Конспект занятия по восприятию художественной литературы и фольклора в средней группе «Путешествие по осеннему лесу».
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Кривогина Мария Олеговна

Конспект занятия по восприятию художественной литературы и фольклора в средней группе «Путешествие по осеннему лесу».

Кривогина М.О.

8 ноября 2021 г.
 

Цель:Воспитание чувства красоты, гармонии и любви к окружающему миру средствами поэзии, музыкальных и ритмо-речевых игр. Формирование творческих проявлений в изобразительной деятельности.

Задачи:

Закрепить и упорядочить накопленные детьми представления об осени (изменения в неживой природе, в живой природе, в растительном мире).

Совершенствовать связную речь, упражнять в подборе определений.

Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением.

Воспитывать интерес к природе, эмоциональное восприятие.

Интеграция деятельностейвосприятие художественной литературы и фольклора, коммуникативная, двигательная, музыкальная, изобразительная.

Планируемый результат: Ребенок может поддерживать беседу, рассуждать, высказывает свою точку зрения, выражает положительные эмоции при проведении игр, пальчиковых игр, активно взаимодействует.

Материал и оборудование: тексты литературных произведений, иллюстрации с осенним пейзажем на каждого ребенка, бумажные цветные листья разной формы, осенние мелодии, фонограмма со звуками ветра, кисточки, краски, листы бумаги.

Ход деятельности:

Дети усаживаются за столики стоящие полукругом. На каждом столике иллюстрации с изображением осеннего пейзажа. Иллюстрации не очень большие и сдвинуты к краю стола – как декорации.

Воспитатель: – Сегодня мы отправимся на прогулку в осеннюю сказку.Но прогулка будет необычнаяпутешествовать придется не ножками, а пальчиками. Умеют ваши пальчики двигаться как быстрые ножки?

Дети сначала шевелят пальчиками в воздухе, потом показывают, как быстро они бегут по поверхности стола.

Воспитатель: – Замечательно. А теперь сожмите пальцы в кулачок – до поры до времени и послушайте, как мы будем путешествовать.

Сначала наши пальчики пойдут тихи-тихо, потом побегут по лесной дорожке, перепрыгнут овражек и снова замедлят шаг. Старайтесь двигаться под музыку. Время от времени мы будем останавливаться и читать стихи. Как только музыка стихнет и я приложу палец к губам, вы должны замереть, как будто вас заколдовали.

Звучит музыка. Дети изображают бег пальчиков, стараясь придерживаться ритма. Музыка стихает. Воспитатель прикладывает палец к губам.

Воспитатель (полушепотом):– Первая остановка – «Тишина»

Сегодня так светло кругом,

Такое мертвое молчанье

В лесу и в синей вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.

Лес, словно терем расписной, –

Лиловы, золотой, багряный,

Стоит над солнечной поляной,

Завороженный тишиной…

(И. Бунин «Листопад». Отрывок)

Воспитатель: – «Подойдите» пальчиками поближе к картинке. Осторожно, на цыпочках. Замрите. Всмотритесь в осенний лес. Слушайте тишину (на несколько секунд должна установиться полная тишина). А теперь давайте вспомним стихотворение А. Кандратьева «Осенний лес». Но рассказывать его будем шепотом, чтобы никого в осеннем лесу не потревожить.

В лесу такая тишина,

Как будто лес пустой.

Чтоб тишина была слышна –

Тихонечко постой.

Воспитатель: – Но что это? Это в лесу прошел ветерок, начали качаться веточки, зашелестели листики. Давайте покажем, как шелестят листья на веточках.

Дети поднимаются с мест и «превращаются в деревья»: изображают, как шелестят листья на ветвях деревьев. Звучит фонограмма со звуками ветра.

Воспитатель: – А ветер все сильней и сильней.

О, буйные ветры,

Скорей, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим.

