НОД для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития "Транспорт"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 «Совершенствовать представления детей о видах транспорта: воздушном, водном и наземном».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_transport.docx22.63 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: «Совершенствовать представления детей о видах транспорта: воздушном, водном и наземном».

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять  и уточнять знания детей о видах транспорта: воздушном, водном и наземном.

2. Совершенствовать грамматический строй речи (развивая умение согласовывать числительные с существительными; образовывать множественное число существительных в родительном падеже; существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

3. Активизировать словарь  детей: воздушный, водный, наземный транспорт, поезд, автобус, грузовая машина, самолет, вертолет, пароход.

Коррекционно-развивающие:

1. Развивать концентрацию, переключение и устойчивость внимания.

2. Развивать слуховую и зрительную память.

3. Развивать  ассоциативное мышление.

4. Развивать творческое воображение.

5 .Развивать  общую и мелкую моторику.

Воспитательные:

1. Воспитывать интерес к окружающему миру.

2. Воспитывать умение  выслушивать других  до конца.

3. Воспитывать навыки сотрудничества и взаимопонимания.

4. Воспитывать  умение оценивать свою работу.

.

Оборудование: ковролин с картинками воздушного, водного и наземного транспорта; разрезные картинки с видами транспорта; загадки; игрушки транспорта; заготовки цветной бумаги, схема работы, цветные карандаши, клей.

Предварительная работа:  на индивидуальных и подгрупповых занятиях – разучивание загадок. Рассматривание иллюстраций и картинок  по теме  «Транспорт».

Ход занятия

1. Орг. момент.

Учитель-дефектолог:  Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, давайте поздороваемся. Теперь посмотрите друг на друга и улыбнитесь. Молодцы!

Вводная беседа.

Учитель-дефектолог: Ребята, вы любите путешествовать?

Дети: Да!

Учитель-дефектолог: Отлично!

Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, а на чем, вы поедите,  узнаете, если отгадаете мою загадку.

Братцы в гости снарядились

                                                  Друг за друга уцепились,

                                                  И помчались в путь далек,                              

                                                  Лишь оставили дымок.   (поезд)

Учитель-дефектолог Вы догадались?

Дети: “Это поезд”. (Показываю картинку с поездом)

Учитель-дефектолог: Верно, значит, на чём мы отправимся в наше путешествие?

Дети.: На поезде.

Учитель-дефектолог: Правильно!

Мы с вами сейчас превратимся в поезд. Я буду паровоз, а вы мои  вагончики.

Посчитайте сколько вас?

Дети: нас   5

Учитель-дефектолог:. Значит и вагончиков у нас будет сколько? -  5.

Но прежде, чем мы отправимся в путешествие,  давайте я вам напомню правила пребывания в поезде:

- Внимательно слушай, другим не мешай,

  Когда тебя спросят, тогда отвечай”.

2. Основная часть.

Учитель-дефектолог: Поезд уже готов к отправлению, а вы готовы?

Дети: Да, готовы!

Учитель-дефектолог: Отлично! Тогда наш поезд отправляется в путь!

-  Внимание! Наш  поезд прибывает на первую станцию "Загадай-ка".      На этой станции вы будете отгадывать загадки.

(Дети по очереди отгадывают загадки).

 

Смело в небе проплывает,                                  По волнам плывет отважно            

обгоняя птиц полет,                                              Не сбавляя быстрый ход,

Человек им управляет,                                         Лишь гудит машина важно

Что такое?  (самолет)                                           Что такое? (пароход)

  

Это что за богатырь                                              Чудесный длинный дом,

Вдоль дороги поднял пыль?                                 Пассажиров много в нем.

По асфальту напрямик                                          Носит обувь из резины

Едет с грузом... (грузовик)                                     И питается бензином…(автобус)

 

 

Поднял в небо я глаза -                                         Грохотала и парила            

Там большая стрекоза,                                          И пропеллером крутила.

Неживая, из металла,                                                                                 (вертолет)

Все летала и летала 

Учитель-дефектолог: Молодцы!   

Как вы думаете, как все эти слова-отгадки можно назвать одним словом?

Дети:  Это транспорт.

Учитель-дефектолог: Верно, это транспорт.

- Как называется транспорт, который    летает по воздуху, в небе?

Дети: воздушный транспорт (самолет., вертолет, ракета)

Учитель-дефектолог: Правильно!

Как называется транспорт, на котором   плавают по воде? 

Дети: Водный транспорт (корабль, лодка, катер)

Учитель-дефектолог: Замечательно!

Как называется транспорт, на котором  едут по земле?

Дети: Наземный транспорт(машина, автобус, трамвай, троллейбус)

Учитель-дефектолог: Молодцы! Справились с заданиями на этой станции.

 

Учитель-дефектолог: Наш поезд продолжает свой путь, посмотрите, пожалуйста, направо, мы прибываем на вторую станцию  «Сосчитай-ка».

Учитель-дефектолог.: Все путешественники, которые останавливаются на этой станции, умеют хорошо считать. А вы умеете?

