Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему Транспорт. Правила дорожного движения
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Иванова Екатерина Вячеславовна

Цель: Совершенствовать и обобщить знания о транспорте и правилах дорожного движения.

Задачи:

  • Закрепить и уточнить знания детей о видах транспорта, названия транспортных средств;
  • Расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;
  • Совершенствовать навыки связной речи;
  • Развивать фонематическое восприятие, зрительное и звуковое восприятие, зрительное и слуховое внимание, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;
  • Воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта, чувство ответственности на дороге;
  • Воспитывать самостоятельность, активность, комуникативность, дружелюбие;
  • Закреплять умение образовывать множественные числа существительных и числительных в именительном и родительном падежах;
  • Совершенствовать грамматический строй речи.

Предварительная работа:

Повторение лексической темы «Транспорт. Правила дорожного движения». Чтение стихотворений о транспорте.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt1.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Золотая рыбка»

на тему «Транспорт. Правила дорожного движения»

Цель: Совершенствовать и обобщить знания о транспорте и правилах дорожного движения.

Задачи:

  • Закрепить и уточнить знания детей о видах транспорта, названия транспортных средств;
  • Расширять и активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;
  • Совершенствовать навыки связной речи;
  • Развивать фонематическое восприятие, зрительное и звуковое восприятие, зрительное и слуховое внимание, совершенствовать навыки словообразования и словоизменения;
  • Воспитывать познавательный интерес к разным видам транспорта, чувство ответственности на дороге;
  • Воспитывать самостоятельность, активность, комуникативность, дружелюбие;
  • Закреплять умение образовывать множественные числа существительных и числительных в именительном и родительном падежах;
  • Совершенствовать грамматический строй речи.

Предварительная работа:

Повторение лексической темы «Транспорт. Правила дорожного движения». Чтение стихотворений о транспорте.

Оборудование:

Картинки с изображением дороги, неба, моря; мнемотаблица «Транспорт»; картинки с изображением транспорта; карточки на каждого ребенка со схемой, цветные карандаши; картинки с изображением дорожных знаков – «Пешеходный переход», «Движение переходов запрещено», «Дорожные работы», «Скользкая дорога».

Ход занятия.

Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно  и отгадайте загадки:

Что за чудо – длинный дом!

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином?

Дети: Автобус!

Воспитатель: Верно!

Что за птица:

Песен не поет,

Гнезда не вьет,

Людей и груз везет.

Дети: Самолет!

Воспитатель: Совершенно верно!

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек

Лишь оставили дымок.

Дети: Поезд!

Воспитатель: верно!

Домик с белою трубой.

Дым пускает над водой.

Он пыхтит почти как чайник,

Капитан на нем начальник.

Дети: Пароход.

Воспитатель: Верно! Молодцы, ребята! Отгадали все загадки! Давайте повторим вместе, что вы отгадали.

Дети: Автобус, самолет, поезд, пароход.

Воспитатель: Хорошо. Как можно все это назвать одним словом?

Дети: Транспорт.

Воспитатель: Правильно! Как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

Дети: О транспорте.

Воспитатель: Да, вы угадали. Но мы будем не только говорить. Я подготовила для вас различные интересные игры и задания. Для начала предлагаю вам послушать чистоговорку, а потом повторить за мной.

Чистоговорки:

Ди-ди-ди – по тратуару ты иди.

Ти-ти-ти – знак не упусти.

Ри-ри-ри – красный свет горит, смотри!

Ход-ход-ход – ты сегодня пешеход.

Ор-ор-ор – путь закрыл нам светофор.

Ряд-ряд-ряд – бегут машины в ряд.

Жи-жи-жи – маму за руку держи.

Воспитатель: Молодцы, ребята! С первым заданием справились отлично!

Воспитатель приглашает детей к фланелеграфу.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что тут изображено?

Дети: Земля, воздух, вода.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как связаны земля, воздух  и вода с транспортом?

Дети: Есть транспорт, который передвигается по земле, воздуху, воде.

Воспитатель: как называется транспорт, который передвигается по земле?

