Конспекты непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Самойлова Наталья Викторовна

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию "Чтение и заучивание стихов о зиме"18.29 КБ
Файл Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию "Составление рассказа по картине "Не боимся мороза""19.72 КБ
Файл Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию "Составление рассказа - описания по теме "Зимняя одеж18.09 КБ
Файл Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию "Обучение рассказыванию по картине "Вот это снеговик!17.9 КБ
Файл Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию "Чтение р. н. с. "Зимовье""22.39 КБ
Файл Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию "Обучение рассказыванию по картине "Таня не боится мо18.87 КБ
Файл Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию "Звуковая культура речи: звук "Ч""20.72 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

Тема занятия «Чтение и заучивание стихотворений о зиме»

Самойлова Наталья Викторовна

Цель: Приобщать детей к поэзии. Помогать детям запоминать и выразительно читать стихотворения.

Задачи:

Образовательные: учить детей запоминать стихотворения

Развивающие: развивать память детей, воображение, интонационную выразительность речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к литературе, эстетические чувства.

Интеграция Образовательных Областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Планируемый результат: дети запоминают и выразительно читают стихотворения

Подготовительная работа: наблюдения за явлениями природы зимой (ветер, снег, снегопад, иней на деревьях), коллективные индивидуальные беседы с детьми о зиме, рассматривание иллюстраций; чтение художественной литературы, составление рассказов о красоте зимнего пейзажа. Рассматривание иллюстраций о медведях, чтение художественной и познавательной литературы, загадки о диких животных, словесные игры.

Оборудование: Конверт с загадкой, игрушка Мишка. Загадка о зиме, о медведе,  подбор иллюстрации на тему «Зима».

Вводная часть (организационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

Воспитатель. Ребята, я вижу, что у вас сегодня отличное настроение. Давайте подарим друг другу свои счастливые улыбки!

Воспитатель. Молодцы! Теперь у нас целый день будет замечательное настроение.

Ребята, что у меня в руках?

Дети. Конверт.

Воспитатель. Ребята, давайте посмотрим, что внутри. Загадка о зиме:

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

Ответы детей

Воспитатель. Правильно, ребята. Посмотрите, какое время года изображено.

Почему, вы так думаете?

Какие приметы зимы вам известны?

Вы любите зиму?

Зима – чудесное время года. Давайте посмотрим, как красиво зимой!

(Просмотр репродукциями картин художников) .

Воспитатель. Ребята, вам понравилась зимняя природа? (Ответы детей)

А какие краски в основном использовали художники в своих работах?

Дети. Синюю, голубую, белую.

Воспитатель. Почему?

Дети. Изображали снег.

Воспитатель. А снег какой?

Дети. Белый, холодный, пушистый.

Воспитатель: Ребята, я Вам предлагаю послушать стихотворения про зиму.

«Зима» Иван Суриков

Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.

И под утро снегом
Поле побелело,
Точно пеленою
Всё его одело.

Улицей гуляет Дедушка Мороз

…Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берёз;
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногою,
Только треск идёт.
Иль на окнах дышит
Закоптелых хат
Да узоры пишет,
Глядя на ребят…

Автор: С. Дрожжин

Воспитатель. Ребята, к нам пришел гость, а кто, узнаете, если отгадаете загадку.

В чаще он лесной живет,
Сладкоежкою слывет.
Летом ест малину, мёд,
Лапу зиму всю сосёт.
Может  громко зареветь,
А зовут его….( Медведь)

Воспитатель: Посмотрите, кто к нам пришел в гости! Давайте поздороваемся с ним!

Физминутка «Зимушка-зима»

Здравствуй Зимушка-зима!       (кланяемся)
Что в подарок принесла?           (разводим руки в стороны)
Белый снег пушистый,  
             (приседаем, проводим руками по воображаемому снегу)
Иней серебристый                       (встаём, поднимаем руки вверх)
Лыжи, санки и коньки,             
 (имитируем движения лыжников и конькобежцев)
И на ёлке огоньки!
                     (поднимаем руки вверх, крутим «фонарики»)

Воспитатель. А как вы догадались, что это медведь?

-Покажите, как ходит медведь.

-Что любит медведь?

-Еще чем питается медведь?

Когда медведь засыпает?

-Как называется место, где спит медведь?

Воспитатель. Сегодня постараемся заучить стихотворение о нашем госте. Написал его Владимир Орлов специально для детей. Послушайте.

Первичное чтение стихотворения

«Почему медведь зимой спит»

-Мишка, мишка! Что с тобой?

Почему ты спишь зимой?

-Потому, что снег и лёд –

Не малина и не мёд!

Воспитатель. Вам стихотворение понравилось?

Сегодня мы будем заучивать стихотворение.

Я буду читать стихотворение еще раз, а вы запоминайте и шепотом за мной повторяйте (читаю стих)

Воспитатель. О ком это стихотворение?

Что делает мишка зимой?

А почему он спит?

Еще раз послушаем стихотворение.

-Мишка, мишка! Что с тобой?

 Почему ты спишь зимой?

-Потому, что снег и лёд –

Не малина и не мёд!

Чтение каждой строчки отдельно, а ребёнок повторяет.

