Конспект образовательной деятельности Тема: «Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза» с использованием приемов ТРКМ и мнемотехники в подготовительной к школе группе»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ломакина Елена Валерьевна

Заучить стихотворение С.Есенина «Белая береза» используя приемы ТРКМ и мнемотехники.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_lomakina.docx37.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 30 «Дельфинёнок» г.Павлово

Конспект образовательной деятельности

Тема: «Заучивание стихотворения С.Есенина «Береза»

с использованием приемов ТРКМ и мнемотехники в

подготовительной к школе группе»

Автор:  воспитатель   высшей

квалификационной  категории

Ломакина   Елена   Валерьевна

2022 год

 «Русская красавица»

Цель:

Заучить стихотворение С.Есенина «Белая береза» используя приемы ТРКМ и мнемотехники.

Программное содержание: Познакомить детей с новым стихотворением С. Есенина «Берёза». Помочь почувствовать красоту природы в стихотворении, активизировать чувственное восприятие художественного слова, раскрыть авторское отношение к природе. Содействовать в восприятии детьми поэтического текста, понимать и воспроизводить образный язык рифмы и содержание литературного текста, вызывать эмоциональный отклик на него. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Задачи:

Обучающие;

- учить находить художественный образ к художественному слову;

 -расширять активный и пассивный словарь, обращая внимание детей на выразительные средства (эпитеты, метафора); 

- учить соотносить мнемотаблицы и стихотворные строчки;

- учить слушать и слышать друг друга;

- учить осознанно, запоминать произведение;

-продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников;

- совершенствовать речевые навыки детей при чтении стихотворения

Развивающие;

- развивать связную и фразовую речь, слухоречевую память, зрительное и слуховое восприятие;

- развивать критическое, словесно-логическое мышление,

- развивать любознательность, познавательную активность, целенаправленность, саморегуляцию;    

- развивать произвольное внимание, его объем и концентрацию;

- развивать умение кратко и точно выражать свои мысли на заданную тему;

- формировать навык работы с текстом;

- развивать у детей пространственное воображение, творческие способности.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к поэзии, к природе;

-воспитывать самостоятельность;

- воспитывать  умение сотрудничать и работать в группе.      

Обогащение словарякайма, бахрома, сонная тишина, в золотом огне

Активизация словарябелая, пушистая, золотой, принакрылась, лениво

     

Оборудование:

Магнитная доска, маркер, заготовки для составления мнемотаблицы на каждого ребенка, простые карандаши, «Ромашка Блума», сюжетные картинки, картины И.Грабаря «Февральская лазурь», «Сказка инея и восходящего солнца», портрет С.Есенина.

Методы и приемы, используемые в ОД:

Словесный: чтение, вопросы, объяснения, речевой образец, поощрение, художественное слово. Приемы «Толстые и тонкие вопросы», «Ромашка Блума», заучивание наизусть.

Наглядный: рассматривание иллюстраций прием «Логическая цепочка», портрет писателя.

Практический: составление «Синквейна», рисование мнемотаблицы, рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.

Предварительная работа: беседы о зиме, о зимних месяцах. Наблюдение за изменениями в природе, рассматривание иллюстраций; знакомство с репродукциями И.Грабаря, Шишкина, чтение стихов и рассказов о зиме, прослушивание музыкальных произведений. Рисование зимних пейзажей.

Ход ОД;

Ход  деятельности:

Возможные ответы,

действия детей:

1этап - Вызов.

Организационный момент

И красива, и стройна

Средь подруг стоит она.

Вся в кудряшках и сережках,

Это белая ….

Что вы знаете о березе?

Стройная, с тонкими длинными ветвями и раскидистой кроной, она привлекательна во все времена года. Могут ли быть красивыми березы зимой? (Показ иллюстрации березы в инее). Посмотрите, в какие ажурные шали оделись березы, как изящно спускаются вниз посеребренные веточки. Каждая маленькая веточка припорошена инеем, и создается впечатление, что она украшена снежной бахромой.

