технологическая карта В.Бианки Купание медвежат
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность действий. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_v.bianki_kupanie_medvezhat.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная область:  «Речевое развитие». 

Раздел: Развитие речи.

Тема: Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат»

Педагогическая цель:   Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Задачи:

1. Совершенствовать синтаксическую сторону речи: упражнять в составлении простых предложений самостоятельно, опираясь на схемы.

2. Совершенствовать связную речь.

3. Расширять словарный запас.

4. Совершенствовать умение целостно и эмоционально воспринимать произведение с природоведческим     содержанием.

5. Развивать зрительную память, мышление, координацию движений.

6. Воспитывать культуру речевого общения.

7. Воспитывать любовь к животным.

Планируемые результаты:   Умеют пересказывать текст опираясь на графические схемы.

 Освоение содержания образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Виды деятельности:   Речевая, двигательная, коммуникативная.

Средства реализации:  Использование ИКТ (презентация).

Словарная работа:  медведица, медвежонок, шлепок, шиворот, окунать, догнала, надавала,  испугался.

Организационная структура занятия

Этапы деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Мотивационно -побудительный

Воспитатель: Друг на друга посмотрели,
Крепко за руки взялись.
Влево вправо повернулись,
И друг другу улыбнулись.

Коммуникативная:проявляют интерес. Слушают воспитателя.

Организационно-поисковой

Воспитатель:  Ребята, вы любите отгадывать загадки?  Я вам загадаю сейчас загадку, а вы отгадайте о ком идёт речь:

«Живут эти звери в лесу. Они большие и сильные. Зимой они любят поспать. Сластенами их зовут, потому что они любят кушать мед».

Воспитатель: Догадались, что это за звери?

Воспитатель: Правильно, это медведи. (показ картины с изображением медведя)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему этих животных так называют?

Дидактическая игра: «Придумай ласковое слово»

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Придумай ласковое слово». Как вы ласково назовете медведя?

 - Молодцы, ребята.

 

2.Чтение рассказа.

Воспитатель: Ребята, сегодня  я вам прочитаю рассказ «Купание медвежат». Знакомство с писателем в презентации.
 

 «Из чащи леса вышли на берег речки большая бурая медведица и с ней два весёлых медвежонка. Медведица схватила одного медвежонка зубами за шиворот и давай окунать в речку.

Медвежонок громко визжал и барахтался изо всех сил, но мать не выпускала его, пока хорошенько не выполоскала в воде.

Другой медвежонок испугался такой холодной ванны и пустился удирать в лес.

Мать догнала его и надавала шлепков, а потом - в воду, как и первого.

 Очутившись снова на земле, оба малыша остались очень довольны купанием. День был знойный, и медвежатам было очень жарко в густых лохматых шубах. Холодная вода хорошо освежила их.»

Воспитатель: Ребята, вы внимательно слушали, скажите, о ком этот рассказ? Кто вышел из леса?  Воспитатель показывает картинку с изображением медведя с медвежатами.

 - А что означает слово «бурая»?

(Значение слова по словарю Ушакова: 
Серовато-коричневый.  Черный
 с красноватым отливом (о масти лошади, о цвете шерсти). Бурый медведь.)

Воспитатель: Куда вышла медведица с медвежатами? 

 Воспитатель: И что медведица сделала?

 - А что значит «за шиворот»? (С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. за шиворот -за ворот, за воротник.) 

 - А почему так делают животные? 

 Воспитатель: Медведица окунала медвежонка или просто держала? 

 А что значит «окунать»? Как можно сказать по- другому? 

 Воспитатель: Медведица купает медвежонка, заботиться о нём, значит она какая? 

 Воспитатель: Какие слова близкие по значению можно подобрать к слову заботливая? 

 Воспитатель: Обратите внимание на внешний вид медведицы. Что можно сказать о её размере? 

 Воспитатель: Как сказать по - другому? 

 Воспитатель: Как вы думаете, страшно маленькому медвежонку купаться в реке? 

 Воспитатель: Что сделал второй медвежонок? 

 Воспитатель: Что сделала мама-медведица медвежонку? 

  -  А что значит слово  «шлепок»? (Толковый словарь Ожегова. шлепок - удар плашмя (чем-нибудь мягким), шлепнула легонько, не больно, любя).

Воспитатель: Почему медведица всё - таки заставляет медвежат купаться? Вспомните, о каком времени года говорится в произведении? Ребята, как в рассказе назван очень жаркий день (знойный) Так почему же мама привела медвежат купаться? 

 Воспитатель: Остались ли медвежата довольны купанием? 

 Воспитатель: Какие вы сказки знаете про медведей?