Воспитатель. Ребята, мне Медведь шепнул, что ему очень понравилось у нас в гостях. Но, к сожалению, ему пора уходить, чтобы лечь спать. Давайте еще расскажем ему стихотворение. Обыгрывание стихотворения «Почему медведь зимой спит? »

Воспитатель. Какие мы молодцы.

Чем сегодня мы с вами занимались на занятии?

Ребята вам понравилось новое стихотворение?

Кто-нибудь запомнил, как оно называется?

А кто может нам ещё раз рассказать стихотворение?



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

Тема занятия «Составление рассказа по картине "Не боимся мороза"»

Самойлова Наталья Викторовна

Цель: обогащение активного словаря, развитие диалогической и монологической речи, развитие фонематической  речи, совершенствовать связную речь.

Задачи:

Образовательные: учить составлять небольшой (из 2-3 предложений) рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем; учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки; продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук;

Развивающие: развивать связную речь, память, внимание, воображение; развивать интерес к речевой деятельности;

Воспитательные: воспитывать культуру поведения, дружелюбие.

Интеграция Образовательных Областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Планируемый результат: умеют составлять небольшой (из 2-3 предложений) рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем; умеют подбирать определения к словам снег, зима, снежинки; продолжают учиться выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.

Подготовительная работа: Чтение произведений о зиме: С. Есенин. «Поет зима - аукает...», И. Суриков. «Зима», Я. Аким. «Первый снег», русские народные сказки «Зимовье зверей», «Снегурочка», знакомство  народными приметами о зиме, разгадывание загадок о зимних явлениях, разучивание  пальчиковых игр «Зима»,  «Снежинка», рассматривание иллюстраций на тему «Зима», «Зимние забавы»,  наблюдение за неживой и живой природой во время прогулок; беседы о зиме, о сезонных изменениях в зимний период;  малоподвижная игра: «Снежинки», дидактические игры «Что лишнее», «Доскажи словечко». 

Оборудование: картина "Не боимся мороза"; бумажные снежинки на ниточках.

Вводная часть (организационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение Е. Трутневой «Первый снег» 
«Что такое за окном?
Сразу в доме посветлело!
Это снег лежит ковром
Самый первый, самый белый…»

Воспитатель: О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята. Зима любимое время года всех детей. Зимой холодно. А что происходит с природой в это время года?

Ответы детей:

На улице мороз. Дует сильный ветер, идёт снег, и поэтому мы с вами надеваем тёплую одежду.

Воспитатель выставляет картину. Дети рассматривают ее, отвечают на следующие вопросы.

Вопросы:

- Кто нарисован на этой картине?

- Где гуляют дети?

- Что они делают?

- Какое время года изображено на картине?

- Почему вы думаете, что это зима?

- Посмотрите на снег и скажите, какой он пушистый, холодный, мягкий.

- А как можно сказать про зиму, какая она?

Еще раз посмотрите на картину внимательно и расскажите, где гуляют дети, что они делают, во что играют.

Заслушиваются 2-3 рассказа.

Воспитатель загадывает детям загадку.

В гости прилетела
Звёздочка хрустальная.
На ладошку села - 
От тепла растаяла.  
(Снежинка)

-  Какими словами сказано про снежинку, какая она? (дети отвечают)

- Какие еще слова можно сказать про снежинку? (колючая, холодная, нежная, резная, легкая)

- Давайте назовем девочку в синей шапке Таней и расскажем о ней.

Дети рассказывают совместно с воспитателем.

"В морозный зимний день Таня... вышла гулять. Взяла она с собой... санки, лопатку, ведро. Оделась Таня тепло, на ней... меховая шапочка, зимнее пальто. На рукавичке у Тани... снежинка... узорная, белая, красивая. На улице холодно, но Таня... не боится мороза".

А сейчас расскажите про Таню без моей помощи. Кто хочет рассказать?

Оценивая рассказы, воспитатель хвалит тех детей, которые включили в свой рассказ определения белый, пушистый (снег), снежная, холодная (зима).

Физкультминутка

Воспитатель распределяет детей на две подгруппы. Одна изображает ветерок, другая - снежинок. Ветерок дует, снежинки кружатся. Затем дети меняются ролями.

- Послушайте загадку и скажите отгадку:

С неба падают зимой

И кружатся над землей

Легкие пушинки,

Белые ... (снежинки)

Правильно, это снежинки. Как красиво про них сказано: "легкие пушинки". Вам понравилось?

-  Повторим все вместе эту загадку (хоровые ответы детей)

-  Вот у меня на столе разные снежинки. Расскажите про них, какие они. (дети рассказывают)

- Послушайте слова: с-с-снег, с-с-снежинки, с-с-снежок, с-с-снего-вик. Какой звук слышится в этих словах?

-  Какие еще есть слова со звуком [с]? (снегурочка, сосулька, сетки, снегирь, синичка.) Звук [с] есть в слове лес. (Лес, лесной, лесок, лесник, старичок-лесовичок.)

- Очень много слов со звуком [с] мы вспомнили: лес, снег, снегурочка, снежинки, снежный.

-  Когда пойдем на прогулку - рассмотрите снежинки, полюбуйтесь ими.

Молодцы, вы сегодня очень хорошо позанимались.

Что вам больше всего понравилось?

