицы», набор детской худ. литературы, д/и, настольные игры.

Утренняя гимнастика

Комплекс №13. Упражнения с платочком

Цель: организовать коллектив, “взбодрить” организм ребёнка к предстоящей деятельности.

Закрепить навыки равновесия.

Магнитофон, платочки.

КГН

Навыки культурной еды.

Программное содержание: Закрепить навыки культурного поведения за столом, не класть локти на стол, бесшумно пить и кушать, пережевывать пищу с закрытым ртом.

А) Заучить потешку «Вкусная каша».

Закрепить последовательность

Набор для сервировки стола.

НОД

Физическое развитие

ФИЗО

Д/И  «Назови по описанию» - умение сравнивать предметы по представлению.

Заучивание стихотворений по алгоритмам.

Раскраски, трафареты, шаблоны

Прогулка

Наблюдение за птицами. Они весело щебечут на солнышке, радуясь теплу. Закрепить названия перелетных птиц.

П/и «Цветные автомобили»

Цель: учить действовать по сигналу; закреплять умение двигаться приставным шагом в разные стороны.

 «Прыгни дальше»

 Ц: учить прыгать в длину

Выносной материал: лопатки, ведерки, машинки, мячи

Вечер

Художественно-эстетическое развитие

Конструирование/ Ручной труд

“Птица из бумаги”

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины А. Саврасова

«Грачи прилетели». 

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства и переживания, учить составлять описательные рассказы по пейзажной картине; обогащать словарный запас определениями.

Упражнение “Скажи наоборот”.

Упражнение “Расскажи-ка”

Д/И: «Четвёртый лишний»

Цель: тренировать логическое мышление.

Прогулка

Наблюдения за погодой «Что изменилось?»

Цель: учить замечать изменения в погоде, сравнивать ее с утренней. Развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно –следственные связи.

Подвижные игры 

«Кто быстрее?».

Цель: упражнять в беге, развивать быстроту.

«Дальше и выше».

Цель: продолжать учить преодолевать полосу препятствий, прыгать легко, беззвучно.

Прыжки на месте на одной ноге.

Цель: развивать ловкость.

Самостоятельная деятельность детей на участке, игры с выносным материалом.

Работа с родителями

Инд. беседы с родителями о самочувствии детей

Рекомендации для родителей «Что прочитать детям о птицах?»

Распределение основных форм образовательной работы с детьми на АПРЕЛЬ месяц.

Лексическая тема: “Перелетные птицы”

Дата режимные моменты

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

Индивидуальная работа

Развивающая среда

Четверг

08.04.21

Утро

Беседа: «Где живут птицы?»

Какая первая забота у птиц весной? (поправить старые гнёзда и построить новые).

Из чего строят гнёзда птицы? (Из веточек, соломинок, глины, земли, из сухих травинок, лоскутков, пушинок).

Где птицы строят свои гнёзда? (На деревьях, на земле, под крышей, в кустах).

-Грачи строят гнёзда на высоких деревьях. Грач приносит ветки, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но от гнезда одна из птиц не улетает, иначе гнездо займёт другая пара птиц.

-Ласточки строят гнёзда под крышами домов, делая узкое горлышко, чтобы не забралась в гнездо кошка. Строительный материал — это глина, земля, а склеивается всё слюной самой птицы. Ласточки прилетают к нам в середине мая.

-Кукушка не строит гнездо и не сидит на яйцах. Она откладывает их на землю, а затем переносит клювом в гнездо к какой-нибудь птице.

Игра «Назови семью».

Утка – селезень – утенок; Гусыня – гусь – гусенок;

Грач – грачиха – грачонок; Скворец – скворчиха – скворчонок.

Игра «Назови птенца»

У кукушки – кукушонок, кукушата.

У журавля — журавленок, журавлята.

У скворца — скворчонок, скворчата.

У лебедя — лебеденок, лебедята.

У грача — грачонок, грачата.

У утки — утенок, утята.

У аиста – аистенок, аистята.