Дети: наземный транспорт.

Воспитатель: назовите наземный транспорт…

Дети: Автомобиль, автобус, грузовик…

Воспитатель: А можно ли передвигаться под землей?

Дети: Да.

Воспитатель: Как называется вид транспорта, который передвигается под землей?

Дети: Подземный транспорт – метро.

Воспитатель: как называется вид транспорта, который передвигается в воздухе?

Дети: Воздушный транспорт.

Воспитатель: назовите воздушный транспорт.

Дети: Самолет, вертолет, воздушный шар, дирижабль.

Воспитатель: хорошо. А как называется вид транспорта, которые передвигается по воде?

Дети: водный транспорт.

Воспитатель: назовите водный вид транспорта.

Дети: корабль, теплоход, лодка, катер.

Воспитатель: дети, скажите, а для чего нам нужен транспорт?

Дети: перевозить людей, грузы.

Воспитатель: Скажите, как называется транспорт, который перевозит груз? Людей?

Дети: Грузовой транспорт, пассажирский транспорт.

Воспитатель: Правильно! Ребята, есть еще один вид транспорта. Называется он специальный. А что это за транспорт, попробуйте отгадайте.

Если кто-то заболел,

Срочно нас зовет на помощь,

Набери скорей «ноль-три».

И приедет….

Дети: Скорая помощь.

Воспитатель: Верно!

На этой машине белого цвета,

Синеют полоски, мигалка надета.

И цифры 02 на ней написали,

Чтобы все люди ее узнавали.

Дети: Полицейская машина.

Воспитатель: Верно! Молодцы!

Спешит машина кранная,

Не выключая фар,

На службу на опасную

Спешит тушить пожар.

Дети: Пожарная машина.

Воспитатель: Верно! Молодцы! Ребята, скажите, а кто управляет транспортом?

Дети: люди.

Воспитатель: как называется профессия людей, которые управляют автомобилем, поездом, самолетом?

Дети: автомобилем управляет водитель. Поездом управляет машинист. Самолетом управляет пилот.

Воспитатель: совершенно верно! Ребята, у меня подготовлено следующее задание для вас. Подходите к столам на свои места. Посмотрите, у вас нас на столах лежат карточки и изображение пилота. Вам нужно разобрать слово «пилот» по звукам. А для начала скажите, сколько слогов в слове «пилот»?

Дети: ДВА!

Воспитатель: Назовите 1слог? 2слог?

Дети: 1 – пи, 2 – лот.

Воспитатель: Правильно.

Звуковой анализ слова.

Звук П – согласный, мягкий, глухой.

Звук И – гласный, безударный.

Звук Л – согласный, звонкий.

Звук О – гласный, ударный.

Звук Т – согласный, твердый, глухой.

Воспитатель: ребята, скажите, сколько букв и звуков в слове «пилот»?

Дети: 5 букв, 5 звуков.

Воспитатель: сколько гласных звуков?

Дети: 2 гласных звука.

Воспитатель: сколько согласных звуков?

Дети: 3 согласных звука.

Воспитатель: Молодцы ребята. Вы успешно справились. А теперь предлагаю отдохнуть

Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять!

Ох, устали отвечать!

В «Светофор» мы поиграем,

Руки, ноги разминаем.

Красный свет нам «Стой!» кричит,

Ждать зеленого велит.

Чтоб было ждать не скучно,

Наклоняемся мы дружно.

И назад.

 И вперед.

Повороты влево, вправо.

Вот и желтый загорелся,

Приготовиться пора.

Руки, ноги разогреем.

Начинает детвора!

Вверх поднимем,

Вниз опустим,

Полетим как самолет.

Вот зеленый загорелся,

Можно нам идти вперед.

Приставочные глаголы.

Воспитатель приглашает детей подойти к эстакаде.

Воспитатель: ребята, посмотрите,

На эстакаде две машины.

Под эстакадой две машины.

Как скажем, если машин будет пять?

Дети: на эстакаде пять машин.

Под эстакадой пять машин.