И мне очень понравилось, какие вы были внимательные, как хорошо выполнили все задания, отгадывали загадки, рассказали рассказ про девочку Таню.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

Тема занятия «Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»»

Самойлова Наталья Викторовна

Цель: обогащение активного словаря, развитие диалогической и монологической речи, развитие фонематической речи.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с понятием «зимняя одежда»;  учить давать описания зимней одежды; правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; учить выделять на слухи правильно произносить звук {ж}, изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук;

Развивающие: закрепить понятие «одежда»;

Воспитательные: формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим.

Интеграция Образовательных Областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Планируемый результат: дети знакомы  с понятием «зимняя одежда»;  дают описания зимней одежды; правильно называют зимнюю одежду, сформированы представления о ее назначении; умеют  правильно произносить звук {ж}, изолированный, в словах и фразах; подбирают слова на заданный звук.

Подготовительная работа: наблюдение, рассматривание зимней одежды, рассматривание картинок с изображением различных видов иголок.

Оборудование: кукла; зимняя кукольная одежда; картинки жук, ежик, медвежонок, картина с изображением зимы.

Вводная часть (организационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение. Его написала Ирина Токмакова.

Как на горке -снег, снег,

И под горкой –снег,снег,

И на елке - снег, снег

И под елкой-снег, снег.

А под снегом спит медведь.

Тише, тише. Не шуметь!

- О каком времени года говорится в этом стихотворении?

- Почему вы думаете, что это зима?

- А кто из вас любит зиму? Почему?

1. Беседа о зимней одежде.

- Зимой на улице тепло или холодно?

- А как люди одеваются зимой?

- Наша кукла собирается на улицу. Что ей одеть, чтобы не замерзнуть? Воспитатель демонстрирует называемые детьми вещи, спрашивает что это,и следит что бы дети называли цвет одежды, ее отличительные признаки, в т. ч. и функциональные.

- Какая это шуба?

- Какого цвета? Что есть у шубки?

-Зачем нужен шарф?

- Про что мы скажем –пушистый, меховой, мягкий?

- Какая зимняя одежда есть у вас?

Отвечают 2-3 ребенка.

2. Физкультминутка

Сейчас мы, как-будто, пойдем гулять. Наденем штаны, кофту, шапку, шубу, застегнем пуговицы.

- Помогите друг другу завязать шарф.

- Наденем варежки. Скажите, что вы надели?

- Пошли гулять. Посмотрите, какой белый пушистый снег! Поиграем в снежки?

- Пошел снежок! Подуем на снежинки!

- Теперь вернемся в группу.

3. Отгадывание загадок.

- А сейчас мы будем отгадывать загадки. Кто это?

Не жужжу, когда лежу,

Не жужжу, когда хожу.

Но, если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

(Жук).

- как жужжит жук?

- Маленькие жуки жужжат тихо. Покажите как?

- Большие жужжат громко. Покажите как. Послушайте слово: ж-ж-жук. Какой звук слышится в этом слове?

- А эта загадка о ком?

Ползун ползет

Иголки везет?

(Ежик)

- Какие иглы вы знаете

- еловые, сосновые, швейные, медицинские.

- Чем похожи все иглы?

- Какой иглой мы шьем и вышиваем?

- Что шьют швейной иглой?

- Что делают медицинской иглой?

- Послушайте стихотворение Б. Захадера про ежа?

- Что ты еж такой колючий

- Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Волки лисы и медведи.

- Так почему же еж колючий?

- Можно ли ежа погладить рукой?

- Закончите предложение:

Ты ежа не трогай лучше,

Потому что он (колючий).

-Лиса потрогала ежа и… (укололась).

- У папы ежа иголки длинные и толстые, а у ежат… (короткие и тонкие).

- Иглы на елке еловые, а на сосне… (сосновые).

- Кто детеныш у ежа? Есть в слове ежонок звук {ж}?

- А вот еще одна загадка

Зимой спит, летом ульи ворошит

(медведь)

- Кто детеныши у медведя? Послушайте слово: медвеж-ж-жата. Какой звук слышится в этом слове?

- А в слове медведь есть звук {ж}?

Теперь вспомните слова, в которых есть звук {ж}? И скажите мне их.

- Вы назвали слова со звуком {ж}: ж-ж-жук, медвеж-ж-жонок, е-ж-ж-жик, ж-ж-жаба, ж-ж-жеребенок, ж-ж-желудь.

- С каким звуком мы сегодня познакомились?



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

Тема занятия «Обучение рассказыванию по картине «Вот это снеговик!» »

Самойлова Наталья Викторовна

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

Образовательные: учить детей составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации; закреплять умение придумывать название картины

Развивающие: развивать связную речь, внимание

Воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, воспитывать умение внимательно слушать рассказы своих товарищей, дополнять ответы.

Интеграция Образовательных Областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Планируемый результат: Дети умеют  составлять рассказы по картине без повторов и пропусков существенной информации; умеют придумывать название картины; 

Подготовительная работа: наблюдения в природе за снегом, беседы о явлениях неживой природы, чтение стихотворений, отгадывание загадок на тему «Зима». Наблюдения зимних явлений во время прогулки, беседы о зимних забавах, пальчиковая гимнастика.

Оборудование: сюжетная картинка по теме «Вот так снеговик!», игрушка снеговик.