У гуся – гусенок, гусята.

Игра «Четвёртый - лишний»

(назвать лишнее и объяснить свой выбор)
Ласточка, волк, заяц, кошка (лишняя ласточка, потому что это - птица, а остальные - животные) Скворец, собака, кукушка, соловей.
Воробей, голубь, журавль, синица.
Грач, лебедь, утка, ворона

Набор иллюстраций «Птицы», набор детской худ. литературы, д/и, настольные игры.

Утренняя гимнастика

Комплекс №5. Упражнения с кубиками

Цель: организовать коллектив, “взбодрить” организм ребёнка к предстоящей деятельности.

Закрепить навыки равновесия.

Магнитофон. Кубики.

КГН

Воспитание навыков культурного поведения.

Программное содержание: Продолжать учить детей первыми здороваться со взрослыми. Соблюдать в группе порядок и чистоту.

А)Дидактическая игра «Самая лучшая хозяйка».

Б) Потешки:

Закрепить последовательность

Набор для сервировки стола.

НОД

Художественно-эстетическое развитие

Музыка

Д/И  «Собери картинку (разрезанные картинки)»

Цель: развивать логику и мышление.

Д/И:  «Нелепица»

Набор иллюстраций «Птицы», набор детской худ. литературы, д/и, настольные игры.

Прогулка

направлениях, не наталкиваясь друг на друга,

начинать движение и менять его по сигналу

воспитателя, находить свое место.

Прогулка Наблюдение за облаками. Предложить детям найти на небе облако похожее на птицу, описать эту птицу, дать ей название.

Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа.

П/И «Выше ноги от земли». Цель: развивать ловкость, быстроту реакции.

П/ и «Кто дальше бросит?» Цель: развивать координацию движений, умение придавать силу броску.

И. у «Кто впереди».

Цель: учить наблюдать, бегать, не наталкиваясь друг на друга.

Выносной инвентарь

Вечер

Физическое развитие

ФИЗО

Чтение стихотворения «Ласточка» А. Майкова.

Уточнить представления детей о сезонных изменениях в жизни птиц, помочь вспомнить некоторых перелетных птиц (грач, ласточка, скворец и др.), показать их (на картинках); рассказать, что первыми прилетают грачи.

Игра на сплочение детского коллектива.

Игровая ситуация

«Ласковые имена»

Цель: установление положительного контакта между детьми.

Описание: Взрослый предлагает детям «Назови своего соседа ласковым именем так, чтобы ему было приятно.

«Что дальше?» - закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня. Учить использовать в речи конструкции предположения, аргументировать ответы.

Прогулка

Наблюдение за голубями.

Задачи: продолжать закрепление знаний о птичьем мире; уточнять, чем питаются и где живут птицы, как человек ухаживает за ними.

Подвижная игра «Бездомный заяц»

Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве, действовать в соответствии с правилами игры.            

П/и «Ловишки»

Формировать умение образовывать круг, повторять слова и движения за педагогом

Прыжки на одной ноге, воспитывать чувство равновесия.

Выносной инвентарь

Работа с родителями

Поговорить с родителями о самочувствии детей.  Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.

Распределение основных форм образовательной работы с детьми на АПРЕЛЬ месяц.

Лексическая тема: “Перелетные птицы”

Дата режимные моменты

Специально организованная деятельность

Совместная деятельность

Индивидуальная работа

Развивающая среда

Пятница

09.04.21

Утро

ОПИСЫВАТЬ И СРАВНИВАТЬ ПТИЦ ПО ПЛАНУ:
Зимующая или перелётная птица? 
Почему их так называют? 
Внешний вид (хвост, голова, крылья, туловище, клюв, перья, расцветка…) 
Чем питается? 
Где живёт – дупло, скворечник, гнездо…
СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.
Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

ОДИН - МНОГО.
Кукушка – кукушки. 
Журавль - журавли. 
Скворец - скворцы. 
Соловей - соловьи. 
Жаворонок – жаворонки. 
Лебедь - лебеди. 
Грач - грачи. 
Утка - утки. 
Ласточка – ласточки. 
Грачонок – грачата.
Аист – аисты. 
Гусенок – гусята.

