Технологическая карта НОД по развитию речи
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Евгения Викторовна Зубенко

Совместное проведение занятия с учителем-логопедом по лексической теме "Посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_posuda.docx563.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 15 «Ургалочка»

с приоритетным осуществлением  деятельности по физическому и художественно-эстетическому развитию детей

Новоургальского городского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

Конспект НОД по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Тема: «Секреты чудо-кухни».

1620264475_55-phonoteka_org-p-fon-kukhni-dlya-gacha-laif-60.jpg

Авторы: Н.Л. Песоцкая;

Е.В.Зубенко

Новый Ургал, 2021

Цель:  уточнение и активизация словаря  по лексической теме «Посуда», посредством совершенствования лексико-грамматических категорий.

Задачи коррекционно -  образовательные:  

- познакомить детей  с   видами посуды;

- активизировать речевое высказывание;

-упражнять детей в образовании относительных прилагательных, существительных с уменьшительно ласкательным суффиксом, согласовании числительного с существительным, словообразовании.

Задачи коррекционно - развивающие:

- способствовать развитию логического мышления;

- продолжать развивать: артикуляционную моторику, длительный плавный выдох,  слуховое восприятие, координацию речи с движением, певческий голос;

- способствовать развитию мелкой моторики рук;

- способствовать развитию  общей моторики, ориентации в пространстве;

- способствовать развитию зрительного восприятия и внимания;

- способствовать развитию конструктивного праксиса,  тактильных ощущений.

 Задачи коррекционно - воспитательные:  способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативности.

 Оборудование: фортепиано, проектор, презентация, аудиофайлы, набор посуды, разрезная картинка «Чайник», тематическое лото.

 Предварительная работа. Экскурсия с родителями в хозяйственный магазин; рассматривание посуды и беседа, о её назначении, материалах, из которых она сделана; чтение стихотворения К.И. Чуковского «Федорино горе», просмотр одноименного мультфильма; разучивание фонопедического упражнения «Чашечка»; разучивание пальчиковой гимнастики «Чашка»; разучивание приветственной частушки; изготовление ростовой модели чайника, пошив фартуков и поварских колпаков.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: художественно –

эстетическое, социально - коммуникативное, познавательное развитие.

Используемые технологии: игровые, интерактивные, здоровьесберегающие.

Использованная литература:  Н.В. Нищева «Система коррекционной работы», Л.Б. Гавришева, Н.В. Нищева «Логопедические распевки».

Планируемые результаты: воспитанники  получили эмоциональное удовлетворение от НОД, уточнили и активизировали знания  по лексической теме: «Посуда», пользовались активным речевым высказыванием.

Ход занятия 

Перед выходом детей разговаривают шеф-повар Апельсинка и помощник повара Витаминка

Шеф-повар: Здравствуй, Витаминка! СЛАЙД № 1

Помощник повара: Здравствуйте!

Шеф-повар: Ты не забыла, что сегодня, к нам на чудо – кухню придут дети из группы «Васильки»?.

Помощник повара: Конечно нет, всё давно готово! Пойду встречу детей.

Шеф- повара: Хорошо, я вас жду!

(помощник повара уходит встречать детей)

I. Организационный момент.

 (Под музыкальный аккомпанемент в зал входят дети и помощник шеф-повара, становятся полукругом, лицом к экрану)

Шеф-повар: Здравствуйте, ребята!  Я шеф-повар Апельсинка, а это моя помощница, её зовут Витаминка. Сегодня, вас ожидает интересная и увлекательная экскурсия по нашей чудо-кухне.

 Шеф-повар поёт:

Вас ребята, приглашаю

Я на чудо-кухню!

Все секреты расскажу

Ничего не утаю!

Дети: Ишь ты, подишь  ты,

          Да что ты, говоришь ты!

Дети: Мы ребята, васильки

Бойкие, умелые,

Всё на свете познаем

Никогда не устаем!

Все вместе: Ишь ты, подишь  ты,

                       Да что ты, говоришь ты!

(дети присаживаются на стульчики)

II. Основная часть

Шеф-повар: Ребята, отгадайте загадку.

В ней варят щи, компот и кашу

На всю семью большую нашу!

Дети: Кастрюля. (Отгадка появляется на экране) СЛАЙД № 2

Шеф-повар: Ребята, а давайте назовем кастрюлю ласково.

Дети: Кастрюлька.

Шеф- повар: Молодцы, ребята! Слушайте вторую загадку.

  Я похожа чуть-чуть на лопатку,
На весло я похожа немножко,
Помогаю есть кашу ребяткам,
А сестра у меня — поварёшка.

Дети: Ложка.  (Отгадка появляется на экране) СЛАЙД №3

Шеф-повар: Верно! А давайте посчитаем ложки от 1до 5

Дети:  1 ложка, 2 ложки, 3 ложки, 4 ложки, 5 ложек

Шеф- повар: Отлично! Молодцы! А теперь подумайте, как назвать эти предметы одним словом?

