План по самообразованию "Развитие речи детей 2-3 лет посредством чтения сказок"
материал по развитию речи (младшая группа)

Дамдинова Светлана Викторовна

Цель - выявить и изучить особенности воспитательной роли народной сказки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_2-3_let_posredstvom_chteniya_skazok.docx18.92 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ Эрхирикский детский сад «Ручеек»

План по самообразованию

Тема: «Развитие речи детей 2-3 лет посредством сказки»

Воспитатель первой младшей группы

Дамдинова Светлана Викторовна

2021-2022 гг.

Тема: «Развитие речи детей 2-3 лет посредством сказки»

«Сказка - это зёрнышко, из которого прорастает эмоциональная оценка ребёнком жизненных явлений». (В. А. Сухомлинский).

Проблема

    В настоящее время наблюдается тенденция снижения интереса как взрослых, так и детей к чтению художественной литературы, особенно в печатном формате. Все реже родители покупают детям книги, зачастую заменяя чтение компьютерными играми и просмотром телевизионных программ и мультфильмов. А ведь такая подмена негативно сказывается на развитии детей, в том числе на развитии речи. Необходимо помочь родителям дошкольников понять, какую роль играет сказка в жизни детей, как можно и нужно использовать сказки в общении с ребенком.

Актуальность

  Роль художественных произведений в жизни младших дошкольников очень важна. Самым интересным и актуальным жанром является сказка. Сказка для детей – это особый мир, источник представлений о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки помогают в развитии связной речи детей младшего, помогают правильно строить диалоги, расширяют словарный запас, делают речь ребенка эмоциональной, образной и красивой.

   Сказка доступна пониманию дошкольника. Ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления делают е особенно интересной и волнующей для детей. Сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира.

   В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о духовных и нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому уже с самого младшего возраста необходимо показать нравственную и духовную суть каждого поступка. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, целесообразно формировать как своим примером, а также с помощью народных сказок, в том числе о животных. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в младшем дошкольном возрасте?

1. В младшем дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, что позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.

2. Воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем.

Цель: выявить и изучить особенности воспитательной роли народной сказки.

Задачи:

• повысить собственный уровень знаний путём (изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования);

• разработать перспективный план работы с детьми и родителями;

• подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему: «Использование сказки в развитии речи детей 3-4 лет».

Образовательный процесс можно осуществлять:

• в ходе непосредственно образовательной деятельности;

• в ходе режимных моментов;

• в процессе совместной деятельности педагога с детьми;

• при организации самостоятельной детской деятельности.

Реализация программы по самообразованию осуществляется по двум направлениям:

1. Совместная деятельность с детьми.

2. Взаимодействие с родителями.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы;

• анализ учебных планов, учебников и учебных программ;

• изучение и обобщение педагогического опыта;

• педагогическое наблюдение.

    Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в конкретизации теоретического и практического материала по проблеме взаимодействия воспитателей и родителей детей второй младшей группы.

Перспективный план самообразования педагога

Месяц

Деятельность педагога

Совместная деятельность педагога с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

Подбор и изучение методической литературы.

Подбор материала необходимых для работы с детьми.

Постановка целей и задач по данной теме.

Чтение и пересказ сказки «Курочка Ряба»

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Консультация «Сказка в жизни вашего ребенка»

Октябрь

Работа с интернет – ресурсами для изучения передового опыта педагогов по изучению проблемы воспитания нравственных качеств дошкольников.

Знакомство со сказками «Колобок», «Репка», «Теремок»;

Наглядно-информационное сотрудничество «Что и как читать дома детям».

Ноябрь

Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми»

Создание картотеки сказок для работы с детьми.

Прослушивание звукозаписей детских сказок.

Рассматривание иллюстраций к сказкам.

Конкурс среди детей и их родителей "Мой любимый сказочный герой"

Декабрь

Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с русскими народными сказками и дисками.

Чтение сказки "Теремок" и дидактическая игра "Найди знакомого героя сказки"

Родительское собрание: «Сказка ложь – да в ней намек»

Привлечь родителей пополнить библиотеку новыми книгами, атрибутами театрализованных. игр

Январь

Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребенка»

Применять цитаты из сказок в режимных моментах.

Показ настольного театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба».

Анкетирование родителей «Роль сказки в воспитании детей».

Февраль

Изготовление пальчикового театра по сказкам «Репка», «Колобок», Курочка Ряба»

Настольно- печатные игры по мотивам сказок (лото, разрезные картинки)

«Парные картинки».

Приобщение родителей к изготовлению пальчикового театра

Март

Обустроить уголок ряженья

Изготовление настольно –печатных игр по мотивам сказок.

Беседы «Какие сказки я знаю»

Консультация для родителей: «Как выбрать полезную книгу"

Апрель

Изучение темы: «Роль сказки в воспитании детей».

Рассматривание иллюстраций к сказкам, Д/И «Назови меня»

Индивидуальные консультации и беседы с родителями на темы: «Как подружить ребенка с книгой», «Особенности чтения сказок о животных».

Май

Самоанализ плана по самообразованию.

Обыгрывание сказки «Репка»

Презентация: «Какая прелесть эти сказки»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединении по теме: «Развитие речи детей 4-х лет посредством русских народных сказок»

Выступление на методическом объединении по теме: «Развитие речи детей 4-х лет  посредством русских народных сказок»...

Перспективный план развития связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством сказки 2018- 2019 учебный год

В материале указаны задачи работы на год, совместная деятельность с детьми, самостоятельная деятельность детей, работа с родителями....

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством народных сказок

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей...

План работы по самообразованию по теме:"Духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок"

Цель: Создать условия по формированию духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста через чтение русских народных сказок...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологических сказок.

В данном материалле представлен перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством экологипческих сказок....

«Духовно- нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством чтения русских народных сказок»

Без преувеличения можно сказать, что чтение в детские годы – это воспитание сердца, прикосновение к сокровенным уголкам человеческой души. Добру должна учить детская книга. А именно – сказ...