Дети: Да, умеем.

Учитель-дефектолог: Хорошо, тогда давайте посчитаем.

- Сколько здесь самолетов?

Дети: Здесь  …..  самолетов.

Учитель-дефектолог: Правильно!

Сколько здесь  вертолетов?

Дети: Здесь    …..  вертолетов.

Учитель-дефектолог: Правильно!

 - Сколько здесь  грузовых машин?

Дети: Здесь …..   грузовых машины.

Учитель-дефектолог: Очень хорошо.

- Сколько здесь  автобусов?

Дети: Здесь ….. автобусов.

Учитель-дефектолог: Правильно!

- Сколько здесь пароходов?

Дети: Здесь …..  пароходов.

Учитель-дефектолог: Правильно!

- Молодцы!  Вы доказали, что отлично умеете считать.

 Учитель-дефектолог:  Наше путешествие продолжается и мы прибываем на третью станцию «Отдыхай- ка».

Учитель-дефектолог: - Ребята, выходите из поезда. Мы сейчас с вами превратимся  в самолеты.            

 

 Физкультминутка «Самолет»

Руки в стороны – в полёт  (дети поднимают прямые руки в стороны)

Полетит наш  самолёт.     (поворачиваются вокруг себя)

Сделал правый поворот,  (через правое плечо, подняв правую руку)

Сделал левый поворот,   (поворачиваются через левое плечо, подняв левую руку)

Крыльями покачал,           (покачивают крыльями руками)

Загудел и задрожал.         (поднимаются на носки опускаются на всю      

                                                    ступню и гудят «у-у-у…»)

Начинается полёт,            (бегут по кругу, расставив руки в стороны)

Полетел наш самолёт,

Вот закончился полёт,      (замедляют бег)

Приземлился самолёт.     (опускаются на одно колено)

 

Учитель-дефектолог: Отдохнули?

Дети: Да.

Учитель-дефектолог: Теперь  мы снова превращаемся  в вагончики, едем дальше: (встают друг за другом)

                                        Поезд наш едет, колеса стучат,

                                        В поезде нашем ребята сидят!

Учитель-дефектолог: Дети, мы прибыли на четвертую  станцию «Собирай-ка».

- Жители этой станции приготовили для вас сюрприз, вы сможете узнать что это, если соберете разрезную картинку. (Дети собирают картинки)

Учитель-дефектолог: Вы уже справились с заданием? Молодцы! Попробуйте назвать предмет на вашей картинке ласково.

Дети: У меня  вертолётик.

           У меня самолетик.

           У меня грузовичок.

           У меня  автобусик.

           У меня кораблик (пароходик).

Учитель-дефектолог: Замечательно! Вы опять меня порадовали.  Возьмите картинку своего транспорта и прикрепите на  нужное место (виды транспорта - доска)

- Самолет, это какой вид транспорта? (воздушный) и т.д. по каждому виду транспорта

Учитель-дефектолог: Ребята, а вы знаете, кто управляет самолётом? (кораблем, машиной, поездом)

Дети: Самолётом управляет пилот или лётчик и т.д.

Учитель-дефектолог: Молодцы!  Ребята, время нашего путешествия подходит к концу, нас, наверное, уже совсем заждались в детском саду. И мы туда отправляемся. Опять превращаемся в поезд и отправляемся в детский сад.

- Внимание! Наш волшебный поезд прибывает на конечную станцию “Детский сад”.  Выходите из поезда.  

Учитель-дефектолог: Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Да.

Учитель-дефектолог: Ребята, давайте вспомним все станции, на которых мы сегодня с вами побывали. Какая станция вам больше понравилась? Про какой транспорт мы с вами говорили?

Ответы детей…

Учитель-дефектолог: Замечательно! Дети, какие вы  молодцы! Выполнили сегодня правильно много заданий! Я хочу поблагодарить вас за работу. На память о нашем путешествии хочу подарить каждому из вас раскраску про транспорт.

Учитель-дефектолог: Давайте поблагодарим наших гостей и скажем «До свидания!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Знакомство детей с доступными способами здоровья (соблюдение режима, ежедневная зарядка, закаливание). Закрепление правил пожарной безопасности. Формирование представлений о поведении при угрозе...

Опыт на тему: ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Экспериментирование способствует эффективному формированию познавательной активности детей, а главное, даёт возможность развитию детской любознательности,...

Рекомендации учителя-дефектолога по закреплению пройденного материала «Повторение-мать учения!» для родителей детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития

Успех  коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность в работе учителя-дефектолога,  логопеда,  воспитателей и родителей. У ребенка с з...

Особенности внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Для воспитателей работающий с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития....

Сборник упражнений, развивающих заданий, игр, загадок по развитию речемыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического психического развития "Играем, думаем, говорим". Автор-составитель Орлова И.А.

Уважаемые педагоги и родители!Перед Вами сборник для индивидуальных занятий с детьми.В сборник вошли игры, задания и упражнения по развитию детей старшего дошкольного возраста. Основная цель заданий, ...