Вводная часть (организационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

   Ребята, отгадайте загадку:

Мы слепили снежный ком,

Шляпу сделали на нем,

Нос приделали, и вмиг

Получился …

Снеговик

Молодцы! К нам в гости сегодня пришел снеговик, давайте с ним поздороваемся (дети здороваются).

Снеговик хочет послушать сегодня ваши рассказы о зиме.

Скажите, ребята, зима - веселое время года или грустное?

- Почему веселое? - можно кататься на санках, играть в снежки, с горки кататься на коньках.

- Почему грустное? – можно заболеть, и нам будет грустно.

Молодцы, а что выпадает зимой (снег)

А кого мы можем слепить из снега (снеговика).

Правильно, ребята наш снеговик принес с собой картину, давайте её рассмотрим. Давайте придумаем название картине. (ответы детей)

А художник назвал свою картину «Вот это снеговик!».

1. Какое время года изображено на картине? Почему вы так решили?

2. Кого слепили дети? Из чего слепили снеговика?

3. Рассмотрите снеговик и расскажите, какой снеговик. (Снеговик большой, веселый, на голове у него ведро, глазки-угольки, нос-морковка)

4. Расскажите о том, что происходит вокруг снеговика?

5. Понравился ли вам снеговик?

Молодцы, а теперь послушайте мой рассказ:

Наступила зима, выпало много снега. Стоял чудесный зимний день. Дети вышли на улицу и решили слепить снеговика. Он получился большой и весёлый. На голове у него ведро, вместо носа морковка, вместо волос веточки, а в руках метла с красным бантом. Вот так снеговик получился! Дети веселятся и играют вокруг снеговика.

Физминутка «Снеговик»

Раз - рука, два рука (Дети вытягивают вперед одну руку, затем другую)

Лепим мы снеговика. ( Имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком – (Дети разводят руки в стороны, вот такой, показывая большую величину кома)

А потом поменьше ком – (Показывают руками величину кома)

вот такой, поменьше.

А наверх поставим мы ( Соединяют пальцы рук вместе,)

Маленький комок (держат ладони на расстоянии)

Вот и вышел снеговик – (Ставят руки на бока и делают)

Снеговичок. ( повороты корпуса вправо - влево.)

Очень милый толстячок!

Воспитатель предлагает детям повторить рассказ (задание выполняют 3-4 ребенка). Молодцы ребята у вас получились хорошие рассказы, нашему снеговику они очень понравились.

  Что мы делали на занятии? Про какое время года говорили? Какую картину рассматривали? Вам понравилось? Молодцы, давайте прощаться со снеговиком.



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

Тема занятия «Чтение детям русской народной сказки "Зимовье" »

Самойлова Наталья Викторовна

Цель: помочь детям вспомнить известные им русские народные сказки. Познакомить со сказкой "Зимовье".

Задачи:

Образовательные: продолжать учить слушать художественное произведение, оценивать поведение героев; формировать умение отвечать на вопросы, поддерживать беседу; активизировать словарный запас детей: зимовье, рубить избу, столбы тесать, щепу драть, стены конопатить;

Развивающие: развивать речь и коммуникативные навыки; развивать способность понятно для слушателей отвечать на вопросы; передавать интонацией голоса персонажей.

Воспитательные: воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.

Интеграция Образовательных Областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Планируемый результат: Дети умеют слушать художественное произведение, оценивают  поведение героев; формировано умение отвечать на вопросы, поддерживают беседу; активизирован словарный запас детей словами: зимовье, рубить избу, столбы тесать, щепу драть, стены конопатить;

Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к сказкам, рассматривание альбома «Дикие животные».

Оборудование: "чудесный мешочек", игрушка зайчика, ноутбук и презентация.

Вводная часть (организационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

 

Воспитатель. Ребята, посмотрите, в нашей группе появился «волшебный» мешочек. Хотите посмотреть, что в нём.

Дети. Хотим.

  Воспитатель. Давайте сядем полукругом. Ребята, нужно "волшебный" мешочек открыть. Сейчас я попробую. Ой, он почему – то не открывается. Наверное, нужно сказать волшебное слово. Какие вы знаете волшебные слова?

Дети. Спасибо, пожалуйста, извините.

Воспитатель. Ребята, попросите, чтобы мешочек открылся.

Дети. Волшебный мешочек, откройся, пожалуйста.

(открывается волшебный мешочек)

Воспитатель. Ой, ребята, а кто же у нас в мешочке? Послушайте загадку и угадайте, кто это.

А я, ребята, летом серый.

А вот зимой, как снег я белый.

Все говорят, что я трусишка.

А я лишь маленький.

Дети. Зайчик.

Воспитатель. (Показывает Зайчика). Он что – то хочет сказать. Он хочет, чтобы ребята его спросили, что он любит делать.

Дети. Зайчик, скажи, пожалуйста, что ты больше всего любишь делать?

Зайчик. Я очень люблю сказки, но я еще не успел прочитать все. А мои друзья зайчишки попросили меня помочь им разобраться с заданиями по сказкам. Может вы мне поможете? Ребята, вы любите сказки?

Дети. Да.

Воспитатель. У Зайчика здесь много заданий, но я думаю, что мы сможем ему помочь, правда, ребята?

