Конспект Познавательно-речевого занятия "Вода."
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шибирова Светлана Анатольевна

Природа дарит человеку радостные минуты. Любуясь ею, становишься лучше, добрее. И в то же время учишься у нее мудрости. Однако, она тоже, как и мы все нуждается в помощи. Нужно беречь все, что дарит нам земля. Людям необходимо дружить с природой, не обижая и не причиняя зла ее обитателям. А ведь многие не задумываются над этим.

Проблему неразумного использования воды человек нередко не замечает. На пример, мало кто огорчится отсутствию в пруду лягушек, проблемы с водопроводными трубами мы непременно списываем на ветхость коммуникаций. А гибель наиболее чувствительных к чистоте воды живых организмов - признак того, что в этом районе произошел выброс токсических веществ, которые могут угрожать и нашему здоровью. Хотите жить в ядовитом и неудобном мире? Вряд ли. Берегите воду. Не используйте водоемы в качестве сточных канав и автомоек, не жадничайте, покупая сантехнику и не разбазаривайте воду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda.docx16.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

Познавательно-речевого занятия "Вода"


Задачи: I. Образовательные:
1. Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с жидкостями.
2. Развитие наблюдательности детей, умения сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
3. Выявление свойств воды: вода прозрачная, текучая; не имеет формы, цвета, запаха; может быть тёплой и холодной; может менять свой цвет; некоторые вещества в воде растворяются, может менять свой цвет.
П. Речевые:
1. Активизация и обогащение словаря детей за счёт слов: прозрачная, непрозрачная, мутная; льётся, булькает, журчит, переливается, выливается; примеси, фильтр, очистные сооружения; наводнение, паводок, водяной.
2. Развитие речевого дыхания.
3. Совершенствование диалогической речи детей, речи-доказательства.
4. Продолжение знакомства с разными способами образования слов (с помощью суффиксов, соединительных гласных).
5. Упражнение в образовании однокоренных слов.
6. Продолжение формирования умения составлять рассказ по моделям.
III. Воспитательные:
1. Воспитание у детей умения слушать друг друга и взрослых.
2. Воспитание бережного отношения к воде.


Оборудование:
• Аудиозапись звуки природы.
• Игрушка Капелька.
• Модели свойств воды.
• Модели образования сложных слов: водопад, водолаз, водоворот, водопровод.
• 2 тазика, стаканчики, разные сосуды, мерные ложки, краски, пакетированный чай, марганцовка, палочки для размешивания, трубочки для коктейля, клеенки.
• Слайд-шоу «паводок», «наводнение», «водяной» и др.

Ход занятия:
I
Звучит музыка дождя.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, кто пришёл к нам в гости? (Капелька) Воспитатель: Ребята, капелька пришла к нам в гости, чтобы рассказать о свойствах воды.
Капелька: -Чтобы узнать свойства воды нам нужно провести разные интересные опыты.
У вас на столах стоят стаканчики, (один пустой - другой с водой) перелейте воду из одного стаканчика в другой. Что делает вода? (льётся) Почему? (потому что она жидкая).
Капелька: -Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: -Поскольку вода жидкая, её называют жидкостью. Она может
течь, это свойство воды называется текучестью. (Предложить детям
повторить слова: жидкая — жидкость, течёт - текучесть.)
Воспитатель: -Вот этот символ будет означать, что вода течёт, льётся.
(Модель).
II.
- Как вы думаете, вода имеет форму? (Ответы детей)
- Как это можно доказать? (Воспитатель наливает воду в сосуды разной формы.)
Вывод: Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в который она налита. (Модель.)
Воспитатель: Закройте глаза. Что вы слышите? А в ручье, когда вода быстро бежит, мы говорим, что она... что делает? (Журчит).
Возьмите трубочки, опустите их в воду и подуйте в них вытянутыми вперёд губами, не надувая щеки. Какой звук сейчас издаёт вода? (Булькает.) Воспитатель: Понюхайте воду, чем она пахнет? (Нет запаха). В один из ваших стаканчиков я выжму несколько капель лимонного сока. Понюхайте воду теперь. Что можно о ней сказать? Чем она пахнет? Вывод: Вода не имеет запаха (Модель). Она начинает пахнуть добавленными в неё веществами (травами, фруктами, мясом.)

