Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Деревья и кустарники"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Глушкова Наталья Алексеевна

Обогащение словаря, развитие диалогической речи, грамматического строя (закрепление у детей правильного употребления в речи относительных прилагательных, единственного и множественного числа прилагательных, образование простой сравнительной степени прилагательного); обогащение лексического запаса антонимами; развитие умения отвечать на вопросы полным предложением. Составление описательного рассказа о дереве (с опорой на схему). Воспитание бережного отношения к деревьям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_derevya_i_kustarniki.docx22.59 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Деревья и кустарники»

Цели: Обогащение словаря, развитие диалогической речи, грамматического строя (закрепление у детей правильного употребления в речи относительных прилагательных, единственного и множественного числа прилагательных, образование простой сравнительной степени прилагательного); обогащение лексического запаса антонимами; развитие умения отвечать на вопросы полным предложением. Составление описательного рассказа о дереве (с опорой на схему). Воспитание бережного отношения к деревьям.

Оборудование: предметные картинки деревьев и кустарников, схема «Расскажи о дереве», листья и ветки деревьев.

Ход занятия

1.      Организационный момент. Игра «Узнай дерево по листу, веточке» 

Дети с листочками и веточками от разных деревьев парами заходят в группу, задают друг другу вопросы и отвечают на них полным ответом. Например: «Чей это листок?» («Это листок клена, он кленовый».) «Чья это ветка?» («Это ветка березы, она березовая».) (Аналогично проводится работа с другими листьями и ветками.) Затем логопед рассказывает о том, как можно сохранить листья (изготовление гербария) — вкладывание листьев в книгу.

2.      Беседа по теме.

- Листья и ветки мы рассмотрели, а сейчас расскажем о деревьях.

- Какие деревья растут в хвойном лесу?

- Какие - в лиственном?

- Как называются листики ели и сосны? (Хвоя.)

- На что они похожи?

- Какой лес всегда зелёный?

- В каком лесу деревья сбрасывают на зиму листву?

- Чем деревья отличаются от кустарников? (Кустарник — жизненная форма растений; многолетние деревянистые растения высотой 0,8—6 метров, в отличие от деревьев не имеющие во взрослом состоянии главного ствола, а несколько или много).

3.      Беседа по предметным картинкам с опорой на схему.

- Рассмотрите картинку.

- Как называется это дерево?

- Какое оно по величине?

- Из каких частей состоит? (ствол, корни, крона, ветки, кора, листья, семена)

- Какая форма листьев?

- Как называются плоды?

- Вид дерева. Хвойное или лиственное?

- Как изменяется в разные времена года?

- Какую пользу может принести людям?

- Почему люди сажают деревья на улицах города?

4.      Рассказ по схеме.

Логопед предлагает образец рассказа.

- Сейчас я составлю рассказ по схеме из ваших ответов, а затем вы попробуете составить свои рассказы о других деревьях.

Примерный рассказ

Это береза. У нее белый, тонкий, стройный ствол. Питается береза с помощью корней. На ветках листья округлой формы. Весной на березе появляются почки, которые превращаются в листочки. Береза — это большое лиственное дерево. Чаще всего растет в лесу.  Зеленой береза стоит все лето. Осенью листья желтеют и опадают. Зимой голые ветки покрыты снегом. В городе люди сажают березы, чтобы сделать воздух чистым. Из коры березы делают различные поделки.

5.      Рассказы детей.

Например: о ели, клене, дубе и т.д.

6.              Физкультминутка.

-        Давайте представим, как мы гуляем по лесу.

Мы к лесной полянке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Очень долго мы шагали,

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём,

А потом гулять пойдём.

Дети идут по кругу, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение.

7. Игра «Узнай лист, листья, ветку»

(образование относительных прилагательных, единственное и множественное число прилагательных).

Лист ивы – ивовый, листья ивы – ивовые, ветка ивы – ивовая.

Лист дуба – дубовый, листья дуба – дубовые, ветка дуба – дубовая.

Лист клёна – кленовый, листья клёна – кленовые, ветка клёна – кленовая.

Лист липы – липовый, листья липы – липовые, ветка липы – липовая.

Иголка (хвоя) ели – еловая, ветка ели – еловая.

Лист осины – осиновый, листья осины – осиновые, ветка осины – осиновая.

Лист рябины – рябиновый, листья рябины –рябиновые, ветка рябины – рябиновая.

Иголки (хвоя) сосны – сосновые, ветка сосны – сосновая.

Лист берёзы – берёзовый, листья берёзы – берёзовые, ветка берёзы – берёзовая.

Лист осины – осиновый, листья осины – осиновые, ветка осины – осиновая.

8. Игра «Один – много».

Одна ветка осины – много веток осины.

Одна ветка липы – много веток липы.

Одна ветка рябины – много веток рябины.

Одна ветка дуба – много веток дуба.

Одна ветка клёна - много веток клёна.

Одна ветка сосны – много веток сосны.

9. Игра «Догадайся, какое слово будет последним в предложении?»

 (образование простой сравнительной степени прилагательного).

Берёза тонкая, а рябина ещё тоньше.

Липа высокая, а клён ещё (выше).

Сосна пышная, а ель ещё (пышнее).

Ива красивая, а берёза ещё (красивее).

Рябина нарядная, а ель ещё … (наряднее).

Осина яркая, а рябина ещё (ярче).

Берёза стройная, а осина ещё (стройнее).

Тополь старый, а дуб ещё (старее).

Клён мощный, а дуб ещё (мощнее).

Дуб зелёный, а берёза ещё (зеленее).

Клён молодой, а осина ещё (моложе).

У липы ствол толстый, а у дуба ещё (толще).

10. Игра «Слова - «неприятели». (Обогащение лексического запаса антонимами).

Рябина - низкая, а клён (высокий).

Дуб - старый, а берёза (молодая).

У дуба ствол толстый, а у рябины (тонкий).

Осенью деревья - яркие, а зимой – (блеклые).

Летом деревья - пышные, а зимой - (голые).

Ель - колючая, а кедр - (мягкий).

Весной деревья – расцветающие, а осенью - (увядающие).

В жару у деревьев - летний наряд, а в холод - (зимний).

11. «Отгадай загадку»

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей.

(Береза)

На листочках там и тут

Фиолетовый салют.

Это в теплый майский день

Распускается …

Сирень

Великан осенний рад

бурый свой надеть наряд.

С веток, словно для затей,

набросает желудей. (Дуб)

У меня иголки

Длиннее, чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки только на макушке.

 (Сосна)

Я на розу так похож,

Разве, что не так хорош.

Но зато мои плоды

Всем пригодны для еды.

(Шиповник)

Он стоит высокий стройный.

Лист на нем резной, узорный,

Ветками качает он.

Кто скажите это?..

Клен

Зимой и летом -

Одним цветом.

(Ель)

12. Итог занятия.

- О каких деревьях и кустарниках говорили?

- Какие бывают деревья?

- Что люди могут сделать из дерева?

- Что вам показалось трудным?

- Что вам понравилось больше всего?

- Дети, деревья – наши друзья. Они защищают нас с вами от жары летом своими листьями, очищают воздух от пыли, лес дарит грибы и ягоды, радует нас своей красотой в разное время года. Лес – это наше богатство. Берегите лес!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.

Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического  восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "«Формирование диалогической и монологической речи в режиссёрской игре». Сказка «Заюшкина избушка»

Цель занятия: способствовать формированию у детей монологической и диалогической речи в режиссерской игре....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)

Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия  в словесно-речевых играх....