Программа по дополнительному образованию "Говорушечка"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа)

Морозова Мария Владимировна
Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха. Формировать умение выразительно читать стихи. Приобщать к художественному слову. Знакомство с разновидностями пальчиковых игр. Развивать умение принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_govorushechka_srednyaya_gr.docx40.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №218

Дополнительная общеобразовательная, общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности

«Говорушечка»

Содержание программы:

  1. Пояснительная записка

Актуальность программы

Новизна программы

Цель программы

Задачи программы

Ожидаемые результаты

Информация о направленности, уровне

Краткая характеристика воспитанников, возрастные особенности

Объём и срок освоения дополнительной общеобразовательной программы (общ. количество учеб. часов)

Формы обучения

Особенности организации

Состав группы

Режим занятий

Периодичность и продолжительность занятий

  1. Учебный план

Разделы, темы (Количество теоретических, практических часов, формы контроля)

  1. Содержание программы

(с отражением основных дидактических принципов, возрастных особенностей, уровня воспитанников)

  1. Календарный учебный график

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Дата начала и окончания реализации ДОП, её модулей

Продолжительность каникул

  1. Условия реализации программы

Материально-технические условия

Информационно-методические условия реализации программы

Особенности организации образовательного процесса

Методы обучения

Формы организации учебного занятия

Педагогические технологии

Алгоритм учебного занятия

Дидактические материалы

Использование дистанционных образовательных технологий

  1. Список литературы

     Для педагогов

Для воспитанников

Для родителей

1. Пояснительная записка.

Актуальность и новизна кружка.

Возраст от 4 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В этом возрасте заметно увеличивается активный словарь детей за счет слов, обозначающих свойства и качества предметов, действия с ними, их функциональные признаки. Наблюдаются индивидуальные различия в словарном запасе, что обусловлено рядом факторов, в том числе и средой, в которой живет, воспитывается и обучается ребенок.

Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающим его миром. Он может понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами. Неясная речь ребёнка затрудняет его общение и накладывает на характер ребёнка много комплексов.

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, мы выбрали тему нашего кружка: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушечка».

  • Цель

Комплексное развитие познавательно-речевой деятельности детей, развитие фонематического слуха. Формировать умение выразительно читать стихи. Приобщать к художественному слову. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.  Побуждать принимать участие в игре со стихотворным сопровождением, используя шапочки – маски.

  • Задачи

Обучающие:

1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором. 2.Обогащать, активизировать речь детей.

3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

6.Учить подражать движениям взрослых.

Развивающие:

1.Развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих.

2. Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.

3.Развивать интерес к народному творчеству.

4.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

5.Развивать внимание, зрительное восприятие.

6.Развивать согласованность движений обеих рук.

Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек. 2.Воспитывать любовь ко всему живому.

  • Ожидаемый результат: 

1.Обогащение активного и пассивного словаря детей;

2.Знакомство детей с фольклором;

3.Освоение детьми невербальных средств общения;

4.Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;

5.Уверенность в себе, преодоление робости;

6.Интерес к фольклору, пальчиковым играм.

7.Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.

Значимые характеристики, возрастные особенности ребенка средней группы (4-5 лет)

Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.

Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).

Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им, пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.

Становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. Звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для ребенка.

В четыре года при соответствующих условиях дети относительно легко справляются с задачей звукового анализа и довольно быстро приобретают это умение. Неумение выделять звуки в слове не является возрастной особенностью четырехлетнего ребенка, а связано только с тем, что такой задачи никто перед ребенком не ставит, а сам он в практике речевого общения не испытывает в этом необходимости.

В этот период совершенствуется речевой слух детей. Они получают возможность различать слова, отличающиеся одной фонемой (палка — балка, мишка — мышка).

Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов. Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

В возрасте от четырех до пяти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное употребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях.

К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.

Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы.

Дети умеют не только слушать и понимать приказания и просьбы взрослого, но и свободно разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.

В данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью. Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно рассказать о событиях из собственной жизни, описать животных или заменяющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.

Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят, ждут. Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возраста является постоянное сочетание действия и речи.

 Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.  Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения. Звукопроизношение полностью нормализовалось.

  Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

Объём и срок освоения дополнительной общеобразовательной программы

Программа рассчитана на 1 учебный год, объем программы составляет 33 часа.

Режим, периодичность и продолжительность занятий

Состав группы постоянный (мальчики и девочки). Подгрупповые занятия, не более 15 человек.

