Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Устное народное творчество. Потешки"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Ирина Николаевна Бородина

Цель: развитие интереса и приобщение детей к русской народной культуре.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_neposredstvenno_obrazovatelnoy_deyatelnosti.docx16.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи в средней группе

"Устное народное творчество. Потешки"

Цель: развитие интереса и приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи:

способствовать развитию у детей диалогической речи, умению задавать вопросы; продолжать знакомить детей с малыми формами фольклора, создавать условия для применения фольклора (считалки, потешки, мирилки) в повседневной деятельности, формировать умение работы с соленым тестом;

развивать театральные способности, обогащать словарный запас, работать над интонационной выразительностью речи;

формировать интерес к русской народной культуре, языку.

Предварительная работа: заучивание утреннего приветствия, разучивание потешек и обыгрывание их индивидуально, знакомство и применение в повседневной деятельности пословиц, знакомство с избой, ее убранством (презентация), разучивание физминутки (индивидуально), лепка из соленого теста сердечек ко дню Матери, разучивание хоровода «У бабушки Меланьи».

Методы и приемы: использование художественной литературы, игровой метод, наглядный метод, практическая деятельность детей.

Материалы и оборудование: ноутбуктелевизор, 3 русские народные мелодии (при входе в группу, при самостоятельной работе с тестом, при вручении подарков), ширма в виде избы с окном, шапочка кошки, костюм для деда, костюм для бабушки, колокольчик, разносы 3. шт. для готовых изделий, тесто соленое, доски, тарелочки и салфетки влажные на каждого ребенка.

Ход НОД

Воспитатель: Давайте поприветствуем друг друга.

Доброе утро всем, кто проснулся!

Доброе утро всем, кто улыбнулся!

Доброе утро светлому солнцу! - (поднимают руки вверх)

Доброе утро небу в оконце! – (чуть разводят руки вверху)

Доброе утро певчим синичкам, - (руки опускают, машут внизу кистями рук)

Доброе утро нашим гостям! – (поворачиваются к гостям)

Будем все нежны! Будем все дружны! – (держаться за руки, слегка размахивают)

Воспитатель: Давайте сядем рядком (дети садятся), вот теперь можем поговорить ладком и потрудится.

Ребята, скажите, что такое потешки?

Дети. Небольшие стишки. Потешки сочиняли с давних пор, чтобы кого-то приласкать, кого-то пожалеть.

Ребята а вы знаете потешки? Давайте вспомним потешки которые мы учили.

1 ребенок с колокольчиком в руке:

- Дили-дили, дили-дили

Колокольчики звонили,

Дили-дили, дили-дили

Колокольчики будили

Всех жуков, пауков и веселых мотыльков.

Динь-день! Динь-день!

Начинаем новый день.

2, 3 ребенок ведут диалог (у Кисоньки шапочка)

- Кисонька-мурысонка, где была?

- На мельнице.

- Кисонька-мурысонка, что там делала?

- Муку молола.

- Кисонька-мурысонка, что из муки пекла?

- Прянички.

- Кисонька-мурысонка, с кем прянички ела?

- Одна!

- Не ешь одна, не ешь одна!

4, 5 ребенок рассказывают: (у кота шапочка)

- Пошел котик на торжок,

Купил котя пирожок.

- Самому ли съесть, или маме отнесть?

Я и сам откушу и мамочке отнесу.

Воспитатель. Молодцы, спасибо, повеселили.

Воспитатель. Люди с давних пор сочиняли не только веселые и смешные потешки, но и мудрые пословицы. А знаете ли вы пословицы?

Сделал дело - …..(идешь играть смело).

Делу время - …..(потехе час).

За всякое дело…(берись смело).

Любишь кататься, … (люби и саночки возить).

Без труда ….. (не вытащишь и рыбку из пруда).

Воспитатель. Какие вы у меня молодцы, сколько пословиц знаете.

Ребята, давайте вспомним, как называется дом построеный из бревен? (Изба)

Изображение избы появляется на экране телевизора.

Посмотрите, настоящая русская изба.

Физическая минутка, (проводит подготовленный ребенок).

Молоточком я стучу,

Дом из бревен построить я хочу (стучат кулачком о кулак).
Строю я высокий дом (ставят одну руку на другую перед грудью и выше),
Буду жить я в доме том 
(соединяют руки «крышей» над головой).

Воспитатель. А, теперь пришла пора заглянуть в наш домик и узнать, кто же в нем живет?

Тук-тук, кто - кто в этом доме живет?
Кто - кто вместе солнцем встает?
Это бабушка с дедушкой проснулись…

Выходят бабушка и дедушка, друг на друга не смотрят.

Воспитатель: Ой, кажется бабка c дедом поругались, ребята, давайте научим их мириться.

Дети вместе:

- Чем ругаться и дразниться

Лучше нам с тобой мириться

Очень скучно в ссоре жить

Потому давай дружить.

Воспитатель. Ну как, бабушка и дедушка, будете мириться? Не дело это быть в ссоре.

Бабка с дедом поворачиваются к друг другу и мирятся:

- Мы дрались и обзывались,

Обижались и ругались.

Но решили помириться

Нам не трудно извиниться.

- Руку дай, мириcь, мирись

Друг прости и улыбнись!

Воспитатель. Вот совсем другое дело. А сейчас пришла пора потрудиться, детвора.

Давайте все вместе из соленого теста начнем делать украшение для избы бабушки и дедушки. Проходите, садитесь за столы.

Воспитатель. Давайте перед работой разомнем пальчики свои

Тесто мнем, мнем, мнем!
Тесто жмем, жмем, жмем!
(очень энергично сжимаем руки в кулаки и разжимаем – одновременно на двух руках или поочередно)
Мы украшенье cоберем (делаем движения, как будто лепим снежки)

Воспитатель: Ну что, доделаем дело…(продолжают дети.)

Дети садятся за столы, педагог объясняет им, как делать украшение из соленого теста.

(Звучит спокойная русская народная мелодия)

Самостоятельная деятельность детей. Индивидуальная работа.

После трудовой деятельности дети кладут работы на разносы, вытирают руки влажной салфеткой.

Воспитатель. Молодцы, ребята. Хорошо потрудились

Ой, девчонки! Ой, мальчишки!

Становитесь в хоровод

Пришла пора петь да играть!(Проводиться хоровод «У бабушки Меланьи..)

Воспитатель. Дети, вам понравилось сегодня играть и трудиться?

А что тебе понравилось?

Почему тебе не понравилось?

(Опрос детей)

- Я вами очень довольна, все вы постарались

Вам бы хотелось еще раз повстречаться с бабушкой и дедушкой? (Да).

Это будет другая история.