Нод по технологии интегрированного занятия с приоритетным направлением речевого развития с использованием информационно -коммуникационной технологии в средней группе по теме: "По дорогам сказок"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Еналеева Марина Александровна

Целью занятия является развитие познавательных и речевых умений детей на примере любимых сказок, развитие всех компонентов устной речи детей.

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, по фрагменту из текста. Подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде; активизировать словарный запас. Закреплять названия авторских и русских народных сказок

Уметь сравнивать, обобщать, делать выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_ikt_srednyaya_po_dorogam_skazok.docx29.75 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель: Еналеева М.А.

НОД  по технологии интегрированного занятия с приоритетным направлением речевого развития с использованием информационно – коммуникационной технологии в средней группе.

Тема. По дорогам сказок

Цель: развивать познавательные и речевые умения детей на примере любимых сказок. Развитие всех компонентов устной речи детей.

Задачи:

Образовательные:

Закреплять знание русских народных сказок (их названия, имена персонажей).

Побуждать эмоционально, откликаться на события, происходящие в сказках, сопереживать их героям. Вызывать интерес к русскому народному творчеству.

Учить узнавать сказку по иллюстрациям, по фрагменту из текста. Подбирать признаки к словам, согласовывать прилагательные с существительными в роде; активизировать словарный запас. Расширить словарный запас. Закрепить название авторских и русских народных  сказок.

Развивающие:

Развивать речевую и познавательную активность детей, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и умозаключения. Развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность. Развивать связную речь.

Воспитательные:

Воспитывать интерес и любовь к авторским и русским народным сказкам. Формировать навык сотрудничества, доброжелательность;

- развивать общую, мелкую моторику, координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;

- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;

Интеграция образовательных областей:

Познавательное развитие: развитие сенсорных умений – мелкой моторики рук, закреплять знание детей о цвете;

Развитие речи: приобщение к художественной литературе на примере сказок, развитие эстетических и эмоциональных чувств, при восприятии художественного слова;

Социально-коммуникативное развитие: формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;

сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Физическое развитие:  развитие потребности в двигательной активности

Художественно-эстетическое развитие: развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений музыкального творчества.

Материал и оборудование: ноутбук, макет избушки, сундучок, клубок ниток, плоскостное изображение избушки на курьих ножках, иллюстрации к сказкам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди»; шапочки зайца, петуха; костюмы Василисы Премудрой, Жихарки, Бабы – Яги, Машеньки.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок. Рассматривание иллюстрации. Игры - инсценировки по русским народным сказкам.

Методы и приемы:

Игровой сюрпризный момент, беседа, ответы на вопросы, обращение к опыту детей, чтение отрывка из текста, дыхательная гимнастика, словесно – дидактические игры и упражнения;  педагогическая оценка, поощрения.

Наглядные:

Демонстрация на экране, рассматривание иллюстраций.

Содержание организованной деятельности детей

Организационный момент.

Звучит аудиозапись песни «Приходи, сказка!» (муз. В. Дашкевича, сл. Ю. Кима).

Входит Василиса Премудрая.

Василиса Премудрая. Здравствуйте! Я Василиса Премудрая  я знаю много сказок и очень их люблю. А вы любите сказки? (Да) И много сказок знаете? (Да). Сейчас проверим. Приглашаю вас в путешествие по дорогам сказок. Нас поведет волшебный клубок.

Бросает клубок, вместе с детьми идет за ним, подходит к макету избушки.

Василиса Премудрая. В этом домике живет сказочный герой. Если вы отгадаете загадку, узнаете, кто он.

Мальчик в домике живет,

Топит печь и пол метет.

Кот, петух – его друзья – В беде не бросят никогда.

(Жихарка)

Из избушки выходит Жихарка (ребенок в костюме)

Жихарка. Здравствуйте, ребята! Я приготовил для вас волшебный сундучок со сказками. Вот только беда – все персонажи из сказок исчезли. Не знаю что делать!

Василиса Премудрая. Не расстраивайся, мы тебе поможем. Если дети правильно назовут сказки, все персонажи в них вернуться.

Задание «Отгадай загадки».

В сказке лисонька – плутовка

Обманула зайку ловко,

Из избушки выгнав прочь.

 Плакал зайка день и ночь.

Но в беде ему помог

Один смелый петушок.

(«Заюшкина избушка»)

Он от бабушки ушел

 И от дедушки ушел.

Песни пел под синим небом,

Для лисы он стал обедом.

«Колобок»)

В этом доме без забот

Жили звери. Только вот

Мишка к ним пришел потом –

Поломал звериный дом.

(«Теремок»)

Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной.

Он, сам того не ведая, несет ее домой.

Ну, отгадал загадку?

Тогда скорей ответь!

Название этой сказки…

(«Маша и Медведь»)

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Из какой же сказки эти

Маленькие дети?

