Конспект непосредственно образовательной деятельности
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Филатова Наталья Александровна

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Филатова Наталья Александровна

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

во второй младшей группе

Тема: «Накормить куклу Машу кашей»

Аннотация

Непосредственно-образовательная деятельность (далее НОД) состоит из коммуникативно - игровых заданий, которые носят комплексный характер и направлены на развитие у детей не только речевой, но и психической деятельности: заставляют ребенка думать, размышлять, фантазировать. С учетом ФГОС ДО и рационального и эффективного использования времени и учебного пространства.

Введение

Ранний возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. И среди важнейших задач развития детей обучение родному языку – одна из самых главных.

Речь – инструмент развития высших отделов психики растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта и высших эмоций, готовят почву для его успешного обучения в школе, для творческой трудовой деятельности.

Речь ребенка развивается в процессе подражания. Возможности естественной среды, в которой растёт малыш, являются развивающим потенциалом для него.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что обусловлено рядом негативных факторов, влияющих на речевую функцию:

        -ухудшение состояния здоровья детей;

        -существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей;

        -глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

        -недостаточное внимание педагогов дошкольного образования к речевому развитию ребёнка;

        -дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Как известно игра – ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык, и, конечно же, учится общению.

Цель: формирование и развитие фонематического слуха в звукоподражаниях через игровую деятельность.

 

Задачи:

Обучающая:

1. Формировать и  развивать  все  компоненты  речи  ребенка  3- 4  лет: звукопроизносительных навыков, активного  и  пассивного  словаря ребенка, слоговой структуры  слова,  фонематических  процессов,  лексико-граммматических   категорий.

2.Упражнять и уточнять в правильном произношении звуков в звукоподражании.

Развивающая:

1.Развивать мышцы артикуляционного аппарата и мелкой моторики

2.Развивать фонематический слух;

3.Развивать речевое внимание, умение отвечать на вопросы

Воспитательные:

1.Формировать умение работать в коллективе.

2.Формировать умение экспериментировать с материалами и веществами (упражнять в перекладывание гороха и фасоли из пиалы в тарелочки).

3.Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами-игрушками.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»: (познавательно-исследовательская деятельность), проведение эксперимента с крупой, цвета (красный, жёлтый).

«Социально - коммуникативное»: работа в коллективе сверстников, формирование основ безопасности, общение в игре.

«Физическое развитие»: развитие мелкой и общей моторики через проведение дыхательной гимнастики, динамического часа, смены видов деятельности.

Вид занятия: игра.

Формы образовательной деятельности: подгрупповая

Планируемый результат:

1.Играем рядом с другими детьми, не мешая им, подражает действиям сверстника.

2.Выполнять простейшие действия (с помощью воспитателя).

3.Сопровождает речью игровые и бытовые действия.

4.Слушает доступные по содержанию стихотворения.

Словарная работа: активизация в речи ребёнка новых слов: пиала; преобразование слов существительных в прилагательные.

Предварительная работа: знакомство с сюжетно-ролевыми играми (семья, накорми своих друзей); перекладывание крупы по тарелкам, разучивание пальчиковой гимнастики «Кукле Маше кашу сварим»; изучение цветов (красный, жёлтый).

Индивидуальная работа: помощь в звукоподражании, помочь ребенку при формулирование ответов.

Демонстрационный материал: кукла Маша, игрушечная посуда, тарелка, чашка, ложка; подставка для салфеток; кровать для куклы с постельным бельем, мебель для сюжетно-ролевой игры «Кухня»

Ход занятий

I. Вводная часть.  Организационный момент

Воспитатель подходит к детям, которые играют на ковре.

Предлагает сделать дыхательную гимнастику «Шар» (Дети повторяют за воспитателем)        

II. Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия (Коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая)

В группе раздается, плачь куклы Маши.

Воспитатель: кто плачет?  

Дети: кукла Маша!

Воспитатель: как Маша плачет? Покажите, «У-у-у-у»

Дети: произносят звук «У-у-у-у»

Воспитатель: чтобы Машу успокоить, надо покачать кроватку и песенку спеть «А-А-А-а-а»

Дети: качают кровать и поют песню «А-А-А-а-а»

Воспитатель: Маша не засыпает, огорчена. Покажите, как Маша огорчена?

Дети: произносят звук «О-о-о»

Воспитатель: наша Маша голодная! Маша, не огорчайся.  Поможем Маше?

Дети: поможем

Воспитатель: сварим кашу и накормим ею Машу! Вы любите кашу?

 Дети: да!

Воспитатель: молодцы!

Воспитатель предлагает детям с куклой Машей пройти к столам для приготовления каши.

Все уходят за столы.        

III. Основная часть Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД.

 Дети сидят за столами по кругу.

На столах, на подносах стоят для каждого ребенка пиала с перемешанными крупами, две тарелочки красного и желтого цвета.