Дети: Посуда.

Шеф-повар:  Правильно. А для чего нужна посуда, вы знаете?

Дети: В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.

Шеф- повар: Верно! О посуде, ее назначении, материалах, из которых ее  делают, мы и будем говорить сегодня. А сейчас, я приглашаю вас пройти к полке с посудой.

Шеф-повар:  Ребята, перечислите, какая посуда стоит на верхней полке.

1-йребенок:  Заварочный чайник, чашка, блюдце, сахарница.

Шеф- повар: Верно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Ее  называют чайная посуда. Повторите это название.

Дети: Чайная посуда.

Шеф-повар: Теперь перечислите названия посуды, которая стоит на второй полке.

2-й ребенок:  Тарелки, салфетница, маслёнка, солонка.

Шеф-повар: Правильно. Этой посудой пользуются за столом во время  обеда. Ее называют столовой посудой. Повторите. Как она называется?

Дети: Столовая посуда.

Шеф-повар: И наконец, назовите посуду, которая стоит на нижней полке.

3-й ребенок: Кастрюля, сковорода, ковш, дуршлаг.

Шеф-повар: Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу, без этой посуды невозможно обойтись во время приготовления вкусных блюд.  Ее называют кухонная посуда. Повторите и это название.

Дети: Кухонная посуда.

Шеф-повар: А теперь повторите еще раз, как называется посуда на каждой полке?

                  4,5,6-й ребенок: На верхней полке чайная посуда, на второй полке столовая посуда, а на нижней полке — кухонная.

Шеф-повар: Верно. Мы с вами выяснили, что посуда бывает чайная, столовая и кухонная. А теперь, я приглашаю вас пройти к этому столу. Сейчас вам предстоит определить, из каких материалов может быть изготовлена посуда.

Шеф-повар: Нож  из железа. Какой нож?

 Дети: Железный.

Стакан из стекла. Какой стакан?

Дети:  Стеклянный

Ковш  из пластмассы. Какой ковш?

Дети:  Пластмассовый

Вилка из алюминия. Какая вилка?

Дети: Алюминиевая

Тарелка  из фарфора. Какая тарелка?

Дети:  Фарфоровая 

Бокал из хрусталя.  Какой бокал?

Дети: Хрустальный.

Сковорода из чугуна. Какая сковорода?

Дети: Чугунная

Скалка из дерева? Какая скалка?

Дети: Деревянная

Заварочный чайник из глины. Какой заварник?

Дети: Глиняный

Шеф-повар: Верно! Молодцы! Вы сами смогли убедиться, что посуда может быть изготовлена из абсолютно разных материалов.

Шеф-повар: Ребята, скажите, пожалуйста, а какой из этих предметов посуды очень хрупкий и может разбиться?

Дети: Стеклянный стакан, хрустальный бокал, фарфоровая тарелка, глиняный заварочный чайник.

Шеф-повар: А какой предмет посуды самый тяжелый?

Дети: Чугунная сковорода

Шеф- повар: Верно! Посуда может быть хрупкая и наоборот прочная. Может быть легкая или наоборот тяжелая. Молодцы, ребята! А теперь ребята самое время немного отдохнуть. Я попросила мою помощницу, немного с вами поиграть. (Выходит помощник повара)

Динамическая пауза

Фонопедическое  упражнение «Чашечка» 

(под музыкальный аккомпанемент)

Раз, два, три чашечку вокруг меня покажи! Дети становятся вкруг.

Стала чашка узкой, со звуком /у/, Дети делают круг узким, произнося звук /у/.

Стала чашка широкой, со звуком /а/. Дети делают круг широким, произнося звук /а/.

Наша чашка закружилась, со звуком /и/,  Дети бегут на носочках по кругу

Но нечаянно разбилась и в осколки превратилась. Дети подбегают к зеркалу.

Пальчиковая гимнастика «Чашечка» 

(под музыкальный аккомпанемент)

Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева.

Чашка синяя для Мити, Пальцы рук сложили чашечкой

Чтобы чаю мог попить он, Загибают пальчики рук на каждое название

Соку, сливок, лимонаду.

Нам украсить чашку надо. Показывают, как украшают чашку точками.

Артикуляционное упражнение «Чашечка» 

(под музыкальный аккомпанемент)

Улыбнулись – раз,

Широко открыли рот – два,

Три – чашечку скорее  покажи!

Четыре, чашка, не ленись!

Помощник повара: Ребята, вы и правда, бойкие и умелые. Молодцы! Присядьте, пожалуйста, на стульчики.

Шеф-повар: Ребята, продолжаем наш разговор. Я называю продукт, а вы говорите, где живет этот продукт, а точнее, в чем он хранится. Если вы отвечаете правильно, то вы услышите звуковой сигнал (включается звук аплодисментов) и увидите правильный ответ на экране.  

