Личностно-ориентированный подход к развитию детей с общим недоразвитием речи при работе с помощью мнемотаблиц
методическая разработка по развитию речи

Иванова Елена Александровна

Индивидуальный подход, общее недоразвитие речи, развитие связной речи, работа с мнемотаблицами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova-statya.docx22.12 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова Е.А., Рыбко Е.А.

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ РАБОТЕ С ПОМОЩЬЮ МНЕМОТАБЛИЦ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №7 «Созвездие» город Чебоксары, Чувашская Республика

Проблема личностно-ориентированного подхода к развитию детей с общим недоразвитием речи (ОНР) является одной из важнейших в теории и практике логопедии. Сложность и многогранность этой проблемы объясняется увеличением числа видов и форм речевых нарушений, отрицательно влияющих на психическое развитие ребенка, отражающихся на его деятельности, поведении, социальной адаптации. В связи с этим в настоящее время становиться все более актуальным личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию детей с общим недоразвитием речи. В практике личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с детьми приоритетным является развитие личности ребенка. Основополагающим для нашего исследования стали положения о содержании и методах коррекционного воздействия на детей с речевыми нарушениями с целью личностного развития (Е.Ф.Архипова, Б.М.Гриншпун, Н.И.Кузьмина, Р.Е.Левина, В.И.Рождественская, Н.В.Нищева, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина и др.).

Одной из важнейших проблем в логопедической практике является формирование связной речи у детей с ОНР. Практика показывает, что большинство поступающих в школу детей не владеют навыками связной речи в достаточном объёме, и у детей появляются все вытекающие отсюда проблемы, вплоть до неуспеваемости в школе. Правильная, хорошо организованная коррекционная работа по формированию связной речи в сочетании с личностно-ориентированной  технологией включает в себя:

- разноуровневый подход — ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного  ребенку;

- дифференцированный подход — выделение групп детей на основе внешней (точнее, смешанной) дифференциации: по знаниям, способностям;

- индивидуальный подход — распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям, социальной (профессиональной) направленности;

- субъектно-личностный подход - отношение к каждому ребёнку как к уникальности, несхожести, неповторимости; позволяет сгладить имеющиеся отклонения и помочь ребенку максимально комфортно адаптироваться в  социальной среде.  

Для работы в этом направлении был составлен перспективный план, в который были включены следующие этапы по развитию речи детей с помощью приемов мнемотехники:

1. На данном этапе вводили элементы схем и символов. Например, обозначения цвета, формы, величины, действия.

2. На втором этапе использовали элементы опорных схем, символов во всех видах непосредственной образовательной деятельности (в дальнейшем НОД) и в различных видах детской деятельности. Руководствовались тем, что у ребёнка не должно быть «привыкания», что этот символ применим только в какой-то одной области, потому что символ универсален.  

3. На третьем этапе вводили прием от противного или прием отрицания. Например, не гладкий, не сладкий и т.п.

4. Четвертый этап – этап обучения сочетанию символов, «чтения» цепочки символов.

5. На пятом этапе организовывали самостоятельный поиск детьми изображений, символизирующих какое-либо качество. Задачей этого этапа был активный поиск изображений.

6. На следующем этапе учили детей рассматривать таблицы и разбирать содержание того, что на ней изображено.

7. В процессе седьмого этапа учили детей перекодированию информации, т.е. преобразованию из абстрактных символов в образы.

8. Восьмой этап был заключительным, здесь уже пересказывали сказку или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших самостоятельно.

На всех этапах коррекционной работы использовался метод наглядного моделирования.

Моделирование начиналось с простого замещения предметов, ведущего к использованию символов и знаков. Оказалось, что именно наглядные модели, которые включают в себя опорные картинки, схемы, опорные символы или мнемотаблицы помогают ребенку намного легче представить предмет, выявить отношения между предметами.

 При обучении детей составлению описательных рассказов по схемам решаются следующие задачи:

- развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

- формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа - описания предмета;

- овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

В результате  хорошо организованной коррекционной работы по формированию связной речи с помощью приемов мнемотехники, в сочетании с личностно-ориентированной  технологией, были достигнуты следующие достижения:

1. Развитие присущих ребенку личностных качеств и способностей.

2. Формирование положительной Я – концепции.

3. Развитие творческих способностей.

4. Овладение навыков самопознания.

5. Развитие индивидуальности ребенка с учетом социальных требований и запросов.

6. У родителей появилась осознанная причастность к воспитанию творческой, инициативной, самостоятельной личности.

7. У педагогов расширились знания уровня развития, темпа развития каждого ребенка и учет индивидуальности каждого ребенка.

8. Появились условия для всестороннего развития ребенка с речевой патологией в целях обогащения социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

9. Создавались педагогические ситуации общения, позволяющие каждому ребенку проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность к способам работ без боязни ошибиться.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи.

В данной статье представлено обоснование значимости влияния моделирования на умственное и речевое развитие детей с общим недоразвитием речи. Предлагаю конкретные методы и приемы работы с детьми по это...

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей с общим недоразвитием речи

Использование дидактических игр для коррекции речевого развития детей  с общим недоразвитием речи....

Структура неосознаваемых взаимоотношений ребенка в семье, их роль в создании единого пространства развития детей с общим недоразвитием речи

Использование потенциала семьи при реализации коррекционных задач.Открытые занятия совместно с родителями.Методы формирования мотивации для успешной деятельности....

Опыт работы: Театрализованные спектакли как средство развития детей с общим недоразвитием речи.

Представление опыта организации музыкально-театрализованной деятельности с детьми с нарушениями речи в коррекционной группе. Возможности взаимодействия специалистов в процессе коррекции недостатков...

Использование технологии обучения составлению загадок детей с общим недоразвитием речи (опыт работы)

Опыт работы был представлен в виде "Педагогической гостиной" на округ в 2010 году и содержал в себе выступление с презентацией, открытый показ фрагмента занятия в подготовительной группе для детей с О...

Особенности развития детей с общим недоразвитием речи.Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми логопедических групп.

Основные направления совместной деятельности логопеда и музыкального руководителя в работе с детьми коррекционных групп...

Художественно-эстетическое развитие: изобразительное искусство, как форма развития детей с общим недоразвитием речи.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, основными задачами дошкольного обучения являются сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, разви...