(«Волк и семеро козлят»)

У Аленушки – сестрицы

Унесли братишку птицы,

Та с подружками играла,

Братца Ваню проморгала.

(«Гуси лебеди»)

Ах ты, Петя простота,

Сплоховал немножко:

Не послушался кота,

Выглянул в окошко.

(«Кот, лиса и петух»)

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна.

Ей на солнце тяжко –

Слезы льет бедняжка.

(«Снегурочка»)

Всех важнее мышка в сказке,

Хоть в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабой помогла.

(«Репка»)

Как то мышка – невеличка

На пол сбросила яичко.

Плачет баба, плачет дед.

Что за сказка, дай ответ!

(«Курочка Ряба»).

Жихарка. Спасибо, ребята! Вы разгадали все загадки и вернули героев в их сказки. До свидания!

Василиса Премудрая. До свидания, Жихарка! Нас ждут другие сказочные герои.

Бросает клубок, вместе с детьми идет за ним, походит к плоскостному изображению избушки на курьих ножках.

Василиса Премудрая.

Возле двух лесных озер, прямо у дорожки,

Стоит терем – теремок

На курьих ножках.

Кто же в домике живет?

Кто хозяйство там ведёт?

(Баба – яга)

Из-за избушки выходит  Баба – яга (взрослый в костюме).

Баба – яга (в сторону). Фу – Фу – фу! Раньше русского духа тут и в помине не было, а нынче русский дух сам сюда пришел. Славный будет у меня обед! (К детям). Кто вы такие? Что здесь делаете?

Василиса Премудрая. Мы Бабушка – яга, путешествуем по дорогам сказок, а также хотим показать, что мы знаем и любим сказки.

Баба – яга. Сказки значит, знаете? Мне пришло много телеграмм от сказочных героев, а я стара, стала, не могу в них разобраться. Помогите?

Василиса Премудрая. Ребята, поможем Бабе –яге? (Да).

Задание телеграмма от сказочного персонажа».

Баба – яга поочередно зачитывает тексты телеграмм, дети называют персонажей  и сказки.

«Помогите! Тяжел камень, на дно тянет, шёлкова трава, ноги спутала, желты пески, на грудь легли!» (Аленушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

«Помогите. Кто – то сидел на моем стуле  и сломал его!» (Мишутка из сказки  «Три медведя»).

«На помощь, я подавился бобовым зернышком!» (Петушок из сказки «Петушок и бобовое зернышко»).

«Помогите! Меня бабы на реке побили: кто коромысло, кто ведром, кто, чем попало. А пока я прыгал, оторвал себе хвост!» (волк из сказки «Лиса и волк»).

«Спасите меня, обманула лиса, сижу в колодце!» (Козел из сказки «Лиса и козел»).

«Спасите! Мне лиса откусила масленый бок!» (Блин из сказки  «Крылатый, мохнатый да масленый).

Баба – яга.

Был Кощей вчера в гостях,

Что наделал – просто ах!

Он совсем меня запутал –

Картинки в сказках перепутал.

Картинки вы ложны собрать

И сказку русскую назвать!

Задание «Восстанови последовательность»

Дети делятся на две подгруппы, одна подгруппа выкладывает в ряд иллюстрации к сказке «Гуси – лебеди», другая – иллюстрации к сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Баба – яга. Ай да молодцы! Со всеми заданиями справились.

Теперь поиграйте со мной, уважьте бабушку.

Подвижная игра.

Дети говорят закличку. По окончании разбегаются, а Баба – яга пытается их догнать

Дождик, лей, лей, лей

Наменя и на людей.

На людей – по ложечке, на меня – по плошке, а на Бабу – ягу

Лей по целому ведру!

Василиса Премудрая. (бросает клубок так, что он не катился). Ребята, клубок не катится! Бабушка –яга, а куда нам дальше идти? Покажи, пожалуйста, дорогу!

Баба яга. Вон камень лежит на нем надпись. Куда вы пойдете, выбирайте сами. Доброго пути!

Дети подходят к макету камня.

Василиса Премудрая (читает надпись). «Направо пойдёшь – сам пропадёшь. Прямо пойдешь – друзей найдешь. Налево пойдешь – дороги не найдешь»

Дети решают пойти прямо. Идут по дорожке – массажному коврику, встречают плачущего зайчика (ребенок в шапочке).

Василиса Премудрая. Что зайчик, плачешь?

Зайчик.

Как настали холода, дом лиса слепила изо льда.

Грело солнце день за днем, и растаял этот дом.

Выгнала меня косого,

Из домишки лубяного.

Василиса Премудрая.  Давайте поможем Зайчику.  Если вы отгадаете, каким сказочным персонажам принадлежат слова, которые вы услышите, то произойдет волшебство, и зайчику придут на помощь.

Задание «Отгадай, чьи слова».

«Мужичек, где моя гусочка? Давай мне за гусочку девочку!» (Лиса из сказки «Лисичка со скалочкой»).