Дети. Да.

- Ребята, Зайчик просит нас угадать названия произведений (слайды на доске):

1. "Колобок"

2. "Гуси-лебеди"

3. "Маша и медведь"

4. " Репка".

Воспитатель. Молодцы. А сейчас Зайчик просит поиграть с ним

Физкультминутка "Зайка серенький сидит "

Зайка серенький сидит (сидя на корточках, шевелим руками, изображая уши заики)
И ушами шевелит
Зайке холодно сидеть,  (дрожим стоя)
Надо лапочки погреть,  (трут ручку об ручку, хлопают себя по бокам)
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,  (прыжки на месте)
Кто - то зайку напугал,
Зайка - прыг и убежал.

Воспитатель Молодцы с зайкой поиграли, а сейчас расскажу вам сказку "Зимовье зверей"

2 слайд

Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран. Шел бык лесом, попадается ему навстречу баран.

3 слайд

Вот пошли они вместе, попадается им навстречу свинья.

— Куда, свинья, идешь? — спросил бык.

— От зимы лета ищу, — отвечает свинья.

— Иди с нами.

4 слайд

Пошли втроем дальше, навстречу им гусь.

— Куда, гусь, идешь? — спрашивает бык.

— От зимы лета ищу, — отвечает гусь.

— Ну, иди за нами!

5 слайд

Вот гусь и пошел за ними. Идут, а навстречу им петух.

— Куда, петух, идешь? — спросил бык.

— От зимы лета ищу, — отвечает петух.

— Иди за нами!

Вот они идут путем-дорогою и разговаривают промеж себя:

— Как же, братцы-товарищи! Время подходит холодное, где тепла искать? Бык и сказывает:

— Ну, давайте избу строить, а то, чего доброго, и впрямь зимою замерзнем. Баран говорит:

— У меня шуба тепла — вишь какая шерсть! Я и так перезимую.

6 слайд

Свинья говорит:

— А по мне хоть какие морозы — я не боюсь: зароюсь в землю и без избы прозимую.

Гусь говорит:

— А я сяду в середину ели, одно крыло постелю, а другим оденусь, меня никакой холод не возьмет; я и так прозимую.

Петух говорит:

— А разве у меня нет своих крыльев? И я прозимую!

7 слайд

Бык видит — дело плохо, надо одному хлопотать.

— Ну, — говорит, — вы как хотите, а я стану избу строить.

Выстроил себе избушку и живет в ней. Вот пришла зима холодная, стали пробирать морозы; баран просится у быка:

— Пусти, брат, погреться.

— Нет, баран, у тебя шуба теплая; ты и так перезимуешь. Не пущу!

— А коли не пустишь, то я разбегусь и вышибу из твой избы бревно; тебе же будет холоднее.

Бык думал-думал: “Дай пущу, а то, пожалуй, и меня заморозит”,- и пустил барана.

8 слайд

Вот и свинья прозябла, пришла к быку:

— Пусти, брат, погреться.

— Нет, не пущу! Ты в землю зароешься и так перезимуешь.

— А не пустишь, так я рылом все столбы подрою да твою избу сворочу.

Делать нечего, надо пустить. Пустил и свинью.

9слайд

Тут пришли к быку гусь и петух:

— Пусти, брат, к себе погреться.

— Нет, не пущу! У вас по два крыла: одно постелешь, другим оденешься; так и прозимуете!

— А не пустишь, — говорит гусь, — так я весь мох из твоих стен повыщипываю, тебе же холоднее будет.

— Не пустишь? — говорит петух. — Так я взлечу на чердак, всю землю с потолка сгребу, тебе же холоднее будет.

Что делать быку? Пустил жить к себе и гуся и петуха.

10 слайд

Вот живут они себе в избушке. Отогрелся в тепле петух и начал песенки распевать.

11 слайд

Услыхала лиса, что петух песенки распевает, захотелось ей петушиным мясом полакомиться, да как достать его? Лиса поднялась на хитрости, отправилась к медведю да волку и сказала:

— Ну, любезные куманьки! Я нашла для всех поживу: для тебя, медведь, — быка, для тебя волк, — барана, а для себя — петуха.

— Хорошо, кумушка! — говорит медведь и волк. — Мы твоих услуг никогда не забудем. Пойдем же приколем да поедим!

Лиса привела их к избушке. Медведь говорит волку.

— Иди ты вперед! А волк кричит:

— Нет, ты посильнее меня, иди ты вперед!

12 слайд

Ладно, пошел медведь; только что в двери — бык наклонил голову и припер его рогами к стенке. А баран разбежался да как бацнет медведя в бок — и сшиб его с ног. А свинья рвет и мечет в клочья. А гусь подлетел — глаза щиплет.

А петух сидит на брусу и кричит:

— Подайте сюда, подайте сюда!

Волк с лисой услыхали крик да бежать!

13 слайд

Вот медведь рвался, рвался, насилу вырвался, догнал волка и рассказывает:

— Ну, что было мне. Этакого страху отродясь не видывал.

Только что вошел я в избу, откуда ни возьмись, баба с ухватом на меня… Так к стене и прижала! Набежало народу пропасть: кто бьет, кто рвет, кто шилом в глаза колет. А еще один на брусу сидел да все кричал: “Подайте сюда, подайте сюда!” Ну, если б подали к нему, кажись бы, и смерть была!