А вы знаете, что береза любимое дерево русского поэта С. Есенина. (Выставляется портрет поэта) Поэт был уверен, что именно береза достойна того, чтобы подарить для нее стихотворение. До глубины души волновала поэта красота русских раздолий, любимых русских берез.

Хотите узнать, какой видел березу великий русский поэт С. Есенин ? Присядьте на ковер и послушайте стихотворение «Береза». (Воспитатель включает аудио запись произведения)

Понравилось вам стихотворение? Кто написал это стихотворение? Как оно называется?

(Прием «Тонкие и Толстые вопросы»)

              Тонкие вопросы                                   Толстые вопросы

Что изображено в стихотворении?                   Почему береза «принакрылась»

О каком времени года пишет С. Есенин?         снегом, а не «накрылась»,

                                                                              «не покрылась»?

С чем сравнивает поэт снег?                        Как можно понять фразу  Почему с серебром?                                          «Принакрылась снегом, точно         Красива ли береза в серебряном снегу?            серебром»?

                                                                          Подумайте над выражением                

                                                                       «снежная кайма» и «белая бахрома».

                                                                        Что значат слова кайма и бахрома?

                                                                  С какой целью использует слова автор?

Почему тишина «сонная»?

                                                                   Как вы понимаете выражение «И                

                                                                         горят снежинки в золотом огне»? 

Какое настроение создает это стих-ие?       Каково отношение поэта к березе?

Молодцы ребята. Я очень рада, что вам понравилось произведение  «Береза» Сергея Есенина.

2 этап- Осмысление.

Я приготовила для вас очень интересное задание. Вам надо разделить на две подгруппы и подойти к столам. Как вы видите. На столах лежат картинки, посмотрите, что на них изображено? Как вы думаете, для чего они?

Совершенно верно. Чтобы его правильно выполнить это задание, я вам прочитаю еще раз это произведение. Вы внимательно слушаете, затем выкладываете на своих  столах последовательность  строк стихотворения Есенина (Прием «Логические цепочки»), а потом одна группа проверит правильность выполнение задания другой (Прием «Последовательность событий»).

(Воспитатель читает стихотворение «Береза» С.Есенина)

(Воспитатель контролирует и проверяет то,  как дети справились с заданием, для этого еще раз читает стихотворение)

Молодцы, ребята!!! Вы очень внимательные, сосредоточенные и целеустремленные.

Ребята, посмотрите, а у нас распустилась «Ромашка вопросов».Как вы думаете, по какому произведению мы будем задавать вопросы?

(Прием «Ромашка Блума»)

Эта ромашка нас учит правильно задавать вопросы. Кто хочет начать и задать простой вопрос? Выберите нужный лепесток и задайте вопрос.

Напоминаю вам, что (синий лепесток )Простой вопрос  начинается со слов «Назовите или скажите ….»

(Воспитатель хвалит ребенка, который задал вопрос).

Кто хочет задать ребятам уточняющий вопрос?

(желтый лепесток) Уточняющий вопрос начинается со слов «Если я правильно понял, то …или  То есть вы говорите, что…»

(Воспитатель хвалит ребенка, который задал вопрос).

Кто хочет задать ребятам объясняющий вопрос? Мы с вами тоже учились их задавать.

(розовый лепесток ) Объясняющий вопрос начинается со слова «Почему….»

(Воспитатель хвалит детей).

Ребята, вы еще не задавали творческие вопросы друг другу. Кто хочет попробовать первым? (воспитатель поддерживает и подбадривает детей, )

(голубой лепесток)Творческий вопрос можно начать со слов «Как вы думаете,…..» или «Если бы….» или «Придумайте….»

(Воспитатель хвалит всех  детей за находчивость, за смелость, за творчество).

Осталось два вопроса. Если вы не будете против, то вам их задам я.

(красный лепесток) Практический вопрос. Я предлагаю вам нарисовать  словесно иллюстрацию к есенинскому стихотворению.

(фиолетовый лепесток ) Оценочный вопрос. Как вы относитесь к  стихотворению «Береза»? Почему?

