Копилка лексических тем: "Перелетные птицы", "Насекомые", "Майские праздники", "ПДД", "Мой город. Моя улица."
учебно-методический материал по развитию речи (средняя, старшая группа)

Данный материал можно использовать с детьми дошкольного возраста по теме недели 

Упражнения будут способствовать формированию грамотной речи у детей, развитию координации движений и мелкой моторики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл leksicheskaya_tema.docx20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Перелетные птицы»

Пальчиковая гимнастика «Ласточка»

Ласточка, милая ласточка — большой палец дважды касается пальцев другой руки

Где была и с чем пришла? — большой палец дважды касается пальцев другой руки

За морем бывала — соединяем в кольцо большой и указательный палец

Весну искала — соединяем в кольцо большой и средний палец

Несу весну красну — соединяем в кольцо большой и безымянный палец, потом мизинец.

Подвижная игра «Ласточки летели»

Ласточки летели,    Бегут по кругу, взмахивая руками как крыльями.

Все люди глядели.

Ласточки садились,                     Приседают, сложив руки за спиной.

Все люди дивились.

Сели, посидели,                       Делают ритмичные наклоны головой.

Взвились, полетели.          Опять бегут по кругу, взмахивая руками.

Полетели, полетели,

Песенки запели.

Игры на развитие психологической базы речи

«Найди отличие», «Найди две одинаковые птицы»

Упражнения на развития голоса

Упражнение на ослабление голоса (громко – средне – тихо – шепот – беззвучная артикуляция А-А-А-а)

Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук Н:

  1. Из звукового ряда: к, н, т, п, н, п, о, н, т.
  2. Из слогового ряда: ат, ан, ап, от, он, оп, ин, ип, пи, ни, то, па, на, ки, пу, ко, ну, по.

Придумывание слов, которые начинаются со звука Н

Лексическая тема «Насекомые»

Пальчиковая гимнастика «Жук»

Я веселый майский жук. (Сжать кулачок.)

Знаю все сады вокруг. (Указательный палец и мизинец)

Над лужайками кружу, развести в стороны («усы»).

А зовут меня Жу-Жу. (Шевелить пальцами-усами.)

Упражнение «Один – много»

Пример: Жук – жуки

Оса, муравей, кузнечик, бабочка, пчела, таракан, муха, стрекоза, божья коровка, сверчок, комар, богомол, мотылек.

Упражнение «Назови ласково»

Пример: Жук – жучок

Муравей, пчела, таракан, стрекоза, комар.

Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза

Хлопни в ладоши, когда услышишь звук К:

  1. Из звукового ряда: к, н, т, п, н, п, о, н, т.
  2. Из слогового ряда: ат, ан, ап, от, он, оп, ин, ип, пи, ни, то, па, на, ки, пу, ко, ну, по.

Придумывание слов, которые начинаются со звука К


Лексическая тема «ПДД»

Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много».

Дорожных правил очень много. («грозят» пальчиками)

Раз - Внимание дорога! (загибают поочередно пальцы)

Два - сигналы светофора,

Три – смотри дорожный знак,

А четыре – «переход».

Правила все надо знать (хлопки руками)

И всегда их выполнять. (показывают «класс!» большим пальцем)

Упражнение «Один – много»

Пример: Светофор – светофоры

Улица, знак, переход, мост, пешеход, тротуар, машина

Упражнение «Сосчитай до 5»

Пример: Одна улица – две улицы – … – пять улиц

Светофор, знак, переход, мост, пешеход, тротуар, машина

Подвижная игра «Трамвайчики»

Мы веселые трамвайчики,                                   Дети друг за другом берутся

Мы не прыгаем как зайчики,               «паровозиком» и двигаются по группе

Мы по рельсам ездим дружно.

Эй, садись к нам, кому нужно!

Лексическая тема «Майские праздники»

Упражнение «Отгадай загадки»

Свято предки берегли

Рубежи родной земли.

Нынче армия и флот

Защищают наш народ.

Выполняя долг священный,

Служит Родине…(военный)

Саша гордо самолет

На веревочке везет.

Он готовится к полетам,

Значит, вырастет…(пилотом)

Упражнение «Один – много»

Пример: пограничник – пограничники

Танкист, летчик, пилот, десантник, моряк, капитан, радист, сапер, спасатель, боцман, самолет, вертолет, танк, корабль, герой, ветеран.

Упражнение «Сосчитай до пяти»

Пример: один самолет – два самолета – … – пять самолетов

Танкист, летчик, пилот, десантник, моряк, капитан, радист, сапер, спасатель, боцман, пограничник, вертолет, танк, корабль, герой, ветеран.

Упражнения на развитие фонематического анализа и синтеза

Подними руки, когда услышишь звук К из слогового ряда: ат, ан, ап, от, он, оп, ин, ип, пи, ни, то, па, на, ки, пу, ко, ну, по.

Придумывание слов, которые начинаются со звука К

Лексическая тема «Мой город. Моя улица.»

Пальчиковая гимнастика «Дом»

Я хочу построить дом,

(Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём,

(Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была,

(Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла.

(Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял,

(Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл,

(Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены". Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвёл!

(Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики –   "бутончик тюльпана")

Упражнение «Один – много»

Пример: Светофор – светофоры

Улица, дом, переход, мост, пешеход, тротуар, машина, памятник, детский сад, площадка, вокзал, цирк, зоопарк, река, озеро, берег, флаг.

Упражнение «Сосчитай до 5»

Пример: Одна улица – две улицы – … – пять улиц

Дом, переход, мост, пешеход, тротуар, машина, памятник, детский сад, площадка, вокзал, цирк, зоопарк, река, озеро, берег, флаг.

Подвижная игра «Вокруг дома я хожу»

Считалкой выбирается водящий, остальные дети встают в круг, подняв сцепленные руки вверх. Водящий, читая стишок, ходит за кругом, заглядывая в каждое окошечко.

Вокруг домика хожу,

И в окошечки гляжу.

К одному я подойду,

И тихонько постучу-

(Останавливается за спиной ребёнка и стучит ему в плечо)

Тук, тук, тук!

Кто пришёл?

(Спрашивает ребёнок, обернувшись лицом к водящему)

Побежим-ка, мы с тобой! (предлагает водящий)

Оба разбегаются в разные стороны, стараясь первым добежать до освободившегося места.

Игра продолжается с новым водящим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по лексической теме: ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ.

Данный материал предназначен для проведения совместной деятельности с детьми. В нем представленны стихи, загадки, пальчиковые и подвижные  игры, рассказы по лексической теме....

Лексическая тема «Перелетные птицы»

Конспект логопедического занятия по связной речи....

Логопедическое занятие в подготовительной группе детей с ОНР Тема: «Автоматизация звука Л в связной речи». Лексическая тема «Перелетные птицы».

Тема: « Автоматизация звука Л в связной речи»Лексическая тема «Перелетные птицы»Задачи:Коррекционно-образовательные: уточнить словарь по теме «Перелётные птицы»; закрепить навык произношения звука [Л]...

Занятия по математике в средней группе. Лексическая тема: "Перелетные птицы"

Занятие составлено по программе Н.В.Нищевой "Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР"...

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) Тема "Мой дом, мой город" Лексическая тема "Перелетные птицы. Водоплавающие птицы.Подготовка к отлету"

Календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему:  Тема «Мой дом, мой город»  Лексическая тема «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы. Подготовка...