«Я коза – дереза, за три гроша куплена, полбока луплено.

Топу – топу ногами –

Заколю тебя рогами, ножками затопчу, хвостиком замету!

(Коза из сказки «Коза – дереза).

«Сестрица моя!

Выплынь, выплынь на бережок.

Костры горят высокие,

Котлы кипят чугунные, ножи точат булатные, хотят меня зарезати!»

(Братец Иванушка из сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

«Как же мне бычок не горевать» меня Баба - яга к себе утащила, домой не пускает, бранит – ругает, без отдыха работать  заставляет» (Нюрочка девчурочка из сказки «Бычок – черненький бочок, белые копытца»),

«Дедушка медведь будут там хвосты раздавать, захвати мне, пожалуйста, хвостик! (Заяц и сказки «Хвосты»)

«Как выскачу, как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! (Лиса из сказки «Заюшкина избушка»).

Василиса Премудрая.

Эта сказка вам знакома?

Кто лису прогнал из дома?

Дети. Петушок.

Появляется Петушок (ребенок в шапочке).

Петушок. Не горюй, заинька. Пойдем, я твоему горю помогу.

Иду на пятах,

Несу косу на плечах.

хочу лису посечи.

Слезай, лиса, с печи!

Поди, лиса, вон!

Петушок и зайчик уходят. Дети Василиса Премудрая продолжают путь по массажному коврику), встречают Машеньку (девочку в костюме).

Василиса Премудрая.  Здравствуй, девочка! Кто ты? Почему одна в сказочном лесу?

Маша. Я Машенька. Пошла с подружками в лес и заблудилась. Дороги домой не найду. Ребята, помогите»

Василиса Премудрая. Ребята, поможем Машеньке? (Да). Чтобы узнать в какую сторону идти, нужно выполнить задание.

Нам нужно вспомнить знакомую  пальчиковую  гимнастику.

Будем пальчики считать, (сжимают и разжимают кулачки)

Будем сказки называть.

Рукавичка, Теремок, (загибают пальчики по одному)

Колобок – румяный бок.

Есть Снегурочка – краса,

Три медведя, Волк – Лиса.

Не забудем Сивку-Бурку,

Нашу вещую каурку.

Про жар-птицу сказку знаем,

Репку мы не забываем

Знаем Волка и козлят.

Задание «Выбери правильный ответ»

На экране изображение леса. Надо найти дорогу к машенькиному дому.

Василиса Премудрая.

Что нашла лисичка по дороге?

а) палочку;

б) скалочку;

в) галочку.

Что предлагала лиса петушку. Чтобы он выглянул в окошко?

а) горошек;

б) зернышко;

в) молочко

Какая у зайца была избушка в сказке «Заюшкина избушка»?

а) бревенчатая;

б) ледяная;

в) лубяная

Что говорил волк, когда ловил в проруби рыбу?

а) «ловись рыбка, и мала, и велика»;

б) «ловись, рыбка, большая – пребольшая»;

в) ловись, рыбка, хоть какая».

В кого превратился братец Иванушка, попив из копытца?

а) в козленочка;

б) в жеребеночка;

в) в козленочка.

Где построила избушку для своих козлят?

а) под яблоней;

б) под берёзой;

в) под осиной.

Что принес в подарок Танюшке зайчик?

а) мешок орехов;

б) улей меду;

в) красную ленточку.

Чем потчевала лиса журавля?

а) манной кашей

б) гречневой кашей;

в) молочной лапшей

Машенька. Спасибо, ребята! Теперь я быстро до дома добегу. До свидания!

Убегает.

Василиса Премудрая Вот и закончилось путешествие по дорогам сказок. Нам пора возвращаться в детский сад.

Бросает клубок, вместе с детьми идет за ним к двери.

Дети (вместе в такт шагам).

В мире много сказок –

Грустных и смешных.

И прожить ни дня

Нам нельзя без них!

Останавливаются у двери.

Василиса Премудрая. Я убедилась, что вы хорошо знаете сказки и любите их. Ведь сказка учить добру и честности, защищает обиженных, наказывает злых и жестоких.

Я дарю вам книгу со сказками.

(Вручает детям книгу). До свидания, до новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием современных образовательных технологий в средней группе на тему: «Домашние птицы»

Программные задачи:1.Продолжать знакомить детей с домашними птицами и их детёнышами. 2.Учить правильно обращаться с домашними животными.3.Формировать заботливое отношения к ним.4. Развивать ...

Авторский конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) для детей старшей группы Тема : «Цветик – семицветик».

Конспект образовательной деятельности для детей старшего возраста по познавательному развитию, способствуют закреплению знаний о природе, о бережном отношении к ней. Развиваются творческие способности...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности педагога с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию с использованием информационно-коммуникационных технологий в старшей группе на тему: Зимние виды сорта.

Программное содержание:Познавательные задачи:  Формировать у дошкольников начальные представления об олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры.Создать у детей представле...