Мне тоже очень нравится это стихотворение, поэтому я вам его и рассказала.

3этап – Рефлексия.

Я очень рада, что это произведение пробудило в вас море чувств и эмоций. Чтобы вы смогли его быстро запомнить и не забыли долго,

я предлагаю его зарисовать в таблицу (раздаются заготовки таблицы для зарисовывания схем).(Прием Мнемотехника)

Итак, я сейчас буду проговаривать для вас каждую строчку стихотворения , а  вы будете вместе придумывать, как эти слова можно зашифровать в рисунок. Если у вас возникнут трудности, я вам помогу.

БЕЛАЯ БЕРЕЗА, ПОД МОИМ ОКНОМ

 Давайте подумаем, как вы зашифруете эту строку?!

Педагог продолжает:

ПРИНАКРЫЛАСЬ СНЕГОМ ТОЧНО СЕРЕБРОМ

 Что мы можем нарисовать в следующем пустом квадратике нашей таблицы?

Проговариваем, что мы зарисовали в первом и втором окошках:

Молодцы! Хорошо у вас получается!

Педагог продолжает:

НА ПУШИСТЫХ ВЕТКАХ СНЕЖНОЮ КАЙМОЙ

Что будете рисовать?

Возвращаемся к нашей таблице. Проговариваем с самого начала:

Педагог продолжает:

РАСПУСТИЛИСЬ КИСТИ БЕЛОЙ БАХРОМОЙ.

Что нарисуете?

Да, правильно можно нарисовать кисти в бахроме.

Повторим с самого начала:

Педагог продолжает:

И СТОИТ БЕРЕЗА В СОННОЙ ТИШИНЕ,

Что нарисуем на эти строки?

Повторяем наше стихотворение:

Педагог продолжает:

И ГОРЯТ СНЕЖИНКИ В ЗОЛОТОМ ОГНЕ.

Как это изобразите?

Давайте вместе прочитаем стихотворение по нашим таблицам(воспитатель с детьми читает стих-ние по мнемотаблице)

Ребята, чем мы с вами сегодня занимались?

Да, вы сегодня большие молодцы! Вы были внимательными, активными, целеустремленными, дружными. У вас было много интересных заданий, с которыми все справились. Вам  понравилось?

Что нового вы узнали?

Ребята, мы с вами сегодня выучили только три четверостишья стихотворения. Но как вы знаете их всего четыре. Поэтому, кто захочет выучить это стихотворение полностью, мы в вечернее время можем дорисовать таблицу, а потом вы сможете взять ее домой, чтобы порадовать своих родных знанием такого замечательного произведения.

И  чтобы поставить точку в конце нашего занятия, я предлагаю вам составить Синквейн по нашей теме.(Прием Синквей)

(Воспитатель записывает на доске Синквейн)

(дети стоят в полукруге)

Березка

Березка, символ нашей Родины, любимое дерево нашего народа. О березе сложено много песен, былин, преданий, создано много живописных картин

Нет.

Да

(дети сидят на ковре)

Да

Сергей Есенин

Береза

Береза     /   Береза не полностью

О зиме    /    в снегу. Снега мало и              

                     он только на ветках

с серебром /    Береза принаряди-  

серебро     / лась, словно девушка

блестит    /

очень красива/   Кайма и бахрома это украшение одежды. Кайма это полоска по краю одежды, а бахрома это тесьма со свисающими нитями или кистями. Чтобы показать красоту снега и инея на ветках березы. /

Кругом все тихо. Никто не ходит и ничто не двигается./

«Горят» - значит переливаются, сверкают, блестят. «Золотой огонь» - это солнечный луч./

Радостное  /    Поэт восхищается березой, восхищается ее красотой. Есенин выразил в стихотворении свою любовь к березе, к русской природе, к Родине./

(дети считалкой делятся на 2 группы поровну. На столах рассматривают картинки)

Мы будем выкладывать стихотворение «Береза»?

Дети слушают стихотворение. Советуются друг с другом. Выполняют задание. Проверяют, как справилась с заданием другая подгруппа.

