Конспект образовательной деятельности в средней группе Лексическая тема: "Насекомые"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Григорьева Мария Андреевна

Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_konspekt_nod_po_razv._rechi_nasekomye_2.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

ОО « Речевое развитие»

Конспект образовательной деятельности в средней группе

Лексическая тема: "Насекомые"

Тема: Составление описательного рассказа о насекомых с использованием схемы.

Интеграция областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Задачи:

Речевое развитие
· формировать умение детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план - схему;
· продолжать формировать  связность, развёрнутость, непрерывность высказывания;
· закреплять употребление существительных в родительном падеже;
· активизировать словарь по теме «Насекомые»;

Социально – коммуникативное развитие

· воспитывать у детей желание заботиться о природе, правильно вести себя в лесу, в поле;
· не разрушать условия жизни лесных обитателей.

Познавательное развитие

· обобщить представления детей о многообразии насекомых (в лесу, в поле, вокруг озера);
· упражнять в различении и назывании часто встречающихся представителей групп насекомых по ярким признакам (величине, окраске, своеобразию отдельных частей тела);
· уточнить представления о пользе насекомых.
· развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;
· воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых.
Материал к занятию: конверт с письмом от насекомых, план – схема, картинки с изображением насекомых или игрушки – насекомые, картина с изображением насекомых.
Предварительная работа: рассматривание картинок, игрушек, детских журналов, энциклопедий, чтение сказок К. Чуковского «Муха Цокотуха», «Тараканище», «Лесные хоромы» М. Михайлов, «Как Муравьишка домой спешил» В. Бианки «Счастливый жучок» Г. Скребицкий, просмотр мультфильмов, рисунок « Божья коровка».

Ход занятия

Вступительная часть
Дети входят в группу. Воспитатель предлагает поиграть в игру.

Игра «Четвёртый лишний»
  Воспитатель называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Жук, пчела, муравей, кошка;
- слон, бабочка, шмель, гусеница;
- божья коровка, комар, тарелка, стрекоза;
- ёлка, таракан, муха, кузнечик;
- паук, бабочка, комар, кровать.
Отвечает   ребёнок, которому  воспитатель кидает шарик или мячик.
  После игры раздаётся стук в дверь. Помощник воспитателя приносит письмо от насекомых. Воспитатель читает письмо и рассказывает детям:
- Случилось несчастье. Оказывается, Зима не хочет выпускать насекомых на волю. Вот и просят насекомые вашей помощи. А чтобы им помочь, надо рассказать Зиме про насекомых, ведь она их никогда не видела. А как вы думаете, почему? 
(Зимой насекомых не бывает).
- Если Зиме понравятся ваши рассказы, то она обязательно отпустит насекомых. Поэтому нам нужно постараться.

Основная часть

Задание 1.Загадки о насекомых.

Скажите-ка, что за букашка?

На ней в черных точках рубашка,

Умеет карабкаться ловко

По листикам божья... (коровка)

 

У нее так много ног —

Сосчитать не каждый б смог.

В них такая путаница,

Их хозяйка — ... (гусеница)

 

Не пчела она, а жалит.

Мед, варенье обожает.

Есть на брюшке полоса.

Кто она, скажи? (Оса)

     Не жужжу, когда сижу,

     Не жужжу, когда хожу.

     Если в воздухе кружусь,

    Тут уж вдоволь нажужжусь.

                                (Жук)

Вот букашка-работяга.

Целый день трудиться рада.

Ношу на спине своей

Быстро тащит... (муравей)

 

Что за гость с голодным брюхом

Все звенит у нас над ухом?

Из цветов не пьет нектар,

Покусает нас... (комар)

 

Кто влетает в каждый дом

Вместе с летним сквозняком?

Кто жужжит за рамой глухо?

Надоедливая... (муха)

Целый день в цветках жужжит,

С медом в улей свой спешит.

Много меда запасла

Себе на зиму... (пчела)

 

Что за чудо-вертолет

Мошкаре спать не дает?

Только высохнет роса,

Вылетает... (стрекоза)

 

На поляне в васильках

Упражнялся он в прыжках.

Жаль, позавтракал им птенчик.

Кто же это был? (Кузнечик)

  

Где немытая посуда,

Там усач живет не худо.

И в кастрюли, и в стакан

Влезет рыжий... (таракан)

Молодцы, ребята! Первое задание мы успешно выполнили. Можно приступать ко второму, но сначала давайте разомнемся:

Физкультминутка:  «Видишь, бабочка летает»
Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

(первый раз показывает воспитатель, а остальные два раза выполняет вместе с детьми)

Задание  2. Рассказ о насекомых
Рассказ по цепочке, воспитатель задаёт вопрос по каждому пункту схемы и просит детей ответить полным ответом.
Затем один ребёнок рассказывает по этой же картинке рассказ от начала до конца.
После этого воспитатель предлагает детям выбрать любую картинку с изображением насекомого и составить по ней рассказ, следуя пунктам схемы. 
(Рассказывают 3 - 4 человека).

Какие вы, ребята, молодцы! И с этим заданием вы справились! Но, Зима приготовила для нас еще задания. Давайте, поиграем.

Задание 3. Игра «Назови-ласково»
Комар-комарик
Жук-жучок
Пчела-пчёлка
Усы-усики
Лапы-лапки
Муравей - муравьишка
Стрекоза - стрекозка
Муха – мушка

Разминка « Представь какое ты насекомое»

Ребята, нам осталось выполнить последнее задание, и Зима освободит бедных насекомых!

Задание 4 . Игра: «Закончи предложение» - правильно подобрать слова, я начну, а вы продолжите.
Жук большой, а комар……..(маленький)
Бабочка летает, а гусеница……(ползает)
Пчёлы живут в ульях, а муравьи…….(в муравейнике)
У птиц две лапки, а у насекомых……(шесть).
Божья коровка маленькая, а улитка …(большая)
Пчёлы из нектара делают…(мёд)
У жука крылья короткие, а у стрекозы…(длинные).

Рефлексия

Ура! Насекомые спасены! Зима отпустила их и похвалила вас, ребята, за то, что вы так дружно и хорошо справились с её заданиями. Но, на прощанье Зима попросила вас нарисовать ей на память насекомых, которых вы освободили! Подарим Зиме свои рисунки?

 Итог занятия.

Вам понравилось наше занятие? Мы сегодня разговаривали о насекомых, спасали их. Они появляются весной и живут с нами все лето, осень, и исчезают с наступлением холодов. Вы сегодня такие молодцы, внимательно меня слушали, правильно отвечали на вопросы, играли! А сейчас наше занятие подошло к концу, спасибо за внимание.