Воспитатель: ой, беда! Горох и фасоль перемешались. Что делать?

Дети: нужно крупы разделить.

Воспитатель дает инструкцию, сопровождая показом.

Дети действуют по инструкции воспитателя.

Воспитатель: отделяем горох в красную тарелку, а фасоль –в желтую тарелку.

Воспитатель: назовите и покажите, в какой тарелке лежит горох.

Дети: горох лежит в красной тарелке

Воспитатель: назовите в какой тарелке фасоль?

Дети: фасоль лежит в желтой тарелке

Воспитатель: из какой крупы будем варить кашу?

Дети: кашу сварим из гороха.

Воспитатель: каша из гороха — это какая каша?

Дети: гороховая каша.

Воспитатель предлагает повторить ответ одного ребенка остальным детям.

Дети: повторяют.

Воспитатель: молодцы!

Воспитатель: пересыпьте горох в кастрюлю. Сварим гороховую кашу для куклы Маши.

Дети пересыпают горох в кастрюлю.

Воспитатель предлагает, пройти на кухню с куклой Машей.        

Все уходят на кухню        

IV. Заключительная часть        

Итог занятия. Систематизация знаний.

 На кухне садят куклу Машу за сервированный стол.

Воспитатель поставила на плиту кастрюлю с крупой.

Вместе с детьми воспитатель делает пальчиковую гимнастику «Варим кашу кукле» (Дети выполняют пальчиковую гимнастику, повторяя движения и слова за воспитателем)

Воспитатель:

Кукле Маше кашу сварим (Делают круговые движения руками, имитируя помешивание)

В миску молока нальем (Сжимают кулачок руки и имитируют переливание молока.)

Положим туда крупу (Сыпучие движения пальцами обеих рук)

и поставим на плиту (Показывают ладошки)

Будет каша хороша (Хлопают в ладошки)

Кушай Маша не спеша (Показывают указательный палец)

Воспитатель: кашка вариться и пыхтит «П-п-п-п». Покажите, как она пыхтит.

Дети: произносят звук «П-п-п-п»

Воспитатель: каша сварилась.

Воспитатель ставит на стол кастрюлю.

Воспитатель: что надо сделать, если каша горячая? Покажите.

Дети: подуть на кашу (Дети дуют)

Воспитатель предлагает каждому ребенку покормить куклу.

Дети угощают куклу кашей

Воспитатель: Маша наелась кашей, рот салфеткой вытираем и играть Машу приглашаем        

Дети помогают вытереть рот кукле салфеткой        

V. Рефлексия

Воспитатель: молодцы, накормили Машу кашей!

Воспитатель: почему Маша плакала?

 Дети: Маша голодная была, кушать хотела.

Воспитатель: какую кашу мы сварили?

Дети: гороховую кашу.

Воспитатель: вам понравилось варить для Маши кашу?

Дети: да

Воспитатель: предлагаю угостить кашей друзей Маши.        

Ребята угощают других кукол кашей, а потом играют с ними.

Список использованных источников:

1.«Радуга»: программа воспитания, образования и развития  детей от 2 до 7 лет в условиях детского сада»/ Т.И.Гризик, Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, С.В.Якобсон; научный сотрудник Е.В.Соловьёва.-М.:Просвещение, 2014.

2.Доронова Т.Н. В.В.Гербова, Т.И.Гризик. Воспитание, образование и развитие детей 3-4 лет в детском саду. Методическое руководство для воспитателей, работающих по программе «Радуга». - М.: Просвещение. 2017.

3.О.А. Карабанова. Развитие игровой деятельности детей 2-7 лет. Методическое пособие для воспитателей. - М.: Просвещение, 2016.

4.Речевое развитие детей 3-4 лет М.: Просвещение Т.И. Гризик. 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши» Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи «Животные и их детёныши»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи«Животные и их детёныши»(для старшей, логопедической группы)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности интегрированной направленности с использованием интерактивных технологий. Тема: "Тридесятое царство, обувное государство". Конспект непосредственной образовательной деятельности интегриров

Образовательная область: познание, коммуникация, художественное творчество. Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная. Цели:1....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках тематической недели «Береги себя») Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе Тема: «Не шути с огнем» (в рамках т

Цель: создание условий для развития познавательной активности посредством составления алгоритма действий при  возникновении пожараЗадачи:ü  создать условия для расширения представлений...

План-конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокровищ» Доминирующая образовательная деятельность: «Познават

План-конспектнепосредственно-образовательной деятельности в старшей группе  по образовательной области «Познавательное развитие» в рамках тематической недели «Путешествие» по теме: « Карта сокров...

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему:"Весёлые клубочки для скучающих котят" интегрированная организационная образовательная деятельность по образовательным областям "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие"

Конспект предназначен для педагогов,работающих в среднем дошкольном возрасте по таким областям,как "Творческая деятельность", "Художественно-эстетическое развитие" на тему "Ве...