Методическая разработка занятия по развитию речи с применением технологии «Комментированное чтение».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)
В данной методической разработке приведён конкретный пример комментированного чтения сказки с вопросами, ответами и рассуждениями детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kommentirovannoe_chtenie.docx | 22.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятия по развитию речи с применением технологии «Комментированное чтение».
Основная цель: прививать интерес к осмысленному чтению.
Задачи:
- учиться соотносить жизненные ситуации с прочитанным
- учиться соотносить читаемое с ранее прочитанным
- учиться рассуждать над текстом, делать выводы, умозаключения
- побуждать к пересказыванию, последующему обсуждению
Комментированное чтение - это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.
Комментированное чтение используется для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.
Педагог читает авторское произведение, или рассказывает народное - медленно и выразительно, с остановками, принимает любое мнение детей, но не комментирует его.
Словарная работа - комментирование (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его)
Ход занятия:
- Я часто наблюдаю, как вы спорите «кто из вас какой?»
- (дети) Да! Аня всегда любит спорить, что она первая!
- Она любит первая стоять. А сама не первая;
- Почему?
- Мы быстрее все делаем, лучше. А она нет. А первая встает.
- Что надо делать, чтоб быть первым?
- Надо делать все хорошо. И быстро.
- Верно. Надо делом доказывать то, что ты такой, как говоришь.
- Мы почитаем сегодня историю, которая , как раз об этом. И еще кое о чем...
Догадаемся после.
Чтение:
Заспорили раз медведь с лисой, - кто из них какой?»
- Чем они могли похвалиться, как вы думаете?
- Медведь сильный. Он большой. Он «Теремок» сломал в сказке.
Медведь на самом деле большой. Больше человека: мы в цирке видели.
- А лиса всегда хитрая, всех обманывает.
- Верно. Давайте узнаем, так ли в нашей книге. И чем звери это доказывают.
Чтение:
- Я самый большой и сильный, - говорит медведь. И давай деревья валить да из
земли вытаскивать, силушкой хвалиться. Чуть все не повалил, так расходился. - Что здесь значит слово «расходился»?
- Чуть деревья не повалил, плохо себя вел.
- Верно. Еще можно было бы сказать «разбушевался».
- Твоя правда, - лиса отвечает, - только я самая хитрая. И красивая. Во всем лесу
красивее не сыщешь.
Сказала и - прыг к зеркальцу, губки красить да пудрить, сама себя размалевывать.
И впрямь - раскрасавица!
Тут волк подошел. ( пауза )
- Волк всегда злой. Страшный. Голодный.
Чтение:
- Зато я, - говорит, - самый страшный и злой. Всяк в лесу меня бояться должен. И давай рычать, на всех кидаться, шерсть на загривке топорщить. Ужас как
разошелся, еле уняли.
На шум подошел поросенок. Прислушался и про себя подумал: «Я, наверное,
никакой. Не сильный, не хитрый, да и не злой».
Спрашивает:
- А я какой?
- Испугался он разошедшихся, разбушевавшихся зверей? Почему?
- Нет, Он, наверное, смелый.
- Ему знать хотелось. Он любопытный.
Чтение:
Стали звери думать.
- Что подумали звери про поросенка?
- Что он грязный!!!
- Почему?
- Поросята всегда грязные.
- Они в луже валяются.
- Почитаем, узнаем, что думают звери.
Чтение:
Стали звери думать.
- Ты, наверное, самый грязный, раз ты поросенок, - сказал медведь.
- Сам ты грязный! - обиделся поросенок.
- Почему поросенок обиделся?
- Наверное, он не грязный был.
- Да. раз обиделся - значит не грязный.
- Давайте еще раз прочтем внимательно.
Чтение с форсированным логическим ударением.
Стали звери думать.
Ты, наверное, самый грязный, раз ты поросенок, - сказал медведь.
- Видите, значит он не был грязным просто про поросят все так думают. На самом деле,
люди, держащие поросят, говорят, что это чистые животные. А в грязи валяются тогда,
когда им необходимо избавиться от зловредных насекомых, которые их кусают. Так же в
природе поступают многие животные и птицы. Так что это не от любви к грязи, а по
необходимости.
Итак, поросенок грязным не был. Вы согласны?
- Да.
- И лиса согласна:
Чтение:
- Конечно, никакой он не грязный, - сказала лиса, - скорее он самый вкусный.
(Пауза)
Они его съедят! Они все хищники!
- А медведь всеядный!
Он не даст поросенка. Он, может, заступится. Медведи иногда заступаются.
- Да. Он не злой! Это волк злой, а медведь сильный.
- Поросенок убежит.
- Сейчас узнаем.
Чтение:
Поросенок взглянул на волка и вздохнул:
- Нет, медведь прав. Наверное, я самый грязный, - сказал и скорее полез в лужу...
(Пауза. Закрываю книгу.)
- Все?
- Да, все. Дальше ничего нет.
- Чем закончилась эта история? Или сказка? Это сказка или нет?
- Как начинается обычно, традиционно сказка? Вспомните.
- Жили - были, в некотором царстве...
- - да, там еще много написано, что случилось. А тут немного. Тут сразу волк с
лисой спорить стали. - Здесь не говорят, где они жили-были. как в сказках.
- Все звери всегда в лесу живут. А настоящие звери не говорят
- Да. А эти говорят. Только в сказках говорят звери. Это тогда сказка.
Да. Не традиционная, не русская народная, а авторская. Ее сочинил Дмитрий Трубин.
Он нарочно поставил в конце три точки, не досказал, что было потом
- Нет! Он грязным стал!
- А его можно помыть и съесть! (спорят)
- Можно конечно помыть и съесть! А звери захотят это делать?
- Нет.
- Почему?
- А он их не боится. Он сам к ним пришел.
- Он хитрый оказался.
- Нет! Это лиса хитрая! А он догадался, что лучше быть грязным, чем его съедят.
- Да. Он понял, что лучше быть грязным, чем вкусным. Он сделал свой выбор. Нам всем
когда-то приходится делать выбор. И решать свою судьбу. Поросенку хотелось быть
грязным?
Нет!!!
- Подтвердим это текстом:
Чтение:
Поросенок взглянул на волка и вздохнул:
- Нет, медведь прав. Наверное, я самый грязный, - сказал и скорее полез в лужу...
- Он вынужден был сделать этот выбор. Почему?
- Чтобы его не съели.
- Съедят его звери теперь?
- Нет.
- Почему?
- Потому, что грязный.
- Нет. Он умный.
- Правильно, умный. Еще как можно сказать?
- Догадливый, сообразительный.
- А другие звери , - вспомним, - какие?
- Волк злой, страшный.
- Медведь - самый сильный.
- Лиса красивая, хитрая.
- Поросенок умный.
- Правильно. Все разные. И в жизни так! В каждом из нас есть что-то самое выдающееся.
И за это нас уважают.
Понравилась вам сказка? Она маленькая, давайте прочтем еще раз, чтобы запомнить.
И вы сможете рассказать ее дома вечером. И полюбопытствовать: а как поймут выбор
поросенка взрослые?
Чтение без комментирования.