Игровое упражнение

“Танины марки”.

Упражнение

“Рассмотри и назови”

Набор иллюстраций «Птицы», набор детской худ. литературы, д/и, настольные игры.

Утренняя гимнастика

Комплекс №25. Упражнения с обручем

Цель: организовать коллектив, “взбодрить” организм ребёнка к предстоящей деятельности.

Закрепить навыки равновесия.

Магнитофон, стулья.

КГН

Учить детей правильно пользоваться столовым приборами, салфеткой, после еды благодарить взрослых и дежурных.

Закрепить последовательность

Набор для сервировки стола.

НОД

Социальное развитие.

Экологическое воспитание.

Что будет если исчезнут все птицы? Огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, всему животному миру, придет гибель.

Какую пользу приносят птицы человеку? Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.

Физическое развитие

ФИЗО

Заучивание стихотворений по алгоритмам.

Игровые упражнения «Обведи и раскрась»

Цель: развитие мелкой моторики.

Набор иллюстраций «Птицы», набор детской худ. литературы, д/и, настольные игры.

Прогулка

Наблюдение за погодой. Вспомнить, какая погода была первые недели весны, какая сейчас.

Познакомить с народными приметами.  «Где в апреле река, там в июле лужица.

Апрель – месяц обманчивый.» Как дети понимают эти пословицы и приметы?

 П/И «Бездомный заяц». Цель: развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.

П/и «Чье звено скорее соберется?»

Цель: упражнять в умении строиться в круг

Ситуативный разговор «Нужны ли птицы в природе? Что было бы, если исчезли  все птицы?»

Цель: развивать логическое мышление

П/И «По дорожке на одной ножке»

Цель: упражнять детей в прыжках на одной ноге с продвижением вперед

Выносной инвентарь

Вечер

Чтение сказки В. Гаршин «Лягушка путешественница».

Задачи: учить детей следить за развитием сюжета, отвечать на вопросы о действиях персонажей. Формировать интерес к книге, умение выражать свои впечатления при помощи речи.

Упражнение “Расскажи-ка”

Д/И «Расскажи без слов». «Что это за птица?»

Цель: познакомить с пантомимой.

Игровое упражнение «Когда это бывает» 

Закреплять представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь

Набор иллюстраций «Птицы», набор детской худ. литературы, д/и, настольные игры.

Прогулка

Наблюдение за погодой.

Задачи: предложить детям охарактеризовать погоду, составить сравнительный рассказ «Погода утром и вечером». Учить использовать точные характеристики погоды, образные выражения.

Упражнение “Прятки”

 

П.игра «Быстрее ветра», «Кто смелее?»

- обогащение двигательного опыта детей, равновесия.

Учить гулять, стараясь не пачкаться, бережно относиться к своей одежде, ставить сушить свою обувь после прогулки.

Способствовать формированию у детей положительных эмоций, активности в самостоятельной двигательной деятельности.

Выносной инвентарь

Работа с родителями

Поговорить с родителями о самочувствии детей.  Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по лексической теме: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ.

Данный материал предназначен для проведения совместной деятельности с детьми. В нем представленны стихи, загадки, пальчиковые и подвижные  игры, рассказы по лексической теме....

Лексическая тема «Перелетные птицы»

Конспект логопедического занятия по связной речи....

Логопедическое занятие в подготовительной группе детей с ОНР Тема: «Автоматизация звука Л в связной речи». Лексическая тема «Перелетные птицы».

Тема: « Автоматизация звука Л в связной речи»Лексическая тема «Перелетные птицы»Задачи:Коррекционно-образовательные: уточнить словарь по теме «Перелётные птицы»; закрепить навык произношения звука [Л]...

Занятия по математике в средней группе. Лексическая тема: "Перелетные птицы"

Занятие составлено по программе Н.В.Нищевой "Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР"...

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...