Методическая разработка занятия по развитию речи с применением технологии «Комментированное чтение».
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Коломенская Елена Владимировна

В данной методической  разработке  приведён конкретный пример комментированного чтения сказки с вопросами, ответами и рассуждениями детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kommentirovannoe_chtenie.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка занятия по развитию речи с применением технологии «Комментированное чтение».

Основная цель: прививать интерес к осмысленному чтению.

Задачи:

  • учиться соотносить жизненные ситуации с прочитанным
  • учиться соотносить читаемое с ранее прочитанным
  • учиться рассуждать над текстом, делать выводы, умозаключения
  • побуждать к пересказыванию, последующему обсуждению

Комментированное чтение - это чтение, сопровождающееся пояснением, толкованием текста в форме объяснений, рассуждений, предположений.

 Комментированное чтение используется для того чтобы показать, каким мог бы быть наш "диалог с автором", обеспечить "погружение" в текст.

Педагог читает авторское произведение, или рассказывает народное - медленно и выразительно, с остановками, принимает любое мнение детей, но не комментирует его.

Словарная работа - комментирование (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения. В этом случае она становится мотивированной и интересной: ведь именно по ходу чтения становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, а само слово толкуется в контексте, а не вне его)

Ход занятия:

-  Я часто наблюдаю, как вы спорите «кто из вас какой?»

  • (дети)   Да! Аня всегда любит спорить, что она первая!
  • Она любит первая стоять. А сама не первая;
  • Почему?
  • Мы быстрее все делаем, лучше. А она нет. А первая встает.
  • Что надо делать, чтоб быть первым?
  • Надо делать все хорошо. И быстро.
  • Верно. Надо делом доказывать то, что ты такой, как говоришь.
  • Мы почитаем сегодня историю, которая , как раз об этом. И еще кое о чем...

Догадаемся после.

Чтение:

Заспорили раз медведь с лисой, - кто из них какой?»

  • Чем они могли похвалиться, как вы думаете?
  • Медведь сильный. Он большой. Он «Теремок» сломал в сказке.

     Медведь на самом деле большой. Больше человека: мы в цирке видели.

  • А лиса всегда хитрая, всех обманывает.
  • Верно. Давайте узнаем, так ли в нашей книге. И чем звери это доказывают.

Чтение:

  • Я самый большой и сильный, - говорит медведь. И давай деревья валить да из
    земли вытаскивать, силушкой хвалиться. Чуть все не повалил, так расходился.
  • Что здесь значит слово «расходился»?
  • Чуть деревья не повалил, плохо себя вел.
  • Верно. Еще можно было бы сказать «разбушевался».
  • Твоя правда, - лиса отвечает, - только я самая хитрая. И красивая. Во всем лесу
    красивее не сыщешь.

Сказала и - прыг к зеркальцу, губки красить да пудрить, сама себя размалевывать.
И
 впрямь - раскрасавица!

Тут волк подошел. ( пауза )

  • Волк всегда злой. Страшный. Голодный.

Чтение:

  • Зато я, - говорит, - самый страшный и злой. Всяк в лесу меня бояться должен. И давай рычать, на всех кидаться, шерсть на загривке топорщить. Ужас как
    разошелся, еле уняли.

 На шум подошел поросенок. Прислушался и про себя подумал: «Я, наверное,
никакой. Не сильный, не хитрый, да и не злой».

Спрашивает:

  • А я какой?

  • Испугался он разошедшихся, разбушевавшихся зверей?        Почему?
  • Нет, Он, наверное, смелый.
  • Ему знать хотелось. Он любопытный.

Чтение:

Стали звери думать.

  • Что подумали звери про поросенка?
  • Что он грязный!!!
  • Почему?
  • Поросята всегда грязные.
  • Они в луже валяются.
  • Почитаем, узнаем, что думают звери.

Чтение:

Стали звери думать.