Воспитатель: а теперь вместо машины будет автобус. Проговорим …

На эстакаде два автобуса.

Под эстакадой два автобуса.

На эстакаде пять автобусов.

Под эстакадой пять автобусов.

Воспитатель: Молодцы ребята. Справились.

Воспитатель: Ребята, на свете есть просто слова, а есть сложные слова, которые придумали взрослые для себя.

Для этого, взрослые взяли и просто склеили некоторые слова вместе. Давайте проверим, сможете ли вы узнать, из каких слов были склеены сложные слова:

Самолет – сам летает.

Молоковоз – молоко возит.

Пароход – пар ходит.

Самокат – сам катится.

Пешеход – пешком ходит.

Бензовоз – бензин возит.

Мусоровоз – мусор возит.

Хлебовоз – хлеб возит.

Лесовоз – лес возит.

Пальчиковая гимнастика поможет нам закрепить название этих сложных слов

Все машины по порядку

Подъезжают на заправку.

Бензовоз, мусоровоз,

С молоком молоковоз,

С хлебом свежим хлебовоз

И тяжелый лесовоз. 

Воспитатель: Ребята, а что еще регулирует дорожное движение?

Дети: Дорожные знаки.

Воспитатель: Верно!

Показываю дорожные знаки – «Пешеходный переход», «движение переходов запрещено», «дорожные работы», «скользкая дорога».

Дети называют дорожные знаки.

Игра «Дорожные знаки»

Пешеходный переход – шагать на месте.

Движение пешеходов запрещено – стоять на месте.

Дорожные работы – имитация капать землю.

Скользкая дорога – качаться с ноги на ногу.

Воспитатель: Ребята, давайте теперь составим рассказы о транспорте. В этом нам поможет мнемотаблица. Посмотрите, она состоит из нескольких клеточек с символами. Первая клеточка – название транспорта, о котором вы будете рассказывать. Вторая клетка – какой цвет, размер, материал. Третья клеточка – из каких частей состоит. Четвертая клеточка – где и как передвигается. Пятая клетка – для чего используется. Шестая – профессия людей на транспорте.

Например, я хочу рассказать о транспорте. Он называется автобус. Он желтого цвета, большой. Автобус железный, окна стеклянные, колеса резиновые, сидения кожаные. У автобуса есть кабина, салон, колеса, сидения, руль. Автобус – это наземный пассажирский транспорт, он ездит по дороге. Автобус перевозит людей. Управляет автобусом водитель.

Дети составляют рассказы о транспорте по мнемотаблице.

Воспитатель: Молодцы ребята, очень хорошие рассказы получились.

Вот и подошло наше занятие к концу. Ребята, скажите, вам понравилось?

Дети: Да, понравилось.

Дети рассказывают, что им понравилось больше всего.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «ТРАНСПОРТ»

Конспект занятия по развитию речив подготовительной группе на тему«ТРАНСПОРТ»...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Забота взрослых о детях» (Серия занятий о правах ребенка).

В занятии дается понятие детям,как о них заботятся взрослые, как сами дети это осознают....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему «Транспорт, профессии на транспорте»

Цель занятия: Активизация словарного запаса по теме. Задачи:Расширять знания детей о транспорте и профессиях, связанных с транспортом, закрепить умение детей отвечать на вопрос полным ...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе на тему: "Транспорт."

Конспект по развитию речи «Виды транспорта» в подготовительной группе   Образовательная область: «Речевое развитие»Раздел: «Речевое развитие»на тему: &laq...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе по теме "Транспорт" Казимбекова Э.Д.

Цели:Активизация словаря по теме: “Транспорт”.Изучение нового материала «Из истории транспорта».Развитие подвижности артикуляционного аппарата.Развитие фонематического во...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Транспорт»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительнойгруппе на тему «Транспорт»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе: "Безопасность на улице. Правила дорожного движения"

Занятие 2.  Безопасность на улице. Правила дорожного движения Раздел: Развитие речи.Тема: Безопасность на улице (ПДД).»Цели:Образовательные: Познакомить с обозначением дорожных знаков,...