(Ф. Тютчев «Листья». Отрывок)

Воспитатель подкидывает вверх ворох цветных листьев.

Воспитатель: – Наконец–то ветер утих. Посмотрите, как много листьев сорвал он с деревьев. Подберите по два листочка.Давайте рассмотрим их: какого они цвета, с какого дерева упали?

Дети ходят по комнате и собирают листья. Затем описывают их и определяют, с какого они дерева.

Воспитатель: – У нас в руках осенние букеты. А на улице так хорошо дышится! Давайте погуляем. Правда,вот бедаосенью погода часто меняется. То светит солнышко, то идет дождик. Если вдруг услышите здуки дождя, бегите прятаться под зонтик.

Игра «Осенний дождик»

Звучит музыка. Дети прогуливаются по группе. Вдруг музыка обрывается, и слышатся звуки металлофона или треугольника. В это время воспитатель открывает зонт. Дети бегут к нему прятаться от дождя, прижимаются друг к другу.

Можно внести в игру побольше азарта, если в момент звучания «капелек» ребенок будет вбегать с серебристым султанчиком в руке и пытаться осалить ребят – «намочить».

Игра повторяется несколько раз. В последний раз дети, стоя под зонтом, хором читают стихотворение М. Яснова, чеканя ритм, подражая звуку капель,четко произнося«пап»«мам»«к нам».

Воспитатель и дети:

Дождик, дождик,

Кап да кап!

Ты не капал бы на пап.

Ты не капал бы на мам –

Приходил бы лучше к нам.

Папам – сыро.

Мамам – грязно.

Нам с тобою – распрекрасно!

Еще некоторое время слышатся звуки металлофона. Затем «дождик стихает».

Воспитатель:

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька,

Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал – не разрезал.

И устал, и перестал.

(И. Токмакова)

Воспитатель: – Дождик прошел. Можно закрывать зонтик. Ой, что это?

Воспитатель «замечает» где-нибудь в уголке кисточки.

Воспитатель: – Кто-то забыл в осеннем лесу кисточки для красок. Кто бы это мог быть? Наверное, кто-то сказочный. Как вы думаете?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: – Да вот же оно, объяснение! В осеннем стихотворении!

По волшебной сказке разбежались краски…

Краска синяя в небо взобралась,

сверху капала и в речку растеклась.

Краска белая побегала слегка –

стали белыми на небе облака.

Краска желтая упала на листву

и с деревьев полетела на траву.

Краска красная в подарок сентябрю

разукрасила вечернюю зарю.

Не зевала и зелёная без дела:

забывать верхушки сосен не хотела.

Разбежались краски по осенней сказке!

(Т. Собакин «Осенние краски»)

Воспитатель: – Пришло время каждому из нас нарисовать свою осеннюю сказку.

Изобразительная творческая деятельность детей. Занятие завершается свободным рисованием на тему «Осенняя сказка».

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по восприятию художественной литературы и фольклора с детьми подготовительной группы.

Развитие речи естественно интегрируется с художественной литературой, поэтому работа по развитию речи часто строится на материале художественных произведений....

Календарно-тематическое планирование Восприятие художественной литературы и фольклора в старшей группе

Календарно-тематическое планирование   Восприятие художественной литературы и фольклора в старшей группе...

Конспект НОД по восприятию художественной литературы и фольклора

Тема: «Разучивание песенки – потешки», «Мальчик, пальчик где ты был…»Форма работы: разучивание.Группа: 1 младшая...

Технологическая карта занятия по восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скребицкого для детей старшей группы

Технологическая карта занятияпо восприятию художественной литературы и фольклора на основе технологии продуктивного чтения-слушания на тему «Чудеса весеннего леса» на примере сказки Г.Скре...

Конспект занятия по восприятию художественной литературы и фольклора в подготовительной к школе группы «Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин».

Конспект  занятия по восприятию художественной литературы и фольклора в подготовительной к школе группы «Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин»....