  • Ты, наверное, самый грязный, раз ты поросенок, - сказал медведь.
  • Сам ты грязный! - обиделся поросенок.
  • Почему поросенок обиделся?
  • Наверное, он не грязный был.
  • Да. раз обиделся - значит не грязный.
  • Давайте еще раз прочтем внимательно.

Чтение с форсированным логическим ударением.

Стали звери думать.

Ты, наверное, самый грязный, раз ты поросенок, - сказал медведь.

  • Видите, значит он не был грязным просто про поросят все так думают. На самом деле,
    люди, держащие поросят, говорят, что это чистые животные. А в грязи валяются тогда,
    когда им необходимо избавиться от зловредных насекомых, которые их кусают. Так же в
    природе поступают многие животные и птицы. Так что это не от любви к грязи, а по
    необходимости.

Итак, поросенок грязным не был. Вы согласны?

  • Да.
  • И лиса согласна:

Чтение:

  • Конечно, никакой он не грязный, - сказала лиса, - скорее он самый вкусный.

(Пауза)

 Они его съедят! Они все хищники!

  • А медведь всеядный!

     Он не даст поросенка. Он, может, заступится. Медведи иногда заступаются.

  • Да. Он не злой! Это волк злой, а медведь сильный.
  • Поросенок убежит.
  • Сейчас узнаем.

Чтение:

Поросенок взглянул на волка и вздохнул:

  • Нет, медведь прав. Наверное, я самый грязный, - сказал и скорее полез в лужу...

(Пауза. Закрываю книгу.)

  • Все?
  • Да, все. Дальше ничего нет.
  • Чем закончилась эта история? Или сказка? Это сказка или нет?
  • Как начинается обычно, традиционно сказка? Вспомните.
  • Жили - были, в некотором царстве...
  • - да, там еще много написано, что случилось. А тут немного. Тут сразу волк с
    лисой спорить стали.
  • Здесь не говорят, где они жили-были. как в сказках.
  • Все звери всегда в лесу живут. А настоящие звери не говорят
  • Да. А эти говорят. Только в сказках говорят звери. Это тогда сказка.

Да. Не традиционная, не русская народная, а авторская. Ее сочинил Дмитрий Трубин.
Он нарочно поставил в конце три точки, не досказал, что было потом

  • Нет! Он грязным стал!
  • А его можно помыть и съесть! (спорят)
  • Можно конечно помыть и съесть! А звери захотят это делать?
  •  Нет.
  • Почему?
  • А он их не боится. Он сам к ним пришел.
  • Он хитрый оказался.
  •    Нет! Это лиса хитрая! А он догадался, что лучше быть грязным, чем его съедят.
  • Да. Он понял, что лучше быть грязным, чем вкусным. Он сделал свой выбор. Нам всем
    когда-то приходится делать выбор. И решать свою судьбу. Поросенку хотелось быть
    грязным?

   Нет!!!

  • Подтвердим это текстом:

Чтение:

Поросенок взглянул на волка и вздохнул:

  • Нет, медведь прав. Наверное, я самый грязный, - сказал и скорее полез в лужу...
  • Он вынужден был сделать этот выбор. Почему?
  • Чтобы его не съели.
  • Съедят его звери теперь?
  • Нет.
  • Почему?
  • Потому, что грязный.
  • Нет. Он умный.
  • Правильно, умный. Еще как можно сказать?
  • Догадливый, сообразительный.
  • А другие звери , - вспомним, - какие?
  • Волк злой, страшный.
  • Медведь - самый сильный.
  • Лиса красивая, хитрая.
  • Поросенок умный.
  • Правильно. Все разные. И в жизни так! В каждом из нас есть что-то самое выдающееся.
    И за это нас уважают.

Понравилась вам сказка? Она маленькая, давайте прочтем еще раз, чтобы запомнить.

И вы сможете рассказать ее дома вечером. И полюбопытствовать: а как поймут выбор
поросенка взрослые?

Чтение без комментирования.