Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Ранняя весна».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- учить детей называть признаки времен года;

- учить детей образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним;

- развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их;

- развивать мышление  и связную речь;

- закреплять навык использования в речи предлога БЕЗ;

- упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей;

- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no26_starshaya_gruppa_vesna.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Ранняя весна». Занятие № 26

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

- учить детей называть признаки времен года;

- учить детей образовывать относительные имена прилагательные и подбирать имена существительные к ним;

- развивать у детей умение замечать неточности в весенней картинке и выделять их;

- развивать мышление  и связную речь;

- закреплять навык использования в речи предлога БЕЗ;

- упражнять детей в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежей;

- воспитывать у детей интерес к изменениям, происходящим в природе и окружающей действительности весной.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- сюжетные картинки с изображением проталин, луж, ручейков, цветущих деревьев, грозы, тающих сосулек (капели), яркого солнышка, майских жуков,

- сюжетные картинки по теме «ВЕСНА» и «ЧТО ПЕРЕПУТАЛ ХУДОЖНИК».

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Организационный момент.

Солнце ярче светит,

Дует теплый ветер,

Птицы с юга прилетели,

Звонко капают капели,

Вот и кончилась зима,

К нам опять пришла …. (ВЕСНА).

М. Картушина.

Логопед демонстрирует детям сюжетную картинку «Весна». На картинке допущены неточности (кроме весенних примет нарисованы приметы других времен года). Проводится игра «Что перепутал художник». После этого дети садятся на свои места.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Тема занятия.

Логопед: Ребята, наконец-то к нам пришла долгожданная весна. Сегодня мы с вами будем отмечать ее рождение. А чем же весна отличается от других времен года? Послушайте внимательно.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Вводная беседа.

Весна.

Весной солнце появляется чаще, греет теплее. Под лучами солнца в снегу появляются проталины.  Небо весной голубое, высокое, чистое.  Облака на небе легкие, пушистые, перистые – как перышки.

Деревья весной просыпаются. На них появляются почки, листочки. Почки зеленые, липкие, пахучие. Земля весной оттаивает. Она рыхлая, теплая, мягкая. Трава весной молодая, светло-зеленая, шелковистая. Весной прилетают птицы. Они чирикают, щебечут, вьют гнезда, ищут корм.

Просыпаются весной звери. Они прыгают, бегают, ищут пищу.  Некоторые звери меняют старую зимнюю шубку на новую. Засвистит, защелкает в кустах соловей. В лужах заквакают лягушки, майские жуки с гудением носятся между ветвями, бабочки порхают с цветка на цветок. Кукует кукушка. Люди надевают весеннюю одежду. Все рады весне.

Социально-коммуникативное развитие    Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: вы внимательно прослушали мой рассказ, а теперь попробуйте сказать, без чего не может быть весны. Для этого используйте картинки, которые находятся перед вами.

Весна не может быть без яркого солнца.

Весна не может быть без луж.

Весна не может быть без ручейков.

Весна не может быть без грозы.

Весна не может быть без майских жуков.

Весна не может быть без проталин.

Весна не может быть без капели.

Весна не может быть без подснежников.

 И т.п.

Игра «Образуй новое слово».

Подбор существительных к прилагательному и согласование их в роде.

Весна (что может быть весенним?) – весенний дождь, весеннее солнце, весенний день, весенняя радуга и др.

Март (что может быть мартовским?) – мартовский день, мартовская оттепель, мартовский праздник, мартовские лужи и др.

Апрель (что может быть апрельским? ) – апрельские цветы, апрельское солнышко и др.

Май (что может быть майским?) – майские праздники, майский жук, майская гроза, майское солнце и др.

Дождь (что может быть дождливым?) – дождливый день, дождливое небо, дождливая погода.

Гроза (что может быть грозовым?) – грозовое небо, грозовая туча, грозовой май и др.

Солнце (что может быть солнечным?) – солнечные лучи, солнечный зайчик, солнечное небо, солнечная полянка.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

«Краски весны».

Снова нет ручьям покоя – День и ночь журчат в кустах ( бегут по кругу друг за другом),

Ходит солнце золотое в чистых-чистых небесах. (спокойно идут друг за другом),

Льет лучи на лес и луг (приседают – встают)

И на все цветы вокруг («цветок» над головой).

Б. Асаналис.

Социально-коммуникативное развитие    Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игра «Один – много».

Логопед: А теперь давайте посмотрим, чего бывает много весной. (проводится по картинкам).

Одна что?  - ЛУЖА. Если несколько, то как о них можно сказать? – ЛУЖИ. А много чего? ЛУЖ.

Ручей – ручьи – ручьев.

Дерево – деревья – деревьев.

Туча – тучи – туч.

Проталина – проталины – проталин.

Сосулька – сосульки – сосулек.

Лужайка – лужайки – лужаек.

Почка – почки – почек.

Гроза – грозы – гроз.

 И т.п.

Социально-коммуникативное развитие     Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игра «Составь рассказ».

Согласование слов между собой, составление предложений.

Логопед: Сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо от весны. Но послание зашифровано, и нам с вами нужно его расшифровать.

ГРЕЕТ, СОЛНЦЕ, ЯРЧЕ.

ОКНОМ, ЗА, ТАЕТ, СНЕГ.

СОЛНЦЕ, СОСУЛЬКИ, НА, ТАЮТ.

КАПЕЛЬ, ОКНОМ, ЗВЕНИТ, ЗА.

ДЕРЕВЬЯХ, НА, ПОЧКИ, ПОЯВЛЯЮТСЯ.

Дети совместно с логопедом объединяют предложения в рассказ и несколько детей его пересказывают.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Итог занятия.

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Детский сад».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Познакомить детей с нахождением, назначением и названием комнат и групп в детском саду,Закрепить названия и назначение предметов, находящихся в групповой комнате,Выучить имена, отчества ...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Игрушки».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними;научить выделять составные части, форму, цвет, материал;образовывать существительные родительного падежа, существитель­ные с у...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Моя семья».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:расширить знания детей по теме: «Семья»,закрепить понятие о родственных отношениях в семье,учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать и правильно упо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Продукты питания».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Закрепить знания детей о том, что пищу готовят повара на кухне, названия блюд завтрака, обеда, ужина;Закрепить названия продуктов, из которых готовят первые, вторые и третьи блюда,Активи...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Зима: обобщение по теме».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить  знания детей о зиме, её приметах, уточнить названия зимних месяцев.- формировать знания детей о приметах зимы с опорой на дидактическую игру «Что бывает зимо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Природа ранней весной».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- формировать представления детей о ранней весне и ее приметах;- уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «ранняя весна» - весна, сосульки, капель, проталины, руч...