Диагностика проводится 2 раза в год (в начале года - вводный, в конце года - итоговый). Кружковые занятия проводятся по 20 минут, во второй половине дня, один раз в неделю по пятницам. Периодичность занятий – с октября по май.

Помесячное распределение занятий

дополнительных образовательных услуг

(сентябрь 2021-май 2022 г)

2021 г

2022 г

Всего

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

1

8

15

22

29

5

12

19

26

3

10

17

24

14

21

28

4

11

18

25

4

11

18

25

1

8

15

22

29

6

13

20

27

5

4

4

3

4

4

5

4

33

2. Учебный план

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

5 неделя

Октябрь

Тема «Осень»

Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим».

Пальчиковая игра «Осенний букет»

Дыхательное упражнение «Ветер и листья»

Упражнение «Дождик» - (на координацию речи с движениями под музыку)

Тема «Что растет в огороде»

Знакомство с домиком Язычка.

упр. «Домик открывается», «Улыбка».

Игра «Громко-тихо».

Упражнение «Таня сеяла горох»

Тема «Овощи»

«Овощи»

заучивание стихотворения

Н.Кончаловской.

Упр. «Домик открывается», 

«Толстячки» - «Худышки» (артикуляц. гимнастика)

Дидактическое упражнение «Узнай по описанию»

Тема «Сад. Фрукты»

Игра «Назови ласково»

Упр. «Кислый лимон» (артикуляц. гимнастика)

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Потешка «Мягкие лапки, а в лапках-царапки»

Ноябрь

Тема «Полная корзинка»

Заучивание стихотворения Н. Саконской «Малина»

Упр. «Яблоко» - «Банан» (артикуляц. гимнастика)

Игра «Какой? Какая? Какое?

Тема «Дары осени»

Упр. «Вкусное варенье»

Пальчиковая игра «Осенний букет»

«Звуки осеннего леса» (фонограмма)

Игра малой подвижности

«Сорви яблоко»

(картотека)

Тема «Как звери к зиме готовятся»

Потешка «Сидит белка на тележке»

Пальчиковая игра «Кролик» (картотека)

Упр. «Подуй на чай» (артикуляц. гимнастика)

Игра «Отгадай, кто говорит?»

Игра малой подвижности

«Кот и мышь»

Тема «Почему медведь зимой спит»

Беседа по сказке В. Сутеева «Дядя Миша»

Пальчиковая игра «Грибы»

(картотека)

Упр. «Домик открывается» (артикуляц. гимнастика)

Игра «Угадай и изобрази» (изменение одного звукокомплекса по высоте и силе)

Декабрь

Тема «Магазин игрушек»

Артикуляционное упражнение «Лошадка»

«Невероятные истории» (сочинение истории из личного опта)

Пальчиковая игра «Есть игрушка у меня» (картотека)

Игры «Узнай на ощупь»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

Пальчиковая игра «Бурёнушка»

Игра «Угадай, чей голосок?» (картотека игр)

Игра малой подвижности

«Пёс Барбос»

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр)

Пальчиковая игра «Котик»

Артикуляц.

гимнастика 

«Котёнок»

Тема «Новый год к нам идет»

Стихотворение «Как на горке снег, снег» (сопровождать речь движениями)

Артикуляционное упражнение

«Лови снежинку»

Игра «Загадай желание» (описание желаемого подарка)

Январь

Тема «Зима и зимние забавы»

Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»

Пальчиковая игра «Подарки»

Игра «Узнай на ощупь и опиши» («Рождественский сапожок»)

Тема «Зимняя царица»

Заучивание стихотворение с движениями «Ели на опушке»

Пальчиковая игра «Варежка»

Подвижная игра «Елочки»

Вечер загадок.

Загадывание загадок о зиме

Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

Игра малой подвижности

«Весёлые снежинки!

Февраль

Тема «Дикие животные»

Артикуляционное упражнение «Сочная морковка» имитация жевательных движений при закрытом, затем открытом рте.

