Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Насекомые».
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Квитка Елена Анатольевна

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

- учить детей преобразованию глаголов единственного числа во множественное число;

- расширить словарный запас детей по теме «Насекомые»;

- упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям;

- развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;

- закреплять употребление предлогов при составлении предложений;

- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no_29_starshaya_gruppa._nasekomye.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Насекомые». Занятие № 29

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:

- учить детей преобразованию глаголов единственного числа во множественное число;

- расширить словарный запас детей по теме «Насекомые»;

- упражнять детей в отгадывании насекомых по совершаемым действиям;

- развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа;

- закреплять употребление предлогов при составлении предложений;

- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам и их обитателям.

ОБОРУДОВАНИЕ:

- плакат с изображением лесной полянки;

- предметные картинки с изображением насекомых со специальной липкой лентой на обратной стороне для приклеивания их на плакат;

- картинка с изображением цветка.

ХОД ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Организационный момент.

Игра «Назови одним словом».

Бабочка, стрекоза, муравей, комар, муха. (НАСЕКОМЫЕ).

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Тема занятия.

Логопед: Вы  хотите совершить путешествие?  (ответы детей).

Тогда мы отправляемся в лес, а вернее, на лесную полянку, чтобы рассмотреть насекомых, которые там обитают.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Вводная беседа.

Логопед: Садитесь на свои места и представьте, что мы едем на автобусе. Чтобы вам не было скучно, я расскажу вам о насекомых.

Насекомые.

У насекомых шесть ног. Их тела покрыты твердой оболочкой, которая называется наружным скелетом.

Тело каждого насекомого  можно разделить на 3 части: голова, грудь, брюшко. Большинство насекомых может летать. Обычно у них две пары крыльев.  Одна пара крыльев только у мух.

Яркая окраска многих насекомых предупреждает  других животных о том, что они несъедобны. Многие насекомые пользуются цветом, чтобы скрываться от врагов.

А вот и лесная полянка.  (логопед вывешивает плакат с полянкой).

Социально-коммуникативное развитие    Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Развитие лексико-грамматических категорий.

Логопед: Но что-то я не вижу насекомых. Они появятся на полянке, когда вы их отгадаете.

Игра «Угадай, кто?»

Подбор к глаголу имени существительного, подходящего по смыслу.

Проводится с помощью картинного материала, выставленного на доске: муха, бабочка, комар, пчела, стрекоза, муравей, кузнечик, шмель, жук.

Порхает (кто?) - … БАБОЧКА.

Жужжит – ЖУК

Звенит – КОМАР

Собирает мед – ПЧЕЛА

Жалит – ШМЕЛЬ

Ползает – МУРАВЕЙ

Прыгает – КУЗНЕЧИК.

После каждой отгадки логопед вручает ребенку картинку с изображением насекомого. Ребенок прикрепляет насекомого на поляку.

Логопед: Ребята, мне кажется, что на нашей полянке очень мало насекомых. Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать?  Я буду называть одно насекомое – а вы будете отвечать так, как будто их много.

Игра «Один – много».  – образование существительных в форме множественного числа.

МУХА, а много … .МУХ.

БАБОЧКА, а много … БАБОЧЕК.

КОМАР, а много … .КОМАРОВ.

ПЧЕЛА, а много …. ПЧЕЛ.

МУРАВЕЙ, а много…. МУРАВЬЕВ.

КУЗНЕЧИК, а много…. КУЗНЕЧИКОВ.

ШМЕЛЬ, а много… ШМЕЛЕЙ.

ЖУК, а много…. ЖУКОВ.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка.

Выполнение движений по тексту стихотворения.

Я шагаю по лужайке – сверху ясно мне видна

Вся зеленая страна.

Вот улитка – добрый гномик –

На себе таскает домик.

Вот стоит высотный дом –

Муравьи хлопочут в нем.

Социально-коммуникативное развитие    Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Ориентирование в пространстве.

Логопед: Больше всего на лесной полянке насекомым нравятся цветы. Они кружат возле них со всех сторон. Вот как эта бабочка.

Логопед перемещает вырезанную бабочку около цветка. Дети должны рассказать, где сейчас находится бабочка. Для образца логопед дает следующее предложение: БАБОЧКА СИДИТ ПОД ЦВЕТКОМ!

Должны быть использованы предлоги: НАД, ПОД, ЗА, НА, наречия – СПРАВА, СЛЕВА.

Социально-коммуникативное развитие  

Речевое развитие

Игровая деятельность

  1. Игра «Что делает, что делают?»

Логопед: А чем же занимаются насекомые на полянке? Сейчас мы об этом узнаем.

Образование формы множественного числа глаголов:

Бабочка порхает, а бабочки … ПОРХАЮТ.

Пчела собирает мед, а пчелы  СОБИРАЮТ МЕД.

Оса жалит, а осы … ЖАЛЯТ.

Жук жужжит, а жуки … .ЖУЖЖАТ.

Комар звенит, а комары … ЗВЕНЯТ.

Стрекоза стрекочет, а стрекозы … СТРЕКОЧУТ.

Муха в дом залетает, а мухи в дом…. ЗАЛЕТАЮТ.

Кузнечик прыгает, а кузнечики …. ПРЫГАЮТ.

Паук паутину ткет, а пауки паутину … ТКУТ.

Муравей муравейник строит, а муравьи …. СТРОЯТ.

Логопед: Нам пора возвращаться, и насекомые тоже улетают с полянки.

Логопед снимает с плаката по одному насекомому, а дети рассказывают, кто улетел с полянки.

С ЛЕСНОЙ ПОЛЯНКИ УЛЕТЕЛА БАБОЧКА. И др.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

  1. Итог занятия.

Логопед: Куда мы с вами сегодня совершили путешествие? Каких насекомых можно встретить на лесной полянке? Как нужно отностится к таким красивым местам, как лесная полянка?

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

Трудовая деятельность во время НОД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с онр по теме «ДЕРЕВЬЯ»

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи  в старшей   логопедической группе для детей с онр по теме:  «ДЕРЕВЬЯ»...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Детский сад».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Познакомить детей с нахождением, назначением и названием комнат и групп в детском саду,Закрепить названия и назначение предметов, находящихся в групповой комнате,Выучить имена, отчества ...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Игрушки».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними;научить выделять составные части, форму, цвет, материал;образовывать существительные родительного падежа, существитель­ные с у...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Моя семья».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:расширить знания детей по теме: «Семья»,закрепить понятие о родственных отношениях в семье,учить согласовывать существительные с прилагательными, образовывать и правильно упо...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Продукты питания».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:Закрепить знания детей о том, что пищу готовят повара на кухне, названия блюд завтрака, обеда, ужина;Закрепить названия продуктов, из которых готовят первые, вторые и третьи блюда,Активи...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Посуда».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:- закрепить знания детей названий посуды;- учить называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду; называть части посуды и внешние признаки;- учить детей образовывать слова с умен...

Технологическая карта образовательной деятельности по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей логопедической группе для детей с ОНР по теме: «Зима: обобщение по теме».

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: - обобщить  знания детей о зиме, её приметах, уточнить названия зимних месяцев.- формировать знания детей о приметах зимы с опорой на дидактическую игру «Что бывает зимо...