14 слайд

А бык с друзьями стали жить-поживать. И до сих пор живут они в своей избушке.

Воспитатель: - Дети, понравилась вам сказка? (ответ детей: да)

1 Как вы поняли, что означает слово «зимовье»? (ответ детей: зимний домик, чтобы перезимовать, пережить холод)

2 Для чего звери решили построить дом? (ответ детей: перезимовать)

3 Как они его строили. Кто, что делал? (ответ детей: щепу драли, стену мхом конопатили)

4 Что случилось однажды? (ответ детей: пришел волк)

5 Как зверям удалось спастись? (ответ детей: они вместе)

  Сказки любят все на свете,
Любят взрослые и дети.
Сказки учат нас добру
и прилежному труду,
Молодцы дети!

Мы сегодня очень много сделали вместе и помогли зайчику.

Ребята, вы были внимательными, хорошо слушали сказку.

 До свидания зайка, приходи к нам мы еще много расскажем тебе сказок



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию

Тема занятия « Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза» »

Самойлова Наталья Викторовна

Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определённой последовательности; учить придумывать название картины.

Задачи:

Образовательные:  - учить составлять небольшой рассказ по картине;
- учить отвечать на вопросы;
-закрепить названия зимней одежды.

Развивающие: - продолжать развивать умения детей четко отвечать на вопросы, поддерживать диалог, составлять рассказ по картине совместно с воспитателем, а затем и самостоятельно.
- развивать мыслительную активность, сообразительность.

Воспитательные: - воспитывать умение выслушивать рассказы своих сверстников;
- воспитывать интерес к окружающему миру.

Интеграция Образовательных Областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Планируемый результат: Дети умеют составлять небольшой рассказ по картине и  отвечать на вопросы; знают названия зимней одежды.

Подготовительная работа: рассматривание сюжетных картин на тему «Зима»; наблюдение во время прогулки «Природа зимой». Рассматривание картин «Дети на прогулке»; игра «Идём на прогулку»; дидактические игры «Когда это бывает?», «Составь рассказ».

Оборудование: картина «Таня не боится мороза»; магнитная доска;  кукла; картинки с изображением валенок, брюк, варежек, пальто, шапки, кофты, шарфа.

Вводная часть (организационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

 - Здравствуйте, дети! Какой сегодня замечательный день! Хотите, я прочитаю вам очень красивое стихотворение Е. Трутневой «Первый снег»?:

«Что такое за окном?

Сразу в доме посветлело!

Это снег лежит ковром

Самый первый, самый белый…»

- О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Зима)

- Скажите, зимой холодно или тепло? (Холодно)

- Что происходит с природой в это время года? (Дует сильный ветер, идёт снег)

- Правильно. И поэтому мы с вами надеваем тёплую одежду.

- Дети, к нам в гости пришла кукла Таня. (Показываю куклу. Читаю отрывок из стихотворения З. Александровой «Таня и волчок»):

Познакомьтесь с нашей Таней –

Ей пошел четвертый год.

Таня рано утром встанет,

И гулять она пойдет.

- Дети, наша Таня собирается на улицу.

- Давайте поможем ей тепло одеться.

- Что ей надо надеть, чтобы не замерзнуть? (валенки, брюки, варежки, пальто, шапку, кофту, шарф)

(По ответам детей прикрепляю на магнитную доску картинки с изображением теплой одежды и обуви).

- Правильно, всё это надо одеть.

- Ребята, как вы думаете в какие ещё игры можно поиграть на улице?

(Выслушиваю ответы детей: снежки, катание на лыжах, санках, коньках, лепить снежную бабу).

(Предлагаю детям встать в круг) Физкультминутка «Прогулка»

На дворе мороз и ветер,

Во дворе гуляют дети, (шагают по кругу)

Ручки потирают,

Ручки согревают, (Потирают рукой об руку)

Чтоб не зябли ножки,

Потопаем немножко, (Топают)

Нам мороз не страшен,

Весело мы пляшем (руки на пояс, поочерёдно пятка, носок). – Дети, Таня любит не только гулять на улице, ещё больше она любит слушать рассказы детей. (Обращаюсь к кукле): - Таня, послушай рассказ, который мы сейчас с ребятами про тебя составим. 
(Выставляю картину) - Чтобы наш рассказ понравился Тане надо внимательно рассмотреть картину в определенной последовательности.
- На этой картине нарисована девочка. И зовут её Таня. Она вышла на прогулку. (
Даю возможность детям внимательно рассмотреть картину и поделиться своими впечатлениями, помогая им наводящими вопросами). - Давайте начнём рассказ с описания одежды. Зимой холодно и Таня тепло одета. – Во что одета Таня? (Пальто, валенки, шапка, шарф, варежки) – Вам нравится Танино зимнее пальто? – Какое оно? (Зелёное, с коричневым воротником) - Танино пальто отделано мехом? (На карманах, рукавах пальто отделка из меха) – Из чего сшита Танина шапка? (Она тоже сшита из коричневого меха) – Кто хочет рассказать, в какой одежде Таня вышла гулять?