Молоко - … в молочнике СЛАЙД № 4

Масло - … в масленке СЛАЙД №5

Соль - … в солонке СЛАЙД №6

Сахар - …в сахарнице СЛАЙД №7

Хлеб - …в хлебнице СЛАЙД №8

Конфеты - …в конфетнице СЛАЙД № 9

Чай - …в заварочном чайнике СЛАЙД №10

Шеф-повар: Молодцы, ребята! И с этим вопросом вы тоже справились. Теперь вы точно знаете, что  каждый продукт хранится в определенной посуде. А следующее задание для вас подготовила моя помощница. Ей слово.

Помощник повара: Ребята, задание будет таким. У меня в руках вот такая разрезная картинка, чтобы узнать, что на ней изображено, нужно ее собрать. Готовы?  Тогда,  приступайте!  (дети собирают разрезную картинку с изображением чайника). Какой предмет вы собрали из частей?

Дети: Чайник

Помощник повара: Ребята, а кто мне может сказать,  что такое чайник?

(Ответы детей)

Помощник повара: Чайник – это сосуд с ручкой и носиком для кипячения воды или заваривания чая. А к кому виду посуды относится чайник, который вы собрали? (Ответы детей). 

А как вы думаете, в какой стране появился первый чайник?

(Ответы детей)

СЛАЙД 11,12

Первые чайники появились на родине чая в Китае. Китайский  император пил только кипяченую воду, но однажды, отдыхая в лесу, он приказал согреть воду для питья. Неожиданно, налетел сильный ветер, и в чашку попало несколько чайных листьев. Император попробовал напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить чай. 

Помощник повара: Сегодня, ребята, мы вам предоставим возможность  самим заварить очень  вкусный чай. А поможет нам в этом наш гость.

(Под музыкальное сопровождение в зале появляется педагог в ростовом костюме чайника).

Чайник: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Чайник: Ребята, я  принёс вам в подарок очень вкусный чай, который вы сейчас сами заварите. А ещё, я приготовил для вас свежие фрукты, сушеные ягоды и листья, чтобы наш чай стал более насыщенный и полезный, а я помогу вам вскипятить воду для заваривания. Заварим чай вместе?

Дети: Да.  

(Помощник повара приглашает всех к столу, на котором находится заварочный чайник, баночки с сушеными фруктами и чаем, одноразовые пластиковые ложки. Дети сами засыпают чай и сушеные фрукты в заварочный чайник и наслаждаются чудесным ароматом ингридиентов. Во время заваривания чая  дети проговаривают свои действия)

Чайник: Понравился вам мой подарок? 

Дети: Да.

Помощник повара: Ребята, пока наш чай заваривается. У нас есть время немного поиграть с нашим гостем. СЛАЙД №13

Подвижная игра «Чайник»

(под музыкальный аккомпанемент)

Вот большой стеклянный чайник

Очень важный как начальник

Лихо воду кипятит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит!

С нами чайник поиграй,

Нас быстрее догоняй!

Помощник повара: Понравилось вам ребята играть с чайником?

Дети: Да

Чайник: Ребята! С вами было очень весело, но мне пора возвращаться домой. До свидания!  (Чайник уходит)

III. Заключительная часть.

Шеф-повар: Ребята! У меня для вас последнее задание. Перед вами карточки с изображениями предметов посуды.  Вы сейчас разделитесь на 2 команды.  Команда 1 ребенка закроет фишками только кухонную посуду, а команда 2 ребенка закроет фишками только столовую посуду. (После выполнения задания дети называют предметы посуды, которые  они выбрали).

Подведение итогов.

Шеф- повар: Ребята, скажите, о чем мы сегодня с вами говорили?

Дети: О посуде.

Шеф- повар: Какая посуда бывает?

Дети: Чайная, столовая, кухонная.

Шеф-повар: Верно! А какое задание для вас было самым сложным? Что вам больше всего понравилось на нашей чудо - кухне?

(Ответы детей)

Шеф- повар: Я очень рада, что вам понравилось побывать на нашей чудо - кухне. Мы с моей помощницей, приготовили для вас подарок, это пирог его вы попробуете сейчас в группе вместе с чаем, который вы заваривали.

(Помощник повара выносит пирог.  Дети уходят из зала за помощником повара   под музыкальное сопровождение).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта раздела "Развитие речи"

В работе представлена технологическая карта раздела "Развитие речи" по программе "Развитие речи и общения детей дошкольного возраста" Л. В. Ворошниной. В крате раскрыты цели, возрастные особенности ре...

Технологическая карта по развитию речи «Путешествие за кладом»

Показать педагогам возможности использования ИКТ на занятиях по развитию речи...

технологическая карта по развитию речи во 2 младшей группе

Технологическая карта организации НОД во 2 младшей группе «Путешествие на поезде в зимний лес»....

Технологическая карта по развитию речи

Технологическая карта по развитию речи...

Технологическая карта по развитию речи детей средней группы " Путешествие по сказке "Рукавичка"

Игровая деятельность как средство развития коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста...

технологическая карта по развитию речи

технологическая карта "Рассказывание русской народной сказки "Колобок" - 2 младшая группв...