Мы сейчас с вами поиграем в сказку «Три медведя».

Физминутка: «Три медведя».

Три медведя в сказке жили,

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Вперевалочку ходили.

Идут, переваливаясь из стороны в сторону.

К ним девчушка прибежала,

Бег на месте.

В дом зашла и увидала:

Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга.

Стол большущий у окна,

Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке.

Стула три – вот это да.

Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально.

Чашки три, и ложки три,

Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и касаются округлыми пальцами друг друга.

Три кровати: посмотри.

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

Ела Маша и пила,

Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту.

На кроватку прилегла

Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге.

И уснула сладким сном.

Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках.

Что случилось потом?

Руки слегка разводят в сторону.

Тут медведи воротились,

Идут, переваливаясь из стороны в сторону.

Увидев Машу, рассердились.

Руки на пояс, делают сердитое лицо.

Маша очень испугалась

Изображают испуганное лицо.

И домой она умчалась.

 Бег на месте.

Воспитатель: Я вам  прочитаю рассказ, вы слушайте внимательно, потом мы будем рассказывать. А читать рассказ буду с помощью схем.

Воспитатель во время чтения выставляет графические схемы.

Пересказ рассказа по графическим схемам: (индивидуально или по цепочке всеми детьми)

Воспитатель: Ребята, постарайтесь в своих рассказах употребить те слова и выражения, которые мы использовали при чтении текста.

Воспитатель: Ребята, пересказывать такой большой рассказ одному сложно. А если разбить текст на части, его можно пересказать втроем, даже вчетвером. Сначала надо рассказать о том, как медведи пришли на речку, потом как медведица полоскала первого малыша.

А потом?

А потом? 

И чем завершить пересказ? 

 Воспитатель: Ребята, пожалуйста, кто желает рассказать по схемам? А как вы назовёте свой рассказ? (вызывает 2-3 детей к мольберту)

Коммуникативная: отвечают на вопросы

 

-  Медведи.

-  Потому что они ведают (знают), где есть мёд.

- Медвежонок, Мишутка и т.д.

Слушают чтение рассказа.

 - О медведях.

 - Из леса вышла бурая медведица с медвежатами.

 - Серовато-коричневый.  

 - Медведица с медвежатами вышли к реке.

- Медведица схватила медвежонка за шиворот.

 - За воротник.

 - Чтобы успокоить детёнышей.

 - Медведица окунала      медвежонка.

 - Погружать, опускать.

 - Медведица заботливая.

 - Медведица любящая, внимательная.

 - Медведица большая.

 - Огромная, здоровенная, большущая.

 - Медвежонку страшно купаться в реке.

 -  Испугался и убежал.

 - Медведица догнала и надавала медвежонку шлепков.

  - Шлепок – это значит удар.

 - Летом очень жарко, медвежата в густых, лохматых шубах, шерсть у медвежат загрязнилась, им было очень жарко.

  - Медвежата остались довольны купанием.

 -  «Маша и медведь», «Три медведя» и т.д.

Повторяют движения за воспитателем.

 - Как убежал медвежонок в лес. Как купали второго медвежонка. Выкупанные медвежата остались довольны.

Выходят 2-3 ребенка, пересказывают рассказ по схеме.

Рефлексивно-оценочный

Итог:

Воспитатель: С каким рассказом вы сегодня познакомились?

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из рассказа?

Воспитатель: Какие новые слова и выражения вы сегодня узнали? 

Воспитатель: Ребята, а чей рассказ вам больше всего понравился?

Молодцы ребята!

 - «Купание медвежат».

 Ответы детей.

 - Бурая, за шиворот, окунала, знойный и т.д.

Ответы детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация». Вид непосредственно образовательной деятельности: развитие речи. Тема занятия: Пересказ рассказа В. Бианки. «Купание медвежат».

Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.Задачи:1.Учить целостно и эмоционально восприн...

"Пересказывание рассказа В.Бианки "Купание медвежат"

Довести до детей идейное содержание рассказа. Учились грамматически правильно строить предложения. воспитывать уважение к старшим и любовь к животным....

Пересказ рассказа В.В. Бианки « Купание медвежат» старшая группа.

НОД в старшей группе ОО Речевое развитие Пересказ рассказа В.В. Бианки « Купание медвежат».Цель: Обучение связному последовательному пересказу текста с наглядной опорой в виде графических схем, ...

Технологическая карта ОД НОД «Пересказ рассказа В.Бианки «Купание медвежат»

Воспитатель Киселева Елена ВладимироТехнология изучения указанной темы№Этап занятияХод занятияДеятельность педагогаДеятельность детейВремя1. Вводная часть Психологический настрой...