III.
Капелька: Ребята, давайте немного поиграем.
Игра: «Что вы увидели?» (через стеклянную ёмкость показывать картинки, а дети отгадывают, что нарисовано).
Воспитатель: -Как вы думаете, почему были видны картинки? (Вода
прозрачная). Как вы догадались? Добавим в прозрачную воду земли,
размешаем. Что изменилось?
Вывод: - Значит, вода прозрачная. Этот символ будет обозначать прозрачность. (Модель.) Но при попадании в неё примесей, она становится ... какой? мутной.
IV
-Где можно встретить в природе мутную воду? (В болотах, грязных реках.) Вот почему на таких реках ставят специальные очистные сооружения. А дома как мы очищаем воду? (С помощью бытовых фильтров.) Воспитатель: Ребята, как можно окрасить воду? (Добавить краску) Фокус с окрашиванием воды в трех стаканчиках. Что получилось? (Вода окрасилась).
Вывод: Краска медленно, неравномерно растворяется и окрашивает воду.
Воспитатель: -Чем ещё можно окрасить воду? Как вы думаете? (Предположения детей). В стакан с горячей водой я положу пакетик с заваркой. Как вы думаете, что получится? (Вода окрасится, получится заварка.)
Вывод: Заварка, как и краска, медленно, неравномерно растворяется в воде и окрашивает её. (Модель.)
Воспитатель: -Что лежит у меня на блюдце? (Сахар, соль.) Как вы думаете, что будет, если их опустить в воду? (Растворятся, пузырьки воздуха поднимутся вверх).
Вывод: Некоторые вещества в воде растворяются. (Модель.) IV.
Воспитатель: Мы сегодня многое узнали о воде. Расскажите об этом,
используйте модели. (Рассказ детей по моделям).
V
Воспитатель: Вода - источник жизни на земле. Она нужна людям, растениям, животным. Этим словом мы часто пользуемся.
Слова, как родные, похожи чуть-чуть,
И если поставить их в ряд,
Немного послушать и вдуматься в суть -
Они об одном говорят.
Подберите такие слова к слову «вода».
- Транспорт какой? (Водный.) А сказочный герой? (Водяной) Ласково скажем ...(водичка.)
Река вышла из берегов и затопила город, что произошло? ...(наводнение.)
Весной река разливается ... (половодье, паводок.)
- Есть сложные слова, в которых тоже можно услышать слово «вода»: Вода поворачивается - водо … ворот,
Вода падает – водо … пад,
В воду лазает - водо … лаз,
Вода проведена - водо … провод,
Воду возит - водо … воз.

В дальнейшем ребята мы с Вами ещё проведём много других опытов и узнаем о новых интересных свойствах воды.

Спасибо ребята! Вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно- речевого занятия "Путешествие в прошлое часов"

Познавательно – речевое  занятие "Путешествие в прошлое часов»"Программное содержание:Познакомить детей с историей возникновения часов и их ролью в нашей жизни в наше время.  Учить чёт...

Конспект познавательно – речевого занятия "Вред и польза жевательной резинки"

Цель данного занятия: познакомить детей с историей жевательной резинки, влиянием её на организм человека; воспитывать познавательный интерес к окружающему миру и осознанную потребность в правильном пи...

Конспект познавательно-речевого занятия в логопедической группе

обобщение представлений детей с нарушениями речи о зимующих птицах, формирование умений подбирать глаголы, обогащение словаря детей...

Конспект познавательно-речевого занятия с элементами театрализации в средней группе детского сада «Царица Водица»

Конспект предназначен для того, чтобы дать первоначальное представление о круговороте воды в природе, воспитывать интерес к экспериментальной и исследовательской деятельности,  совершенство...

Конспект познавательно-речевого занятия в старшей группе по теме "Путешествие по страницам любимых книг"

В ходе познавательно-речевого занятия повышается интерес детей к художественной литературе...

Конспект познавательно- речевого занятия для подготовительной к школе группы Музыкально-литературная гостиная «У камина».

Данный конспект занятия разработан для детей подготовительной к школе группы. Детям даётся возможность соприкоснуться с культурой и бытом России 19 века. В ходе занятия дети практикуются в рифмовке сл...

Конспект познавательно-речевого занятия "Воздушный шар"

Дети в увлекательной форме познают свойства и качества воздушных шаров. Учатся видеть форму предметов, соотносить ее с названием геометрической фигуры – круг. Закрепляют название основных цв...