(Выслушиваю 1-2 ответа)

- Дети, что делает Таня? ( Таня синей лопаткой насыпает снег в зелёное ведёрко).

(Выслушиваю ответы детей)

- Посмотрите, ребята, какие красивые деревья зимой! (На них снег). На березе маленьких веточек даже не видно – спрятались в снежинках. И на зелёной ёлочке тоже снег. Посмотрите, как лежит снег на этой ёлочке, будто белые платочки разбросаны по веткам. – Что разбросано по веткам? (Платочки)

- Кто ещё хочет рассказать о том, как красиво вокруг? Может быть, мы чего-нибудь не заметили? (На березе сидит ворона, за деревьями – дома и т. д.) - Я сейчас составлю рассказ о Тане, а вы послушайте.

(Рассказываю, дети слушают).
В морозный, зимний день Таня вышла из дома. Взяла она с собой санки лопатку, ведро. Оделась Таня тепло. На ней меховая шапка, зимнее пальто, валенки. На рукавичку Тане упала снежинка узорная, белая, красивая. На улице холодно, но Таня не боится мороза. Таня трудиться. Она синей лопаткой насыпает снег в зелёное ведёрко. Кругом белым- бело. На берёзе, ёлке лежит снег. Снег белыми платочками повис на зелёных иголках.
- Кто может рассказать о картине без моей помощи?

(Выслушиваю 1-2 ответа, хвалю детей за рассказ, оцениваю).

- Ребята, давайте дадим название картине.

(Выслушиваю ответы детей. Отмечаю наиболее удачные названия).
- Автор назвал свою картину «Таня не боится мороза».

  Молодцы, ребята, мне так понравилось, как вы сегодня отвечали на мои вопросы, составляли рассказ, были такими внимательными. - Кукла Таня тоже благодарит, хвалит вас за такие интересные рассказы и за то, что вы хорошо занимались. После занятий мы тепло оденемся, и возьмем куклу Таню с собой на прогулку. – Ребята, я предлагаю вам, поделится с куклой Таней своими впечатлениями о сегодняшнем занятии. (Собираются возле куклы, делятся впечатлениями, прощаются с куклой).



Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию              .07.02.2019г.

Тема занятия « Звуковая культура речи: звук (ч)  »

Самойлова Наталья Викторовна

Цель:  Объяснить детям, как правильно произносится звук «ч», упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах) . Развивать фонематический слух детей.

Задачи:

Образовательные:  познакомить детей с новым звуком (ч); отрабатывать произношение звука изолированно, в слогах и в словах; научить произносить звук (ч) медленно - быстро, громко – тихо (шепотом); активизировать и расширять словарный запас по теме; закреплять умение определять место звука в начале и конце слов

Развивающие: развивать фонематический слух, память, внимание и мышление; развивать   физиологическое дыхание.

Воспитательные: воспитывать интонационную выразительность речи,  желание научиться правильно произносить  звук.

Интеграция Образовательных Областей:

Социально-коммуникативное развитие

Речевое развитие

Познавательное развитие

Физическое развитие

Планируемый результат:  дети познакомились с новым звуком (ч); отработали произношение звука изолированно, в слогах и в словах; научились  произносить звук (ч) медленно - быстро, громко – тихо (шепотом); активизирован и расширен словарный запас по теме;  умеют определять место звука.

Подготовительная работа: проведение артикуляционных гимнастик, физминуток.

Оборудование: мягкая игрушка Чебурашка, сундучок с предметами и картинками на звук «Ч».

Вводная часть (организационный момент)

Основная часть

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Теперь улыбнемся мне.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Всегда он в работе,

Когда мы говорим;

А отдыхаем,

Когда мы молчим.

Язык

Воспитатель: Для чего нужен язык человеку? (ответы детей)

Где находится язык? (во рту)

Что ещё находится во рту? (зубы)

Как работает язычок? Покажите. (дети показывают)

Что делает язычок когда мы молчим? (отдыхает спокойно лежит).

Ребята, к нам сегодня пришел гость, который очень любит загадки, поэтому он попросил, чтобы я про него тоже загадала загадку.

Он дружок зверям и детям,

Он живое существо.

Но таких на целом свете

Больше нет ни одного.

Потому, что он не птица,

Не тигренок, не лисица,

Не котенок, не щенок,

Но заснята на кино

И известна всем давно

Эта милая мордашка,

И зовется… (Чебурашка).

Правильно! Давайте пригласим его к нам в гости и покажем ему, как мы умеем играть.

Воспитатель: «А больше всего язычок любит играть»

(дети встают в круг, проводятся артикуляционные упражнения)

Артикуляционная гимнастика.

1. «Улыбочка».

Цель. Развивать круговые мышцы губ.

Губы растянуты (улыбка), видны со мкнутые зубы. Удерживать губы в та-ком положении следует 10—15 секунд.

2. «Трубочка».

Цель. Развивать круговые мышцы губ

Губы сомкнуты и вытянуты в виде трубочки вперед. Удерживать губы в таком положении следует 10—15 секунд.

3. «Хоботок».

Цель. Развивать подвижность губ.

Губы плотно сомкнуты и с напряжением вытянуты вперед как можно дальше. Удерживать губы в таком положении следует 10 секунд.

4. «Лопаточка».

Цель. Развивать умение расслаблять мышцы языка и удерживать его в таком положении длительное время.

