Конспект образовательной деятельности в средней группе Лексическая тема: "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_nod_po_razv._rechi_nasekomye_2.docx | 19.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ОО « Речевое развитие»
Конспект образовательной деятельности в средней группе
Лексическая тема: "Насекомые"
Тема: Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.
Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Задачи:
Речевое развитие
· формировать умение детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;
· продолжать формировать связность, развёрнутость, непрерывность высказывания;
· закреплять употребление существительных в родительном падеже;
· активизировать словарь по теме «Насекомые»;
Социально – коммуникативное развитие
· воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле;
· не разрушать условия жизни лесных обитателей.
Познавательное развитие
· обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера);
· упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);
· уточнить представления о пользе насекомых.
· развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;
· воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, план – схема, картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением насекомых.
Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, рисунок « Божья коровка».
Ход занятия
Вступительная часть
Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.
Игра «Четвёртый лишний»
Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- ёлка, таракан, муха, кузнечик;
- паук, бабочка, комар, кровать.
Отвечает ребёнок, которому воспитатель кидает шарик или мячик.
После игры раздаётся стук в дверь. Помощник воспитателя приносит письмо от насекомых. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:
- Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, ведь она их никогда не видела. А как вы думаете, почему? (Зимой насекомых не бывает).
- Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться.
Основная часть
Задание 1.Загадки о насекомых.
Скажите-ка, что за букашка?
На ней в черных точках рубашка,
Умеет карабкаться ловко
По листикам божья... (коровка)
У нее так много ног —
Сосчитать не каждый б смог.
В них такая путаница,
Их хозяйка — ... (гусеница)
Не пчела она, а жалит.
Мед, варенье обожает.
Есть на брюшке полоса.
Кто она, скажи? (Оса)
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу.
Если в воздухе кружусь,
Тут уж вдоволь нажужжусь.
(Жук)
Вот букашка-работяга.
Целый день трудиться рада.
Ношу на спине своей
Быстро тащит... (муравей)
Что за гость с голодным брюхом
Все звенит у нас над ухом?
Из цветов не пьет нектар,
Покусает нас... (комар)
Кто влетает в каждый дом
Вместе с летним сквозняком?
Кто жужжит за рамой глухо?
Надоедливая... (муха)
Целый день в цветках жужжит,
С медом в улей свой спешит.
Много меда запасла
Себе на зиму... (пчела)
Что за чудо-вертолет
Мошкаре спать не дает?
Только высохнет роса,
Вылетает... (стрекоза)
На поляне в васильках
Упражнялся он в прыжках.
Жаль, позавтракал им птенчик.
Кто же это был? (Кузнечик)
Где немытая посуда,
Там усач живет не худо.
И в кастрюли, и в стакан
Влезет рыжий... (таракан)
Молодцы, ребята! Первое задание мы успешно выполнили. Можно приступать ко второму, но сначала давайте разомнемся:
Физкультминутка: «Видишь, бабочка летает»
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась,
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась.
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)
Задание 2. Рассказ о насекомых
Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. (Рассказывают 3 - 4 человека).
Какие вы, ребята, молодцы! И с этим заданием вы справились! Но, Зима приготовила для нас еще задания. Давайте, поиграем.
Задание 3. Игра «Назови-ласково»
Комар-комарик
Жук-жучок
Пчела-пчёлка
Усы-усики
Лапы-лапки
Муравей - муравьишка
Стрекоза - стрекозка
Муха – мушка
Разминка « Представь какое ты насекомое»
Ребята, нам осталось выполнить последнее задание, и Зима освободит бедных насекомых!
Задание 4 . Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну, а вы продолжите.
Жук большой, а комар……..(маленький)
Бабочка летает, а гусеница……(ползает)
Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….(в муравейнике)
У птиц две лапки, а у насекомых……(шесть).
Божья коровка маленькая, а улитка …(большая)
Пчёлы из нектара делают…(мёд)
У жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).
Рефлексия
Ура! Насекомые спасены! Зима отпустила их и похвалила вас, ребята, за то, что вы так дружно и хорошо справились с её заданиями. Но, на прощанье Зима попросила вас нарисовать ей на память насекомых, которых вы освободили! Подарим Зиме свои рисунки?
Итог занятия.
Вам понравилось наше занятие? Мы сегодня разговаривали о насекомых, спасали их. Они появляются весной и живут с нами все лето, осень, и исчезают с наступлением холодов. Вы сегодня такие молодцы, внимательно меня слушали, правильно отвечали на вопросы, играли! А сейчас наше занятие подошло к концу, спасибо за внимание.