(Дети подходят к ромашке)

По стихотворению «Береза» С.Есенина

(Ребенок поднимает руку, выбирает лепесток, задает вопрос)

Назовите время года, которое изображает поэт(…о чем говорится в стих-нии)?

(Отвечают другие дети)

Зима (береза).

(Ребенок выбирает желтый лепесток)

Если я правильно поняла, речь в стихотворении Есенина идет о зиме, а не о весне? (это стих-ние написал Сергей Есенин, а не Пушкин?)

(Отвечают другие дети)

Да, о зиме(Да. Сергей Есенин)

(Ребенок выбирает розовый лепесток)

Почему вы считаете, что речь идет о зиме?

(Отвечают другие дети)

Лежит снег, летят и блестят снежинки…..

(Ребенок выбирает голубой лепесток)

Как вы думаете, какие чувства вызывает у человека образ зимней березы? (Придумайте, что было бы, если бы зима была неснежной?)

Любование, радость, восхищение, чистоту, и т.д.

Мы не против.Задавайте.

Стоит дом, а перед домом белая береза. Красивая, хрупкая, кружевная, волшебная, завораживающая. Вызывающая восторг, восхищение, желание любоваться ею.

Стихотворение нам понравилось.

Оно очень напевное, нежное, показывает красоту русской природы.

Мы тоже хотим его выучить наизусть.

(предполагаемые ответы детей, Дети рисуют.)

Березу и окно нарисуем.

Полудуга со снежинкой.

Белая береза  под моим оном Принакрылась снегом точно серебром.

Ветку с каймой.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Кисти в бахроме.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

Березу с закрытыми глазами

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

Нарисуем снежинки с блеском и огонь.

Белая берёза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит берёза

В сонной тишине,

И горят снежинки

В золотом огне.

Слушали стихотворение, отвечали на вопросы, учились задавать вопросы друг другу, раскладывали картинки в последовательности, рисовали таблицу, чтобы выучить стихотворение.

Да. Очень.

Мы узнали , что русский поэт Сергей Есенин очень любил русскую природу, особенно березку. Он написал  стихотворение «Береза». Еще мы сегодня учились задавать творческие вопросы.

(дети высказывают свои предложения)

1.Береза

2.Стройная, красивая

3.Стоит, волнуется, принакрылась

4.Русская березка – символ России.

5.Русская красавица.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы» с детьми 4-5 лет по теме «Чтение и заучивание стихотворения С.Есенина «Береза»

Конспект НОД  по образовательной  области «Чтение художественной литературы»  с детьми 4-5 лет по теме «Чтение и заучивание  стихотворения   С.Есенина «Береза» ...

Конспект НОД по образовательной области «Чтение художественной литературы» с детьми 4-5 лет по теме «Чтение и заучивание стихотворения С.Есенина «Береза»

Конспект НОД  по образовательной  области «Чтение художественной литературы»  с детьми 4-5 лет по теме «Чтение и заучивание  стихотворения   С.Есенина «Береза» ...

Непосредственно Образовательная Деятельность "Заучивание стихотворения С. Есенина "Береза"

Конспект занятия по ознакомлению детей с художественной литературой в подготовительной группе детского сада. Заучивание стихотворения С. Есенина "Береза"...

Конспект по речевому развитию. Заучивание стихотворения С.Есенина «Берёза» (С использованием мнемотаблицы)

Обучающие задачи:1. Учить детей выразительно читать  наизусть  стихотворение с использованием  мнемотаблицы.2. Интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы.Развива...

Конспект НОД по развитию речи на тему: заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы

НОД по развитию речи с использованием мнемотаблицы для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Зимняя сказка» с использованием нетрадиционной техники рисования в подготовительной к школе группе

КОНСПЕКТ  НОДпо художественно-эстетическому развитию«Зимняя сказка» с использованием нетрадиционной техники рисованияв подготовительной к школе группе...

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Заучивание стихотворения С. Есенина «Белая береза» с использованием мнемотаблицы в подготовительной группе компенсирующей направленности.

Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая нежность, любование картиной зимней природы....