Расслабленный широкий кончик языка положить па нижнюю губу и удер-живать на счет от 1 до 10. Верхняя губа приподнята, не касается поверхности языка.

5. «Иголочка».

Цель. Развивать умение напрягать боковые мышцы языка и длительное время удерживать его в таком положении.

Узкий кончик языка высунуть изо рта, не касаясь им губ. Удерживать его в таком положении на счет от 1 до 10.

Воспитатель: Ребята, давайте с вами вспомним, как наш язычок научился петь песенку:

Водички: с-с-с-с…

Комарика: з-з-з-з…

Сердитых гусей: ш-ш-ш-ш-ш…

Большого жука: ж-ж-ж-ж-ж…

Послушайте скороговорку и скажите, какой звук чаще всего слышится в ней.

«Чебурашка чашку чая

Черепашке наливает».

Дети: звук (ч).

Воспитатель: Правильно, послушайте новую историю о Язычке. «Однажды язычок увидел паровоз, который подъезжал к станции и громко пел «ч-ч-ч-ч». Захотелось и язычку спеть такую песенку. Он поднял кончик языка, сделал шаг назад в своём домике и стал стучать в потолок. Он пустил тёплый ветерок, и у него получилось: «ч-ч-ч-ч». Обрадовался язычок, что научился петь песенку паровоза.

Давайте и мы все вместе её споём.

(Дети произносят звук «ч» сначала хором, затем индивидуально)

А теперь паровозик поехал быстро, потом медленно.

Игра «Громко — шепотом»«Быстро – медленно».

Воспитатель: Стал Язычок сочинять и петь разные песни, похожие на песню паровоза. Дети повторяют слоги и чистоговорки вслед за воспитателем.

Чу-чу-чу-я гулять хочу. (Громко, вместе, индивидуально)

Ча-ча-ча-дай мне калача. (Тихо, вместе, индивидуально)

Чи-чи-чи-пироги в печи. (Шепотом, девочки)

Чо-чо-чо-ох, как горячо. (Быстро, мальчики)

Ач-ач-ач-пришел врач. (Медленно, девочки)

Уч-уч-уч-у меня ключ. (Громко, мальчики)

Оч-оч-оч-скоро ночь. (Тихо, шепотом вместе)

Физминутка «Поезд».

Мы в вагончиках сидим (ноги слегка согнуты в коленях, руки перед грудью)

Мы сидим, мы сидим,

И в окошечки глядим,

Весело глядим. (повороты головы вправо, влево)

Едет, едет паровоз

Чух – чух – чух, чух – чух – чух!

Ребятишек он повёз,

Чух – чух – чух, чух – чух – чух! — (притопывают, делая круговые движения согнутыми в локтях руками)

Игра «Найди звук».

Воспитатель: А вы знаете, что звуки умеют прятаться в словах? Звук (ч) тоже решил с нами в прятки поиграть. И сейчас мы будем его искать в начале или конце слова. Если вы услышите звук ч в начале слова, хлопайте в ладоши, если в конце слова, топайте ногами. Слушайте внимательно: Чай, меч, чудо, ключ, черепаха, врач, чашка, мяч.

Дидактическая игра «Чудесный сундучок».

Воспитатель: Чебурашка приготовил для нас сюрприз (достается сундучок). Этот сундучок не простой, чудесный, потому что в нём лежит много интересного. Каждый может узнать, что в нем лежит, только надо сказать такие слова: «сундучок, сундучок, приоткрой свой бочок». Дети по очереди достают из сундучка картинки или предметы на ощупь, называют их, если в названии есть звук (ч), дети кладут ее в  корзину.

Воспитатель:  Давайте вспомним о чем мы сегодня говорили, что делали?

- Чью песенку сегодня научился петь язычок? (песенку паровозика)

- А как он её поёт? (все дети отвечают: ч-ч-ч).

А вам понравилось занятие? Что понравилось больше всего?

 Молодцы, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию Тема: « Речевые игры и упражнения для дошкольников»

« Речевые игры и упражнения для дошкольников» Игровой материал по обогащению словарного запаса, развитию связной речи....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и художественно эстетической деятельности по теме «Путешествие к Золотой рыбке» в средней группе

Конспект непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию и художественно эстетической деятельности по теме «Путешествие к Золотой рыбке» в средней группе...

Конспект непосредственной образовательной деятельности (ОО "Речевое развитие" и "Познавательное развитие") в средней группе. Тема"Традиции русского гостеприимства"

Были поставлены следующие задачи:-Познакомить детей с русским обычаем встречать гостей хлебом-солью;-Вызвать желание понимать смысл пословиц и поговорок, запомнить их, употреблять в собственной речи;-...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по речевому развитию с элементами художественно эстетического развития во второй младшей группе «Путешествие по сказке»

Уважаемые коллеги вашему вниманию была представлена непосредственно – образовательной  деятельности по речевому развитию с элементами  художественно эстетического развития во второй мл...

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по речевому развитию в подготовительной группе. Тема: развитие связной речи «Портрет сказочного героя»

Цель. Упражнять детей в составлении повествовательных высказываний с элементами описания; упражнять в диалогическом  взаимодействии;  в умении задавать вопросы и отвечать на них....