Логоритмическая песенка «Зайчишка»

Игра «Четвертый лишний»

Тема «Домашние животные»

Артикуляционное упражнение

«Кот лакает молоко», «Лошадка»

Игра «Человеческие дети знают всех зверят на свете» (закрепление названий дет. животных)

Подвижная игра «Кот и мыши»

Тема «Наша армия»

Артикуляционное упражнение

 «Стрельба» (четко произносить чередование звуков «к-г»)

Упр. «Каким должен быть солдат?» (подбор прилагательных)

Пальчиковая игра «Дружные пальчики»

Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настол. театр)

Артикуляционная гимнастика «Не послушный язычок»

Игра малой подвижности

«Холодно-жарко»

Март

Тема «Мамин праздник»

Артикуляционная гимнастика «Улыбка»

Игр. упр. «Какая моя мама?» (подбор прилагательных)

Пальчиковая игра «Помощники»

Игра малой подвижности

«Наседка и цыплята»

Тема «Посуда. Продукты питания»

Речевая игра «Посуда. Большой - маленький» (образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

Упр. «Тесто» (ребенок запускает пальцы в «сухой бассейн и имитирует замешивание теста

Пальчиковая игра «Каша»

Артикуляционная гимнастика 

«Качели»

Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка)

Пальчиковая игра

«Есть у каждого свой дом»

Тема «Весна»

Артикуляционная гимнастика

«Солнышко улыбается»

Составление описательного рассказа о весне с использованием мнемотаблиц.

Пальчиковая игра «Кап-кап-кап, весна настала…» с музыкальным сопровождением

Апрель

Тема «Перелетные птицы»

Артикуляционная гимнастика «Клювик открываем»

Заучивание стихотворения Г.Ладонщикова «Весна»

Пальчиковая игра 

«Вышел дождик погулять»

Тема «Космическое путешествие»

Беседа о Космосе

Упр. с массажными мячиками

Игра малой подвижности

«Займи своё место в автобусе»

Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)

Пальчиковая игра 

«Как у нас семья большая»

Игра малой подвижности

«Едет, едет паровоз»

Театральная игра «Угадай, что я делаю»

Пальчиковая игра 

«Рыбка»

Артикуляционные упражнения «Трубочка

Игры для развития дыхания "Ветерок", "Загони ватный шарик в ворота"

Су-джок терапия (мелкая моторика)

«Ёжик»

Игра малой подвижности

«Кошечка»

Май

Артикуляционная гимнастика

«Часики»

Чтение Н. Забила «Наша Родина»

Пальчиковая игра «Дождик, дождик, капелька»

Игра малой подвижности

«Кто поймает»

Диагностика

Диагностика

3. Содержание программы

При разработке Программы использовались следующие принципы: 

– принцип развивающего и воспитывающего образования;

– сочетание принципов научной обоснованности и практической применимости;

– принцип активности и самостоятельности;

– принцип полноты, необходимости и достаточности;

– принцип единства воспитательных, образовательных, развивающих задач;

– принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей;

– принцип решения программно-образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей на занятиях, при проведении режимных моментов, игр, общения и т. д.;

– принцип применения познавательно-исследовательской, продуктивной деятельности, чтения художественной литературы.

Принципы:

– создания условий для самостоятельной деятельности детей;

– взаимодействия с семьей по реализации Программы;

– обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка;

– поддержки индивидуальности и инициативы детей;

– создания условий для принятия детьми решений;

– развития умения работать в группе сверстников;

– построения Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

– построения образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на их интересы;

– личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых и детей;

– реализации Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы;

– возможности освоения Программы на разных этапах ее реализации;

– построения педагогического процесса, при котором ребенок становится субъектом образования;

– признания ребенка полноценным субъектом образовательных отношений;

– формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Все это позволяет обеспечить:

– равные возможности усвоения Программы каждым ребенком;

– преемственность целей, задач, содержания образования, реализуемых в рамках Программы;

– развитие познавательной деятельности;

– объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс по формированию аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте в различных видах деятельности (в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в игре, занятиях);

– формирование инициативности, самостоятельности, ответственности ребенка;

– формирование предпосылок учебной деятельности;

– вариативность и разнообразие методических приемов, организационных форм;

– создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

– комплексный подход речевого развития детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях: социально-коммуникативной, познавательной, речевой, художественно-эстетической, физической (ФГОС ДО);

– повышение компетентности педагогов, родителей в вопросах речевого развития детей

В содержание игровых занятий включены следующие виды детской деятельности:

  • Артикуляционная гимнастика - комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
  • Упражнения на развитие слухового восприятия
  •  Пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
  • Комплексы пальчиковой гимнастики и массаж;
  • Игры с персонажами пальчикового театра.
  • Потешки и стихи, сопровождаемые движениями рук, развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
  • Динамические упражнения для развития темпа и координации речи и движений.
  • Веселые стихи, рисунки, сказочные персонажи делают процесс развития речи ориентированным на ребенка-дошкольник

4. Календарный учебный график

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Дата начала и окончания реализации ДОП

Продолжительность каникул

33

33

с 1 октября по 31 мая

(1 и 2 неделя)

с 31.12.2021

по 09.01.2022

5. Условия реализации программы

Все движения организма и речевая деятельность имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук положительно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движение ладошек. Видимо, уже в древности была подмечена взаимосвязь этих процессов. У детей часто наблюдается недостаточность двигательной сферы, в том числе недостаточная координация мелкой моторики. Ребенку в этом возрасте необходимы гимнастика рук и пальчиковые игры, они в сопровождении стихов разовьют речь и умение слушать. Дошкольник научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Развитие движений пальцев подготовит почву для последующего формирования познавательной сферы ребенка.

        Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка.

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбора занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав (то есть количество упражнений, игр и степень их сложности), варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей детей.

        Движения конкретизирует образ, а слово помогает более четко и выразительно выполнять движения. При этом ребенок постигает не только общее значение слова, но и глубокий смысл выражения благодаря образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне. Текст упражнений – это рифмованные подсказки к заданным движениям. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев рук оказывают игры с предметами; мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках, игры с карандашами и крупой, «пальчиковый» бассейн.

  • Материально техническое оснащение

1. столы и стулья детские на подгруппу детей

2. доска магнитно – маркерная

3. ТСО: магнитофон, аудиозаписи, видео презентации.

Информационно – методические условия реализации программы

Методические материалы:

- конспекты занятий

- картотека пальчиковых игр, самомассажа

- картотека потешек, песенок, попевок, художественного слова

- аудиотека

- наглядный материал: игрушки, разные виды театров по тематике малых фольклорных форм.

Информационные ресурсы:

- https://www.maam.ru/poisk/?pg=

- https://www.maam.ru/kartinki

- https://www.maam.ru/kartinki/lyepbuki

Особенности организации образовательного процесса

Реализация Программы в ОМС предусматривает комплексный подход к речевому развитию детей: на одном занятии решаются разные взаимосвязанные речевые задачи — фонетические, лексические, грамматические и — на их основе — развитие связной речи.

В основе концептуальной идеи лежит теория А. В. Запорожца о самоценности дошкольного периода развития: основной путь развития ребенка — это путь обогащения, наполнения наиболее значимыми для дошкольника формами и способами деятельности, — путь амплификации.

А также: – исследования отечественной науки о закономерностях речевого развития ребенка в дошкольном возрасте (Д. Б. Эльконин, Ф. А. Сохин, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, О. С. Ушакова, Л. Е. Журова и др.), которые предполагают пути освоения ребенком языка в единстве сознания и деятельности; – положения, разработанные Л. С. Выготским, П. Я. Гальпериным, А.Н. Леонтьевым о деятельностном подходе в обучении; – психолого-педагогические исследования Н. Н. Поддьякова, В.В. Давыдова, Л. В. Занкова, Л. А. Венгера, которые научно обосновали и доказали, что умственные возможности детей в процессе обучения родному языку значительно больше, чем считалось ранее.

Методы обучения

  • беседа
  • объяснение
  • показ
  • разучивание и воспроизведение песенок, попевок, потешек, стишков
  • пальчиковая гимнастика
  • самомассаж ладоней и пальцев руки
  • пальчиковые игры с предметами

Формы организации учебного занятия

- интегрированные подгрупповые занятия в игровой форме комплексного характера

Педагогические технологии

- игровая

- проблемно – игровая

- здоровьесберегающая

Алгоритм учебного занятия

1. Словесная часть (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр)

3.Действия ребёнка руками

4. Артикуляционная гимнастика

5. Речевые игры

6. Подвижные игры

Дидактические материалы

- конспекты занятий, технологические карты

- перспективный план занятий

- картотеки

Использование дистанционных образовательных технологий

Возможно использование мультимедийных презентаций

6. Список использованной литературы

Для педагогов:

  1. Образовательная область «Речевое развитие» Как работать по программе «Детство».Сомкова О.Н. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика – Синтез, 2004
  3. Бондаренко А.К. «Словесные игры в детском саду»
  4. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – Автор-сост. О.А. Зажигина. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2018
  5. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников, Москва АСТ, 2002г.
  6. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.

Для родителей

     1. Сборник русских народных песен

2. Картотека потешек

3. Картотека пальчиковых игр

4. Хрестоматия для младшего дошкольного возраста


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет

Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы -  педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

Программа по дополнительной программе «Логика»

«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе  «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...

Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"

Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД  блоков Дьенеша....